Медицина нуждается в хороших управленцах
Более 1,7 млрд тенге не были освоены медицинскими организациями Атырауской области. Это говорит о том, что жители региона, нуждающиеся в помощи, так и не получили ее. Об этом стало известно во время круглого стола, организованного «ПК» на тему «Проблемы медстрахования».
За круглым столом собрались директор Атырауского филиала НАО «Фонд обязательного социального медицинского страхования» Байтолла ГАЗИЗОВ, руководитель отдела общественной информации Атырауского областного филиала АО «Фонд социального медицинского страхования» Алмас КАРИМЖАН, члены общественного совета министерства здравоохранения Республики Казахстан Мира РСКАЛИЕВА и Жанат ЕСМАГАНБЕТОВА. К сожалению, из-за режима ЧС природного характера в Атырауской области не смогли участвовать представители областного управления здравоохранения. А ведь именно им была адресована большая часть вопросов – более 88 процентов жителей нашей области исправно платят страховку, но не могут получить качественную медицинскую помощь.
Средств достаточно, освоений мало
Круглый стол открыл Байтолла Газизов, он рассказал о работе филиала за прошлый год. Фонд медстрахования перечисляет больницам, поликлиникам и другим медицинским организациям не только нашу, обычных граждан, страховку. Есть средства, выделяемые государством, это гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Например, скорая помощь точно приедет, независимо от страховки, гражданства – человек имеет право получить первую помощь.
– В 2023 году фонд социального медицинского страхования заключил договоры с 89 медицинскими организациями, из них лишь 33 государственные. В этом году прибавились еще две частные. А всего в нашей области 94 частных медицинских организаций.
Средства на 2022 год были предусмотрены в сумме 54,8 млрд тенге, из них 21,5 млрд – по линии медстрахования. В прошлом году общая сумма превысила 70 млрд тенге, по части страховки – 28 млрд. В этом году финансирование увеличено на 9%, то есть средств достаточно, но часть остается неосвоенными.
Не успевают освоить выделенные средства городские поликлиники №3, 4, 5, Геологская поликлиника, Исатайская, Курмангазинская, Махамбетская, Макатская центральные районные больницы.
– А в чем причина? Раньше говорили, что денег недостаточно, теперь не успевают осваивать.
Б. Г.:
– Это возникает в результате неправильного планирования работы, отказа от участия в дополнительных конкурсах; есть и другие моменты. Некоторые учреждения выплатили бонусы и премии, сидя на кредиторской задолженности. Но есть и хорошие примеры, например, Атырауская городская поликлиника №1, Жылыойская, Индерская центральные районные больницы уже несколько лет работают слаженно, без кредиторской задолженности.
Не хватает коммуникаций
– Байтолла Закарьяевич, раз вы владеете ситуацией, скажите, пожалуйста, сколько у нас на сегодня незастрахованных граждан?
Б. Г.:
– На 1 апреля 2024 года количество незастрахованных граждан в регионе составило 82 345 человек, в Атырау – 52 574, в Жылыойском районе – 7 939, в Индерском – 3 493, в Исатайском – 3 080 человек и так далее.
Основные причины, по которым не уменьшается количество незастрахованных граждан, – несвоевременная уплата взносов сезонными работниками, неуплата взносов за месяцы отдыха граждан, работающих вахтовым методом, выплата заработной платы наличными, систематическая неуплата взносов независимыми плательщиками. Процент пополняют частные предприниматели, перечисляющие деньги за страховку не каждый месяц, как положено, а сразу за полгода. У нас еще есть лица, получающие льготы, например, воины-интернационалисты, многодетные мамы, которые уходят на пенсию в 53 года, но они не входят в льготную категорию, за которых страховку платит государство.
– А кто они?
Б. Г.:
– Все, кто трудится на вредных производствах. Например, шахтеры, горнодобытчики. Они могут выйти на пенсию пораньше, однако про них в правилах медстрахования ничего не сказано. Неизвестно, кто за них будет платить. И до сих пор этот вопрос остается открытым.
В стране, в том числе в нашей области, наблюдается высокая миграция населения.
Есть процент граждан, которые выражают недоверие к медицинским организациям. Они не удовлетворены доступностью и качеством медицинских услуг. Практика показывает, что незастрахованные граждане не в полной мере информированы о своих правах и возможностях.
Недавно в конце рабочего дня я зашел в городскую поликлинику №1, как раз в это время у регистратуры сидела семейная пара. Мужчина обратился за медпомощью, но не был застрахованным, не вносил страховку из-за отсутствия средств. Я решил вмешаться в разговор и объяснил человеку, что если он нигде не работает, может зарегистрироваться в центре занятости, тогда его страховку будет оплачивать государство. Он все понял и пообещал завтра же зарегистрироваться. На самом деле такую работу должны были провести в регистратуре. И подобных примеров очень много, когда в поликлинике человеку толком ничего не объясняют, и от этого накал только возрастает.
– А сами сотрудники филиала выходят на встречи, ведут разъяснительную работу?
Алмас Каримжан:
– Обязательно. В прошлом году мы провели 199 встреч с участием 5 871 человека, и практически все вопросы были связаны с получением медицинской помощи, уплатой медицинских страховых взносов, отсутствием страхового статуса, способами погашения просроченных взносов. Кроме того, консультацию по телефону и при посещении филиала получили свыше 4,5 тысячи человек. Каждые три дня мы проводим онлайн или офлайн- семинары, раз в неделю информация предоставляется посетителям центров занятости.
Грамотный пациент всегда в плюсе
– Вы сказали, что в филиал люди обращаются. Как часто?
А.К.:
– Довольно часто. Например, в 2023 году поступило 631 обращение, из них 18 благодарностей, 69 консультаций по нормативно-правовым актам и 544 жалобы, а в 2022 году к нам обратились 375 недовольных. Подавляющее большинство жалоб на качество медицинской помощи в организациях первичной медико-санитарной помощи.
Б.Г.:
– Вот на качество больше всего претензий. Люди недовольны работой врачей, всего медицинского персонала. В поликлиниках или вообще отсутствуют медикаменты, или если они есть, их просто отказываются выдавать. Это детское питание, лекарства. Гражданам не дают направления на консультативно-диагностические услуги, или людям подолгу приходится стоять в очереди, ждать приема.
Больше всех жители области жалуются на качество услуг в ТОО «Медикер Жайык». Заметим, что в 2023 году ТОО «Медикер Жайык» находилось у ТОО «Qamqor 2 QP», сейчас это вновь городская поликлиника №2. Также люди недовольны качеством обслуживания Атырауской городской поликлиникой №1, медицинским центром «Аман саулық», который относится к ТОО «Актобе Транзит Экспедишн».
Многолетний опыт, наблюдение, итоги встречи с населением, посещение медицинских учреждений, обращения жителей и жалобы от них дали основание сделать выводы, что сам медицинский персонал до конца не понимает цель, значение и весь алгоритм работы по системе страхования.
К нам в офис ежедневно приходят 7-8 человек с вопросами, жалобами. А после того, как мы им все объясним, растолкуем, все покажем, они уходят довольные, отмечая, что в больницах и поликлиниках врачи и медсестры такое не говорят. К сожалению, у нас в штате нет такой единицы, чтобы вести разъяснительную работу с населением. Во время встречи с жителями становится понятно, что многие про ФОМС не знают, зато все интересуются: «Почему мы платим деньги, но не можем получить качественное обслуживание и лечение? За что платим, куда уходят деньги, если все равно приходится обращаться в частные клиники. Их обиды и упреки понятны. На протяжении последних пяти-шести лет и даже больше мы ведем разъяснительную работу по медицинскому страхованию. Кроме того, постоянно выходим в эфиры, организовываем прямые линии, интервью, готовим статьи для газеты, сами многократно вещаем в социальных сетях. Но, как показывает практика, есть две основные проблемы – неосведомленность населения и качество лечения. Есть еще другая проблема – неосвоение средств по линии страхования и гарантированного объема. Эти 1,7 млрд тенге, которые не удалось освоить в прошлом году, говорят о том, что какая-то часть населения не получила медицинскую помощи или вынуждена была обратиться в другие медицинские учреждения за отдельную плату.
Мира Рскалиева:
– Конечно, жители будут возмущены таким отношением. Ведь они платят страховку. Есть люди, которые платят дважды, например, как сотрудники какой-либо организации и в качестве индивидуальных предпринимателей. Мне вот непонятно, почему ФОМС предлагает платить за прошлый год или за будущий на выбор. Если человек не платил за предыдущий год, но обратился за помощью, у него есть выбор платить, допустим, за весь 2023 год с апреля по апрель или с апреля 2024 года по апрель 2025 год. Нельзя ли убрать оплату за предыдущее время? Ведь логичнее платить вперед.
А.К.:
– Есть люди, которые в прошлом году работали 3-4 месяца или не работали всего 2 месяца. Им легче оплатить за эти неоплаченные месяцы. То есть мы должны предоставить человеку выбор.
– А можно ли привлечь к ответственности недобросовестных, неактивных руководителей медорганизаций?
А.К.:
– Каждые три месяца у нас проводится аппаратное совещание, расширенная коллегия, на которых мы говорим об этом и конкретно называем организации, у которых остаются деньги. Другие, более строгие, меры не предусмотрены.
М.Р.:
– Мне, как члену общественного совета минздрава, люди пишут на мессенджер, звонят, если знают мой телефон. Они не могут получить положенные им лекарства, очень долго ждут очереди к узкому специалисту. Многие не знают, что могут оперироваться в любой медицинской организации в любом городе Казахстана, который сотрудничает с фондом, а на местах им это не объясняют, а порой вводят в заблуждение. Говорят, что нет, нельзя, не положено, только в Атырауской области можно оперироваться. Естественно люди верят им. Что для этого нужно делать? Надо заниматься самообразованием, изучить положение фонда, требовать, обращаться в call-центры. Очень много вопросов можно решать на уровне больниц и поликлиник, но руководители игнорируют просьбы, и тогда приходится вмешиваться.
Жаннат Есмаганбетова:
– В прошлом году на базе нескольких медицинских организаций мы открыли школу грамотного пациента «Алғыс». Я сама – пациент со стажем, понимаю и вижу, что многие больные не знают о своих правах, это порой порождает недовольство, непонимание. А ведь все вопросы можно и нужно решать цивилизованно, в правовом поле. Открывая школу грамотного пациента, мы неслучайно назвали ее «Алғыс», так как речь идет о жизни и здоровье людей. Наша цель – наладить связь между врачом и пациентом, рассказать об их правах и обязанностях, об ответственности обеих сторон. Так случилось в моей жизни, что мне неоднократно приходилось обращаться за медицинской помощью, и я хорошо знаю работу врачей, специфику их службы, когда помощь надо оказывать 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Атырауская область испытывает существенный дефицит в квалифицированных врачах, особенно узкой специализации. Каждый из них максимально загружен, налаживать какие-либо коммуникации с пациентами им элементарно не хватает времени. В то же время больные требуют к себе повышенного внимания, особенно с тяжелыми диагнозами с определенными психологическими аспектами. Задачи нашей школы – стать связующим звеном между пациентом и врачом. Мы намерены проводить среди больных беседы, встречи, консультации с привлечением специалистов.
М.Р.:
– Идея медицинского страхования правильная, – отмечает Мира Рскалиева. – На этом строится система здравоохранения многих стран, а наша модель нуждается в дальнейшей корректировке. Например, с марта 2024 года сократили перечень анализов на плановую госпитализацию, а также увеличили сроки их действия с 10 до 14 дней и с одного месяца до трех. С апреля 2024 года пациент сможет обратиться к профильным специалистам без направления врача общей практики. Но пока этого нет, областное управление здравоохранения ждет специального приказа. А люди возмущены, потому что на самом деле приема профильных врачей приходится ждать очень долго.
Как видите, многое зависит от работы поликлиник и больниц, руководители которых должны быть настоящими менеджерами. Нужен хороший специалист, руководитель, который бы занимался управлением медицинского учреждения, отвечал бы за организацию работы, контролировал качество медицинской помощи, управлял персоналом и финансовыми показателями.
Записала Марина КУАНЫШЕВА