Кто может построить АЭС в Казахстане?
Общенациональный референдум по поводу строительства АЭС в Казахстане пройдет уже через пять дней. И при положительном решении голосования всех будет волновать вопрос потенциальных поставщиков строительства стратегического объекта на территории Казахстана. Поэтому хотелось бы привести примеры, какие реакторы предлагаются на рынке мирного атома.
По информации Тelegram-канала ExpressAsia, в настоящее время в качестве потенциальных поставщиков ядерных технологий рассматриваются компании »CNNC» (КНР, реактор HPR1000), ГК «Росатом» (РФ, реактор ВВЭР-1200), »KHNP» (Южная Корея, реактор APR1400) и »EDF» (Франция, реактор EPR1200). Эти реакторы имеют двухконтурную систему с водой под давлением и обеспечивают высокую степень надежности и безопасности, минимизируя вероятность аварий. Поставщика выберут, опираясь на такие критерии, как безопасность, экономические показатели, наличие положительного опыта эксплуатации и другие важные вопросы национальных интересов страны.
Если каждого поставщика рассматривать в разрезе, то французский EPR-1200 — относительно новый реактор поколения III, мощностью 1200 мегаватт. Название он получил весьма амбициозное — в Европе его нарекли «Европейский реактор под давлением», а во всем мире он известен как «Эволюционный энергетический реактор».
В нем вода действует под давлением. По оценкам поставщика он достаточно долговечен (проектный срок службы — 60 лет), имеет высокую экономическую эффективность. Под реактором есть ловушка расплава особой конструкции, если реактор с топливом начнет плавиться, материал попадет на специальную «подушку», потеряет тепло и не попадет в почву.
Государственная компания Франции Électricité de France в сентябре 2015 года заявила, что модернизированная версия (позже названная EPR2) будет проще и дешевле в постройке. На данный момент реакторы такого типа используются всего лишь на двух станциях — один блок на финской АЭС Олкилуото 3 и два — на китайской станции Тайшань.
Корейский APR-1400, по сообщениям в СМИ, неплохой реактор. Как отмечали в российской корпорации «Росатом», APR-1400 и российский ВВЭР-1200 находятся примерно на одинаковом уровне технологического развития, и каждый имеет свои уникальные решения.
Единственной проблемой корейского проекта является лицензионный спор с американской компанией «Westinghouse». Проекты южнокорейских атомных агрегатов разрабатывались на базе проекта «System 80», с 2000 года принадлежащего «Westinghouse». Американцы считают, что в APR-1400 сохраняется их интеллектуальная собственность, южнокорейцы утверждают обратное.
Что касается китайского HPR-1000, то данный реактор, также известный как Hualong One, представляет собой реактор с водой под давлением поколения III электрической мощностью 1100 МВт. Проект достаточно новый, как и французский EPR, хоть и базируется на проверенных технологиях в реакторах прошлых лет. На данный момент в эксплуатации всего пять реакторов такого типа. Проектный срок службы реактора «Hualong One» составляет 60 лет.
К вопросам безопасности в КНР подходят с большим трепетом после катастрофы в соседней Японии. На случай тяжёлых аварий в проекте предусмотрены пассивная система отвода тепла через парогенераторы, пассивная система отвода тепла от контейнмента и система заливки и охлаждения шахты реактора. Все три перечисленные системы рассчитаны на работу в течение свыше 72 часов после начала тяжёлой аварии.
Российский ВВЭР-1200продолжает традиции предыдущих серий этого типа. Большим преимуществом российского проекта является его проверенность временем и изученность технологий. Только в России эксплуатируются 22 энергоблока с реакторами типа ВВЭР: 4 энергоблока – ВВЭР-1200, 13 энергоблоков – ВВЭР-1000 и 5 энергоблоков – ВВЭР-440 различных модификаций. Значительное их количество работает или строится в других странах.
Время эксплуатации — минимум 60-80 лет, с последующим продлением срока эксплуатации. Сам ВВЭР-1200 имеет сравнительно небольшие габариты.
Плюсом российского ВВЭР в вопросах безопасности является то, что стержни-поглотители (замедляющие реакцию) находятся сверху и удерживаются магнитами. Под своим весом они опустятся в активную зону даже при обесточивании станции. Кроме этого, под реактором находится ловушка расплава. Используемое топливо достаточно легко хранится после отработки, вода из первого контура поддается высокой степени очистки: при выводе из эксплуатации (с помощью выпаривания количество радиоактивных элементов можно сократить в 50-70 раз).
Таким образом, современные АЭС поколений III и III+ оснащены как активными, так и пассивными системами безопасности. Пассивные системы безопасности не требуют вмешательства человека и могут эффективно предотвращать аварии, такие как плавление активной зоны реактора. Это минимизирует зависимость от человеческого фактора и повышает общую безопасность станции. Кроме того, современные АЭС оснащены сложными системами мониторинга и диагностики, которые в реальном времени отслеживают ключевые параметры реактора и автоматически реагируют на отклонения.
Как утверждают специалисты, на строительство АЭС потребуется около 10-15 лет. И, на мой взгляд, вне зависимости от решения нынешнего референдума, эта информация будет полезна жителям Атырау. Возможно, придется выбирать и поставщиков.
Рауан АБДИНОВ,
директор НИИ «Экология,
био и нанотехнологии» Атырауского университета им. Х. Досухамедова