«КазАвтоЖол» назвал причины затянувшейся реконструкции дороги Атырау – Астрахань
В нацкомпании «КазАвтоЖол» рассказали некоторые ранее не озвученные детали проекта.
В 2015 году одним из приоритетных проектов в Казахстане определили реконструкцию автомобильной магистрали Актобе — Атырау — Астрахань. Частью этой дороги является трасса от Атырау до границ России, которая протягивается на 277 километров. Однако к ее ремонту приступили лишь в 2019 году, причем только на 60-километровом отрезке: от границы до села Курмангазы.
— На сегодня реконструировано и сдано в эксплуатацию 20 километров дороги. Помимо этого, реконструкция идет на протяжении 257 километров, из которых 217 – за счет займа от Европейского банка реконструкции и развития, а 40 – за счет республиканского бюджета. Сейчас на 40 километрах дороги между границей и селом Ганюшкино (Курмангазы — Прим.ред) ведутся работы. В принципе, все асфальтобетонные работы завершены, на семи мостах проезд обеспечен. Осталось только один километр уложить и мелкие небольшие виды работ по мосту. Этот участок планируется сдать в эксплуатацию до конца этого года. Возможно, они не смогут завершить в намеченный срок из-за неблагоприятных погодных условий, когда невозможно будет разметки начертить и так далее. Но у подрядчика тоже есть основания на небольшое продление, потому что была пандемия и работники болели, а также поставки стройматериалов задерживались, – сообщил заместитель председателя правления «КазАвтоЖола» Нуржан Жукабетов.
По его словам, строительство дороги на оставшихся 217 километрах от села Курмангазы до Атырау были начаты только в прошлом году. Данный отрезок разделили на четыре участка и отдали разным компаниям.
— На участке в 217 километров, который у нас постоянно критикуют, ведутся работы по устройству полосы, подстилающего слоя и верхнего слоя основания, а также труб. Однако на трех участках в грунтовых резервах была обнаружено повышенное содержание гипса, хлорида и сульфатов. Это связано с Каспийским бассейном. Поэтому в проект потребовалось внести корректировки, так как после земляного полотна в подстилающий слой должны были использовать кропленый цемент. А лабораторный анализ показал, что в результате реакции гипса, хлорида и сульфатов с цементом будет набухание дорожного полотна. Получается, это может поднять всю дорожную одежду, вплоть до асфальта, – добавил представитель нацкомпании.
Жукабетов отметил, что из-за этих причин дорожники потеряли несколько месяцев времени и не могли продолжить работы по строительству дороги. Так, в апреле этого года инженеры после лабораторного анализа дали предписание поменять конструкцию дорожной одежды. Далее только в середине августе от ЕБРР пришло одобрение на дополнительный заем для замены стройматериала. Затем подрядная организация провела свои внутренние согласования по проекту.
— Здесь из-за смены дорожной одежды менялось техническое решение проекта, поэтому мы обязаны были пройти госэкспертизу. И это несмотря на то, что средства были заемные от ЕБРР. Прокуратура нам дала рекомендации по прохождению экспертизы. Ее заключение по первому и третьему участку мы получили в октябре. А по второму и четвертому заявка нам была возвращена из-за отсутствия экологической экспертизы. Да, отставания по графику фиксируются. Но никто не платит лишние деньги подрядчику. Им неоднократно были отправлены письма-предупреждения, чтобы усилили темпы строительства, потому что критика большая идет. Порядные компании заверили, что к 1 декабря 2022 года полностью обеспечат проезд по асфальту на 217 километрах, – подчеркнул заместитель главы «КазАвтоЖола».
Также он высказался о пыли, которая поднимается на объездных участках возле трассы Атырау — Астрахань.
— К сожалению, климатическая зона очень сложная: сколько бы ни поливай, там действительно пыль есть. Но у нас есть водители, которые не соблюдают скоростной режим, – отметил зампред правления «КазАвтоЖола».
Однако в целом Нуржан Жукабетов с коллегами положительно воспринимают критику по затянувшейся реконструкции автодороги Атырау — Астрахань.
— Люди правильно говорят, что мы строим-строим, а динамики никакой нет. Я с этим на 100 процентов согласен. Но, думаю, после решения всех технических моментов в зимнее время мы заготовим стройматериалы и продолжим строительство. К сожалению, здесь в регионе нет ни одного щебеночного карьера, поэтому весь инертный материал привозится из Актюбинской области. А все понимают, что сейчас более социально важной проблемой является уголь, и у КТЖ есть свои обязательства по нему. Поэтому у нас может сорваться срок, но мы постараемся решить проблемы со своевременной доставкой щебня, – подытожил он.