Как улучшали транспортные артерии
Транспортная инфраструктура города всегда в динамике – изнашивается, ремонтируется, обновляется, строится, ведь статика ей претит. Казалось бы, лежит себе дорога, по которой проносятся авто, ну и лежит. А сколько нервов, бумажной волокиты, денег требуется, чтобы построить хоть один километр дороги. Посмотрим, что в этой сфере планировалось, делалось и сдано в эксплуатацию в прошедшем году.
О НАЧАТОМ И ЗАВЕРШЁННОМ
В начале прошлого года нашим путеводителем по городским дорожным проектам являлся прежний руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алибек Муханбеталиев, который нынче возглавляет областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Он подробно информировал нас о том, какие дорожные проекты в г. Атырау выполнили в позапрошлом году и что намечали сделать в 2023-м. Нашим читателям наверняка нелишне будет напомнить, как ремонтировали и строили дороги.
– В 2022 году в городе шла реализация крупных дорожных проектов. В первую очередь поставлю в известность общественность города о дорожных проектах, – рассказывал Алибек Максимулы. – В целом, в городе имеются объекты, которые стартовали еще в 2018 г. В настоящее время первоочередной задачей для городских властей является строительство дорог в селе Еркинкала-2, это внутрипоселковые дороги, общей протяженностью 60 км. На сегодня было построено только 20 км из них. Кроме того, в этом селе также было уложено еще 15 км нижнего слоя (ЩПС) дороги. Мы хотим закончить этот объект до конца 2023 года. То есть, заасфальтировать оставшиеся 40 км дорог в с. Еркинкала-2. Это опять-таки зависит от объемов финансирования, – отметил тогда Алибек Максимулы. Как он подчеркнул далее, в 2022 г. новые дороги проложили в мкр. Балауса (Еркинкалинский сельский округ), начались работы на 76 городских улицах общей протяженностью 20,1 км, асфальтировались дороги в с. Зарослый-1, Бирлик-2, мкр. Геолог. Также дорожные работы велись по реконструкции проспекта Ауэзова, стартовавшие годом раньше. По проспекту Азаттык планировалась реконструкция 2,5 км, дорожники обновили 700 метров проезжей части и тротуаров по обеим сторонам, начиная с пересечения проспектов Азаттык и Ауэзова. В 2023 г. работы по проспекту Азаттык нашли свое продолжение. А по ул. Сырыма Датова предстояло выполнить работы на 4,6 км. После проведенной реконструкции был открыт участок дороги протяженностью 2 км. Ширину дороги расширили с 8 до 14 метров. Полная реконструкция оставшихся 2,6 км завершилась по планам в 2023 году. Как и дороги «Балыкши – Зарослый». Эту дорогу тоже полностью реконструировали, ее длина — 5,7 км, и работы по ней начались в августе 2021 г. В прошлом году заасфальтировали оставшиеся 500 метров. Согласно утвержденному проекту реконструкция автодороги от мкр. Балыкши до с. Зарослый, общей протяженностью 5,7 км реализовали в три этапа. Проектом было предусмотрено расширение дорожного полотна до четырех полос (15 метров) на отрезке от мкр. Балыкши до мкр. Кокарна, с совмещенным тротуаром с двух сторон площадью 18609 кв. м, в планах стояла установка остановочных павильонов в кол-ве 22 шт., 392 знаков и 15,53 км разметки. Что же касается другого «бородатого» проекта – дороги «Атырау – Индер» – 0-10 км, то работы на ней начались аж в 2018 году, и за два года до пандемии успели обновить 2,6 км этой трассы. В 2022 г. на этом объекте заасфальтировали еще 2 км от автозаправочной станции «ҚазМұнайГаз» до магазина «Игісәт» до поворота в с. Томарлы.
Как пояснил Алибек Муханбеталиев в проект дороги «Атырау — Индер» — 0-10 будут внесены изменения. Там вышли некоторые дефектовки, которые не были указаны в проекте. Это работы по переносу кабелей, газовых труб, и, кроме того, как успели заметить горожане, вдоль этой дороги находятся различные производственные базы, рестораны, субъекты бизнеса, куда не подведены съезды и подводящие пути. Учитывая это, во вносимых поправках в проект предусматривается прокладка этих съездов и подводящих дорог. После утверждения поправок работы по проекту должны продолжиться, и окончательно реконструкцию дороги «Атырау – Индер» — 0-10 км в планах завершить в конце 2024 г. То, что проект реконструкции затянулся по срокам, А. Муханбеталиев объяснил недостаточными объемами его финансирования.
В Алмалинском сельском округе по проекту предстояло заасфальтировать 37 улиц (15,6 км). Так, в 2022 г. в с. Алмалы начались работы по первому этапу, это строительство дорог на 16 улицах, которое завершилось в 2023 году. Кроме того, в прошлом году в с. Алмалы дорожные работы стартовали по второму этапу. Планировалось завершить асфальтирование дорог в селе Бирлик-2, там они строились на 23 улицах (общая длина — 8,5 км). В Атырау же полностью намечалось завершить ремонт и укладку асфальта на дорогах 76 улиц города, а также улиц в мкр. Балауса. Много тротуаров строилось и прокладывалось в пригородных сельских округах: в Кайыршахтинском, Атырауском, Дамбинском, Кенозекском, Аксайском, Еркинкалинском, в с. Геолог, мкр. Жумыскер и в г. Атырау. Прокладка тротуаров продолжалась весь ушедший год. К примеру, в Кайыршахтинском сельском округе было запланировано уложить пешеходные дорожки на 30 улицах. Также намечали проложить в микрорайонах Коктем и Жулдыз пешеходные дорожки общей протяженностью 29,6 км в селах Томарлы, Бесикти и Талгайран. Кроме того, на 24 улицах наметили уложить новое асфальтовое покрытие общей протяженностью 6,4 км, точнее, на 17 улицах в с. Томарлы, трех – в с. Талгайран и четырех – в садоводческом обществе «Беймахис».
Общая протяженность автомобильных дорог в городе Атырау и населенных пунктах, прилегающих к городу, составляет 1634,9 км. Из них 1484,2 км имеют твердое асфальтовое покрытие, остальные 150,7 км требуют твердого дорожного покрытия. Это означает, что 90 процентов всех дорог города — асфальтные. Сегодня в общей доле существующих дорог в городе и пригородных населенных пунктах в хорошем и удовлетворительном техническом состоянии находится около 75 процентов, то есть 1114 километров. В настоящее время для развития транспортной инфраструктуры города имеется 57 проектов общей стоимостью 122,9 млрд тенге, из которых 18 проектов направлены на строительство новых дорог, 29 — на реконструкцию существующих дорог, 8 — по среднему и 2 — по капитальному ремонту дорог. На данный момент в стадии реализации 28 проектов.
В целях решения наиболее злободневных вопросов в регионе постановлением Правительства Республики Казахстан №337 от 21 мая 2021 года разработан Комплексный план социально-экономического развития Атырауской области на 2021-2025 годы (КПР), в рамках которого реализован 21 проект, направленный на развитие транспортной инфраструктуры города Атырау. С целью создания благоприятных условий для более 28 386 жителей было построено 137,5 км дорог по 235 новым улицам. А также с учетом темпов развития города и увеличения пропускной способности существующих дорог для автотранспортных средств предусматривается реконструкция 12 центральных улиц общей протяженностью 53 км. Кроме того, в рамках КПР предусмотрена разработка семи проектов, направленных на дорожное строительство на 49 улицах города общей протяженностью 23,8 км, и реконструкция 4 улиц общей протяженностью 7,4 км. В случае завершения данных проектов и достижения поставленных целей показатель обеспеченности дорог в городе и пригородах увеличится с 90 до 97,4 процента, а доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии вырастет до 95 процентов.
ОТ СЕВЕРО-ЗАПАДА ДО ЮГО-ЗАПАДА
В 2023 году в Атырау городские власти ставили задачу построить ряд новых дорог. Точнее, начать реализацию четырех новых дорожных проектов. Первый проект – это реконструкция ул. Жастар, начиная от рынка «Коктем» до конечной автобусной остановки села Еркинкала. Почему хотели провести реконструкцию этой дороги? Дело в том, что вдоль нее разрослись старые и появились новые населенные пункты – это села Рембаза, Жумыскер, Жумыскер-2, мкр. Балауса, Балауса -2, Сарыкамыс, Оркен, ММС, Ракуша, Еркинкала, Еркинкала-2. По утрам на этой дороге наблюдается большое скопление автомашин, местами возникают пробки, люди спешат на работу, нервничают. Вечером — аналогичная картина. И горакимат искал пути решения этой проблемы. Поэтому двухполосную дорогу наметили расширить до четырехполосной, что должно привести к снижению интенсивности движения на дороге.
Второй проект — дорога от ул. Жастар через мкр. Сарыкамыс до проспекта Абулхаир хана протяженностью 2,8 км. А затем как продолжение этого пути внутри мкр. Нурсая должна была появиться новая дорога, соединяющая два проспекта – Абулхаир хана и Бейбарыса длиной 1,1 км. Это третий проект. Она пройдет рядом с новой строящейся школой BINOM. И четвертая дорога – от проспекта Бейбарыс с выходом на трассу «Атырау – Астрахань» рядом со скотным рынком, пересечет мкр. Самал, ее длина — 2,95 км. По замыслу авторов, последние три дорожных проекта свяжут наш город от юго-запада до северо-запада. Конкретно от астраханской трассы до еркинкалинской пригородной дороги. В этих целях, в частности, проведена реконструкция от проспекта Абулхаир хана через микрорайон Сарыкамыс и до улицы Жастар, для чего расширено 4,4 км дорог. В проект реконструкции дороги по ул. Жастар длиной 11,7 км (от торгового центра «Коктем» до с. Еркинкала) вносятся поправки из-за множества инженерных сетей, которые нельзя повредить.
АФРИКАНСКОЕ РАЛЛИ ПОКА ОСТАЛОСЬ
Были масштабные задумки по выполнению среднего ремонта проспекта Сатпаева, улиц Кулманова, Молдагалиева – конкретно дороги до «Атырау — Акпарата», Садыкова (сзади мкр. Лесхоз), Темирханова, Молдагуловой, Алипа Гизатова – маленькая перпендикулярная улица между проспектом Азаттык и ул. Махамбета, Бергалиева (район воинской части в Привокзальном), Кунанбаева в мкр. Балыкши, ныне переименованная в ул. Каршымбая Ахмедиярова до моста Балыкши — Жумыскер. На этих улицах предполагалось снять верхний слой асфальта и уложить новый. Всего это 13 улиц города, с укладкой тротуаров, где они вовсе отсутствуют. Не все проекты, скажем так, удалось осуществить. Дорожно-строительные работы выполнены на участке по улице Молдагуловой, от ул. Кулманова до ул. Гагарина подрядной организацией – ТОО «Мангистауский комбинат дорожных строительных материалов». На этих участках дороги расширили и проложили пешеходные тротуары. На данной территории в рамках проекта построили автостоянку перед школой BINOM. Также выполнили работы по строительству автодороги между проспектом Абулхаир хана и улицей Елорда в мкр. Нурсая. Эту дорогу строила подрядная компания «КазСервисГрупп». В рамках данного проекта было предусмотрено строительство пешеходной дорожки, велополосы, установка уличных фонарей и сооружение парковки.
Летом, в самое время для проведения ремонтных и строительных работ, как-то городские власти сообщили о том, что в скором времени запланированные дорожно-строительные работы стартуют на улицах Молдагалиева, Алипова и Темирханова, что в самом центре. Анонсировалось, как в ходе дорожно-строительных работ будет полностью снят прежний и уложен новый слой асфальта. Кроме того, в рамках проекта предусматривалось установить гранитные бордюры, построить пешеходные дорожки и модернизировать дорожные знаки. Был объявлен открытый электронный конкурс на ремонт участков дорог по вышеназванным улицам общей протяженностью 1,3 км. По итогам конкурса по госзакупкам ожидалось определение подрядной организации. Точнее, по ул. Молдагалиева — от проспекта Азаттык до здания «Атырау-Акпарат», по ул. Алипова — от проспекта Азаттык до ул. Махамбета и ул. Темирханова — от улицы Махамбета до улицы Смагулова. Два из трех названных участков дороги давно не ремонтировались и на сегодня находятся в очень плачевном состоянии. Только последний недавно приведен в порядок. В частности, водители медиахолдинга «Атырау-Акпарат» ездят по этому отрезку дороги как по полосе препятствий или ралли «Париж — Дакар», стараясь не угодить в ДТП. В наступившем году долгожданные ремонтные работы обещают выполнить.
А вот некоторые предварительные итоги работ по дорогам города Атырау на ноябрь 2023 года, когда дорожники приостанавливают деятельность из-за погодных условий и отдыхают до теплых весенних дней, занимаясь подготовкой техники и заготовкой инертных материалов для предстоящего сезона. Итак, в прошедшем году в рамках развития транспортной инфраструктуры города в общей сложности были выделены 33,8 млрд тенге (Национальный фонд — 2,61 млрд тг, республиканский бюджет — 3,37 млрд тг, областной — 9,55 млрд тг, городской — 19,25 млрд тг).
В 2023 году на строящихся переходящих объектах с целью прокладки внутрипоселковых дорог в селах Еркинкала-2, Еркинкала, Геолог, Сарыозек, Алмалы, а также в областном центре уложили асфальтовое покрытие на 135 улицах общей протяженностью 67,6 км. (Примечание: в с. Еркинкала-2 порядка 27,7 км/26 улиц; Еркинкалинский сельский округ – 7,6 км/16 улиц; в пос. Геолог, мкр. Бирлик – 5,1 км/12 улиц.; с.Алмалы по I этапу — 6,4 км/17 улиц; Кайыршахтинский сельский округ – 3,6 км/14 улиц; с. Алмалы II – этап 5 км/9 улиц; село Сарыозек – 4 км/11 ул.).
«РЕСТАЙЛИНГ» САТПАЕВА ПОКА НА БУМАГЕ
В нефтяной столице также планировалось реконструировать проспект Сатпаева, являющийся центральным на правобережье города. Это главная улица нашего Атырау, его гордость и краса, и по ней обычно создается впечатление об общем развитии города и его архитектурном облике. Проспект берет начало от набережной реки Урал и заканчивается на пересечении с улицей Курмангазы, его общая протяженность — 2,6 км. Он всегда насыщен и оживлен, вдоль него расположены здания государственных учреждений, офисы крупных компаний, торгово-развлекательный центр «Атырау», центральная мечеть «Имангали» и площадь имени Исатая и Махамбета, недалеко расположен самый посещаемый ТРК «Байзаар». И горакимат решил осуществить «мейкап» проспекта для удобства и комфорта горожан, придав ему особый колорит и внешний лоск. В этих целях заключили меморандум с компанией TOO «MM Project», занимающейся проектированием строительства. В рамках меморандума говорилось о подготовке проекта реконструкции проспекта Сатпаева. Он предусматривает реализацию проекта в два этапа: первый – от ул. Курмангазы до ул. Ерниязова (протяженность — 1,2 км, площадь реконструкции — 9,4 гектара); второй – от ул. Ерниязова до набережной р. Урал (протяженность — 1,4 км, площадь реконструкции — 11,7 га). Проектировщики провели анализ действующего положения по благоустройству и озеленению, выявив ряд проблем: отсутствие дизайн-кода города; отсутствие индивидуального облика среды; несоответствие городской среды требованиям инклюзивности; снижение автотранспортом комфортности пребывания пешеходов на проспекте; отсутствие единого правила мощения, к тому же основные материалы покрытий — асфальт и плитка — превысили сроки их эксплуатации; отсутствует единая система инфраструктуры для велосипедистов; отсутствует единая система полива и орошения газонов, а зеленые насаждения повсеместно высажены бессистемно. Исходя из выявленных проблем, проект предусматривал конкретные цели и задачи. Для их решения требуется комплексный подход к архитектурно-художественному облику города, который помог бы решить следующие задачи: обеспечение наиболее эффективной реализации всех видов коммуникаций, включая пешеходное, велосипедное и транспортное движение; создание условий, при которых автомобильный транспорт не будет снижать комфортное пребывание пешеходов; масштабирование и структурирование уличного пространства с учетом присутствия человека; формирование индивидуального облика среды, обеспечивающего возможность ориентации по характерным природным компонентам; внедрение новых технологий и современных материалов, освещения и т.д.
На сегодня проспект Сатпаева, по расчетам специалистов проектной компании, имеет широкие и нерационально используемые пространства, хаотичные проезды и парковки, широкую полосу мощения, хотя пешеходная пропускная способность снижена из-за большого количества беспорядочно расположенных лунок с деревьями. Кроме того, редки или отсутствуют места отдыха и комфортные общественные пространства, нет велосипедной инфраструктуры, а зеленые насаждения находятся в неприглядном состоянии. Фонари освещения вдоль улицы физически и морально устарели. По проекту предлагалось разделить проспект Сатпаева на восемь акцентных участков, с посадкой более 27 тыс. деревьев с кустарниками и порядка 1 тыс. квадратных метров цветников. И вдоль него планируется проложить велосипедные дорожки общей протяженностью 2,5 км. А также обустроить три игровые площадки для активного отдыха и четыре детские площадки.
Для малого и среднего бизнеса предусмотрены места для установки десяти киосков/кафе. Предложено вдоль проспекта построить удобные парковки для авто. Авторы проекта отметили, что важно иметь в городе инфраструктуру для велосипедистов как альтернативный путь передвижения, который придал бы городскому ландшафту признаки гуманности и экологической ориентированности. При проектировании пешеходных переходов также предлагается использовать принципы шведской программы Vision Zero. Программа была принята парламентом Швеции в октябре 1997 года. Её базовым принципом является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Кроме того, разработали проектно-сметную документацию на капитальный ремонт жилых домов (фасада и крыши) по проспекту Сатпаева: №№16, 14, 18, 22, 24, 26, 28. Работы было запланировано начать уже в 2023 году. Однако столь масштабный и солидный проект, который, несомненно, украсил бы Атырау, не стартовал, так и остался на бумаге, в проектах и расчетах. Как всегда не хватило либо денег, либо времени. Надеемся, что в наступившем году реализация задуманного сдвинется с мертвой точки, и главный проспект города станет еще лучше и краше.
ПО ОБЛАСТНЫМ ДОРОГАМ
В 2023 году власти региона намеревались реконструировать, отремонтировать и ввести в эксплуатацию более 120 километров дорог. В настоящее время в Атырауской области протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 3 052 километра, из которых 1125 км – это дороги республиканского значения, остальные – областного и районного. В 2022 г. в Атырауской области выполнили капитальный ремонт и реконструкцию дорог общей протяженностью 201 километр. А в 2023 г. в Курмангазинском, Махамбетском, Макатском, Кызылкогинском и Индерском районах в планах было ввести в эксплуатацию автодороги общей протяженностью более 120 километров. В их числе ремонт автомобильной дороги областного значения «Индер — Миялы — Карабау — Сагиз», автомобильной дороги районного значения «Акколь — Кызылоба — 4 разъезд — Кигач», автомобильной дороги областного значения «Курмангазы — Приморье — Утеры — Котяевка» и «7 разъезд — Асан», «Азгир — Суюндук — Балкудук». Также планировалось провести работы по строительству и реконструкции сельских дорог микрорайона Атырау и села Аккиизтогай города Кульсары, села Махамбет Махамбетского района, поселка Доссор Макатского района, сёл Дашино, Акколь, Затон Курмангазинского района. Намечены работы по строительству и реконструкции дорог в селах Сагиз, Кенбай, Мукур, Миялы Кызылкогинского района, селе Орлик Индерского района, селах Тущыкудук, Исатай, Зинеден, Аккистау Исатайского района. О чем рассказал на одном из брифингов в марте прошлого года экс-руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Самат Айткалиев. Он остановился на строительстве трассы республиканского значения «Атырау — Астрахань». В 2021 году в эксплуатацию было введено 60 км этой трассы, в 2022 г. велась реконструкция дороги общей протяженностью 217 км. В начале 2023 г. открылось движение 80 километров дороги с нижним слоем покрытия, но до конца 2023 года было обещано открытие движения по оставшимся 137 километрам с нижним слоем покрытия. В принципе, это было осуществлено. На дорожные проекты из республиканского и областного бюджетов выделили 22,9 млрд тенге, из них 12 млрд тенге – из республиканской казны, остальное – из местного бюджета.
ПО АСТРАХАНСКОЙ ПОЕХАЛИ, НО СДАЧА ЕЁ — ПОЗЖЕ
В конце июня ушедшего года в Атырауской области с однодневным рабочим визитом побывал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев, который встретился в Центре развития и коммуникаций им. Нурлана Балгимбаева с местной общественностью и СМИ. Журналисты попросили оценить качество автомобильных дорог в регионе. «У нас в дорожной сфере работает Национальный центр качества дорожных активов, в обязанности которого по законодательству входит проверка всех выполняемых дорожно-строительных работ и ремонта дорог. Он проверяет дороги не только после завершения работ, но и в ходе их выполнения. Оценивается качество применяемых строительных материалов, соответствие тому региону, где их используют. В результате качество дорог в республике улучшается. Теперь, чтобы отрегулировать эту деятельность, мы вносим изменения в законодательство. То есть, все местные и локальные дороги обязательно должны проходить проверку Национальным центром качества дорожных активов. Ранее такого требования не было. В том числе в текущем году в Атырауском регионе из местного бюджета было выделено 120 млн тенге, и на эти средства проводится предварительная проверка строящихся и ремонтируемых дорог в регионе. Для того чтобы соответствовать международным стандартам качества автомобильных дорог, надо в обязательном порядке в период строительства и ремонта проверять их через Национальный центр дорожных активов. Ежегодно примерно 4 тысячи км местных дорог проходят ремонт. Это первый вопрос. А второй вопрос, который поднимает общественность, – несвоевременность сроков проведения ремонтных работ. Раньше как было? Для каждой дороги местного значения акиматы готовили проектно-сметную документацию. Затем эти проекты направлялись в центр, потом запрашивалось бюджетное финансирование. То есть, на какие дороги была готова проектно-сметная документация, туда и выделялись средства. А теперь эта методика несколько изменилась. Отныне центр предоставляет бюджетное финансирование акиматам для целого пула дорожных проектов от каждого региона, а не как раньше, по отдельности, в зависимости от готовности проекта и сметы. Из этого пула дорожных проектов местные акиматы на выделенные средства из республики могут выбирать наиболее приоритетные проекты и начать их реализовывать. Принцип такой: чем ниже качество дорог в том или ином регионе, тем больше средств будет направляться на их улучшение. И средства выделяются одним пулом. Акиматы будут сами выбирать из проектов, что именно в первую очередь надо построить или отремонтировать.
— Как идет строительство автодороги «Атырау — Астрахань»? Когда закончится реконструкция этой автотрассы?
— Что касается проекта дороги «Атырау — Астрахань», то это давняя проблема. Но я думаю, что народ будет доволен. Почему? Потому что впервые мы дадим возможность передвигаться по этой дороге, хотя это не будет считаться, что мы сдали ее в эксплуатацию. Что это значит? Вот смотрите. Общая протяженность данной автотрассы — 257 км, из них 40 км полностью будут сданы в эксплуатацию, а на оставшихся 217 км откроется движение. То есть, на этой дороге будет полностью уложен и завершен нижний слой. Но полный ввод в строй дороги будет завершен позже, так как надо построить объездные дороги и другие дорожные объекты. Будет это в следующем году. Но для этого надо решить два проблемных вопроса. Как вам известно, этот проект профинасирован из заемных средств Европейского банка развития и реконструкции. И на сегодня в рамках этого кредита сэкономлено 23 млрд тенге. В целом стоимость проекта составляет 77 млрд тенге, но это уже затянувшийся по срокам проект, его ПСД было подготовлено в 2018 г. Прошло пять лет, и за это время стоимость строительных материалов выросла. Из 77 млрд тенге на выполнение работ выделили 66. Но, как вы понимаете, 77 млрд тенге уже не хватит, чтобы завершить проект, надо дофинансировать работы. Когда брали заем в ЕБРР в иностранной валюте, то за счет сложившейся инфляци и курсовой разницы мы сэкономили 23 млрд тенге. Эти сэкономленные средства будут полностью выделены и работы профинансированы полностью. Подрядные компании просили не останавливать финансирование работ и дать средств больше ранее утвержденных. Решение уже принято, Премьером-министром оно одобрено. Это надо будет утвердить через республиканскую бюджетную комиссию. Самое главное, мы решили вопрос с финансированием работ. Зимой подрядные организации отлично подготовились к дорожным работам, мобилизовав запасы материалов.
Тимур КАЗИЕВ