Новости

Индустриальный

Основная задача высших учебных заведений — готовить квалифицированные кадры. Как она решается? Об этом накануне нового праздника – Дня работников высшего образования «ПК» поговорила с ректором Атырауского университета нефти и газа имени Сафи Утебаева Гульзадой Шакуликовой.

— В университете реализовано немало проектов. К примеру, открылся филиал Московского университета имени Губкина. Расскажите, как он работает?

— Он открыт в рамках реализации поручения Главы государства в 2022 году. В настоящее время по программам бакалавриата в российском филиале учится более ста студентов по направлениям: «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Нефтегазовые технологии», «Геологическое моделирование природных резервуаров нефти и газа». В филиале преподают как профессорско-преподавательский состав из Губкинского университета, так и наши профессора. Отмечу, что мы сотрудничаем с 2015 года.

— Слышали, ваши студенты обучаются в нефтяном вузе в столице Азербайджана. Есть ли другие аналогичные проекты?

— Да, есть.Университет имеет договоренность об академической мобильности с Колорадской высшей горной школой (США), университетом Петронас (Малайзия) и техническим университетом им. Коменского в городе Лешно (Польша). В текущем году министерство науки и высшего образования Республики Казахстан выделило три места для студентов на обучение по академической мобильности в США и Европе. В результате на сегодня двое обучаются в Технологическом университете Лоуренса (США) и один — в университете прикладных наук Яна Амоса Коменского в Лешно. В Бакинской Высшей школе нефти обучается один студент, в Азербайджанском государственном университете нефти и промышленности — двое.

Кроме того, практикуем и внутреннюю академическую мобильность преподавателей и студентов (например, с ЗКАТУ им. Жангирхана, Есенов Университетом, Кызылординским университетом им. Коркыт ата).

Наши студенты проходят профессиональную практику по программе «Академическая мобильность» не только в Казахстане, но и за рубежом. К примеру, обучающиеся образовательной программы «Химическая технология органических веществ» и «Технологические машины и оборудование» стажировались на НПЗ Petromidia в городе Констанца (Румыния). Активно развиваем сотрудничество с университетами Китая — подписаны договоры с колледжами и университетами Карамай и Гуижоу. Участие в неделе образования ASEAN в Китае подчеркнуло наше стремление к международной интеграции и цифровой трансформации. В рамках форума обсуждались новые школы и цифровые технологии, способствующие международным обменам и сотрудничеству.

— Расскажите про дуальное обучение, какие компании участвуют в проекте?

Оно у нас внедрено с 2015 года. На сегодняшний день имеется более 100 компаний-партнеров, на базе которых реализуется дуальное обучение. К примеру, в прошедшем учебном году около 800 ребят прошли дуальное обучение в крупных компаниях.

В течение последних трех лет в университете практикуется большое количество гостевых лекций от ведущих специалистов нефтегазовой отрасли, выездные практические занятия на производстве. Полтысячи студентов прошли онлайн-курсы на платформе Coursera и получили сертификаты, что дало им возможность получить дополнительные компетенции и знания на базе ведущих университетов США и Европы.

Однако у студентов иногда возникают трудности при поиске работы для прохождения производственной практики. И мы проводим выездные встречи на предприятиях, делаем там презентации. Предлагаем работодателям воспитывать себе будущие кадры путем приема на практику. Приглашаем представителей предприятий в университет, показываем процесс обучения. Кроме того, сотрудничаем с рекрутинговыми компаниями, их специалисты проводят мастер-классы, обучая, как искать работу, оформлять резюме, проходить собеседование.

— При университете ведется большая научно-исследовательская работа, расскажите о ней.

Эта деятельность нашего университета направлена на внедрение научно-исследовательских и опытно-конструкторских решений по техническим и технологическим проблемам компаний нефтегазового, нефтеперерабатывающего и нефтегазохимического сектора, в том числе через работу Отраслевого центра компетенций в нефтегазовой отрасли при министерстве энергетики. В октябре прошлого года создана новая исследовательская лаборатория по микрофлюидной технологии исследования геологических кернов, которая позволяет работать с малыми образцами керна, формировать дизайн цифрового чипа керна для цифрового хранения и цифрового масштабирования. Уже имеются коммерческие предложения для исследования в рамках заказа недропользователей. Центр отраслевых технологических компетенций оказывал научно-технические и методологические консультации при подготовке нормативно-правовых актов и выработки основных направлений опытно-промышленных испытаний для создания научно-технического совета при Минэнергетики. Центром совместно с КМГ инжиниринг разработана цифровая матрица технологических проблем и решений в нефтегазовой отрасли.

Создан научно-исследовательский консорциум на базе университета совместно с Colorado School of Mines, недропользователем Ural Oil&Gas -вендорным производителем приборов и автоматики Wika Group по цифровизации газоконденсатного месторождения Рожковское и разработке цифрового двойника месторождения. С 2022 года успешно реализуются программы докторантуры по двум основным направлениям компетенций университета: «Нефтегазовая инженерия» и «Химическая технология органических веществ, машины, аппараты и оборудование». Растет число научных публикаций ученых АУНиГ в зарубежных научных журналах. А чтобы вовлекать студенческую молодежь в предпринимательство, третий год работает центр креативных индустрий для создания стартапов.

— Достаточно ли преподавателей в вузе?

В этом году мы ввели новые образовательные программы бакалавриата — «геоинформационные системы», «материаловедение», открылись двухдипломные программы с Уфимским госуниверситетом по химинженерии. Также в текущем году университет объявлял конкурс на замещение вакантных должностей преподавателей, в итоге были набраны молодые перспективные люди, окончившие центральные университеты Казахстана и зарубежья. Все они владеют английским. Такая работа проводится третий год, в результате обеспечено качественное обновление преподавательского состава университета.

— И все же главный показатель эффективности учебного заведения – трудоустройство выпускников. Какой процент молодых специалистов находит работу по специальности?

— Порядка 80 процентов.

Сегодня время перемен, идет быстрое развитие во всех сферах, в том числе и в сфере высшего образования. Какой сегодня АУНиГ, по-вашему?

— Индустриальный.

— И последний вопрос: вы бы сами обучали своих детей в Атырауском университете нефти и газа?

— Да.

Алмаа Турган

Специальный корреспондент

Статьи по теме

Back to top button