Ерлан ЕРМАХАНБЕТОВ: «Никто не поступает на госслужбу идеальным»

erlan ermahanbetov nikto ne postupaet na gossluzhbu idealnym 1 Новости

Как относится к хейтерам глава регионального департамента Агентства по делам госслужбы? Не являются ли чиновники людьми в «футляре»? На каком этапе конкурсного отбора жители Атырау, желающие стать госслужащими, выбывают из числа кандидатов? На эти и другие вопросы отвечает в «Гостиной «ПК» Ерлан ЕРМАХАНБЕТОВ.

Понравиться всем невозможно

— Ерлан Мейрамханович, близится ваш профессиональный праздник, и интервью хочется начать с вопроса — как вы стали государственным служащим?

На этапе поступления в университет я решил посвятить свою жизнь госслужбе и остановился на специальности «Государственное и местное управление». В общем, выбрал путь проводника государственных реформ, направленных на улучшение жизни людей во всех сферах общественной жизни.

— В чем особенность, сложность вашей работы?

— Особенность и одновременно сложность в том, что если от сотрудников требуется профессионально владеть какой-либо одной областью знаний, то сам руководитель обязан обладать сведениями по всем направлениям деятельности структурных подразделений. Кроме того, помимо профессиональных компетенций, руководитель должен уметь ставить цели перед коллективом и добиваться и организовывать их достижение. Руководитель – это человек, не только принимающий решения, но и несущий определенную степень ответственности. Для принятия верных и законных решений он на постоянной основе должен повышать свою квалификацию и следить за изменениями, которые вносятся в законодательство Республики Казахстан. Чему и стараюсь следовать.

— Когда три года назад в прессе появилось сообщение о вашем назначении на должность в Атырау, среди читателей были и негативные высказывания, мол, пришел «карьерист, посидит и уйдет», «чей-то протеже»…

— Каждый человек имеет право выразить свое мнение. К сожалению, частая смена руководителей госорганов действительно привела к установлению в обществе некоего стереотипа, что цель государственных служащих заключается лишь в построении карьеры. Считаю, плодотворными результатами своей деятельности смог доказать обратное касательно подобных суждений по поводу моего назначения на должность.

— А вообще, к критике как относитесь? Вас это может задеть за живое?

— Не могу вам ответить однозначно, поскольку с одной стороны критика является позитивным толчком, заставляющим двигаться дальше на пути к идеалу. Ведь человеку необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы добиться поставленных целей. Но с другой стороны, она не всегда бывает конструктивной и аргументированной, поэтому важно научиться правильно ее воспринимать, делать выводы для улучшения своих профессиональных и личностных качеств. У всех людей разные представления об идеале, соответственно, понравиться всем невозможно. Но, тем не менее, считаю, что госслужащий должен уделять особое внимание критике, осознавая, что люди всегда будут строго оценивать действия чиновников.

 Правила и запреты

— Какие за последние годы появились правила и новшества в сфере государственной службы?

— С 1 апреля 2023 года в компетенцию департамента была передана функция ведения производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 89 Кодекса «Об административных правонарушениях Республики Казахстан» за незаконное превышение работодателем или принимающей стороной нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы. Также нарушение, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на должностных лиц в размере сорока месячных расчетных показателей. Отмечу, что госслужащим разрешено работать сверхурочно, в выходные и праздничные дни для выполнения срочной, непредвиденной работы. Однако в таких случаях ему должны быть предоставлены выходные (часы) или произведена оплата труда в соответствии с системой оплаты труда государственных служащих. Еще чиновникам необходимо воздерживаться от посещения игорных заведений.

— Казахстану, вставшему на путь новых экономических преобразований и реформ, нужны профессиональные госслужащие нового образца. Что сделано для совершенствования отбора и прохождения кадров, обеспечения объективности и справедливости процесса карьерного роста госслужащих?

— Для максимальной прозрачности Агентство модернизирует автоматизированную систему «e-Qyzmet». Разработан новый алгоритм отбора на госслужбу, пересмотрен формат конкурсной процедуры. В век цифровых технологий процедура конкурса дает возможность кандидатам участвовать в ней из любой точки мира и в любое время на всех этапах. Разве что за исключением собеседований. Чтобы исключить влияние «человеческого фактора» и риски коррупции на этапах отбора, каждому претенденту присваивается специальный ID-номер, все личные идентифицирующие данные становятся анонимными. Кроме того, система прокторинга контролирует действия кандидатов во время теста, затем она определяет тех, кто набрал наибольшее количество баллов. Очевидно, что новая система отбора разрушает сложившийся стереотип о невозможности поступить на госслужбу без поддержки третьих лиц.

erlan ermahanbetov nikto ne postupaet na gossluzhbu idealnym 3

— 1 марта был открыт отбор в региональный кадровый резерв. К участию допускались специалисты в возрасте до 35 лет, с трехлетним трудовым стажем. Принятым в региональный резерв после окончания академии государственного управления гарантировалась возможность трудоустройства в местных исполнительных органах. Каковы результаты?

— Основная цель проекта – это формирование региональных пулов молодых управленцев и привлечение талантливой молодежи к развитию регионов. Как известно, отбор в региональный резерв осуществляется в пять этапов. С момента объявления об отборе в региональный кадровый резерв Атырауской области 479 кандидатов подали документы и впоследствии направлены на тестирование. В результате 204 кандидата смогли пройти во второй этап. На сегодняшний день они проходят третий этап, который направлен на выявление и оценку у кандидатов определенных компетенций — управление деятельностью, анализ и решение проблем, лидерство, убедительность. Этот этап включает в себя групповые и индивидуальные упражнения, в процессе которых за поведением кандидатов наблюдают сертифицированные эксперты-оценщики. Его результаты ожидает 51 кандидат.

— Действует ли система управления талантами на госслужбе, которая может помочь набрать образованных и честных сотрудников?

— Для предварительной адаптации студентов к госслужбе, привлечения талантливой, активной молодежи создан проект «Школа государственной службы». Это возможность для выпускников высших учебных заведений, высших или послесредних, или технических и профессиональных учебных заведений связать свою жизнь с государственной службой. В «Школе государственной службы» студенты могут отточить на практике знания, полученные в стенах университета. Совместно с нашим департаментом и Атырауским университетом им. Халела Досмухамедова 41 выпускник успешно окончил эту школу с дальнейшим трудоустройством.

— А какими навыками должен обладать новичок, поступающий на работу?

— Невзирая на то, что госслужащий является новичком, должен уже с первых дней осознавать: общество, наблюдая за работой конкретного чиновника, дает оценку государственному аппарату в целом. Поэтому нужно осознавать, какая высокая ответственность возложена на госслужащих. Но здесь хочу добавить: законодательство лояльно относится к государственным служащим, впервые поступающим на работу. К примеру, на период испытательного срока, в том числе при его продлении, за новичками закрепляются наставники.

И журналист может стать чиновником

— А журналист может стать госслужащим, если захочет?

— На госслужбу принимаются граждане Республики Казахстан, соответствующие квалификационным требованиям, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности и не достигшие установленного законом пенсионного возраста. Если журналист отвечает таким требованиям, преград для поступления на государственную службу нет.

Процесс поступления на государственную службу проходит в несколько этапов, объединенных в понятие «конкурс». Если в госоргане появляются открытые вакантные должности, проводится конкурсный отбор кандидатов. Информация о вакантных должностях размещается на интернет-ресурсах государственных органов, объявивших конкурс. Впервые поступающие или вновь поступающие на госслужбу проходят этапы отбора: тестирование на знание государственного языка и законодательства Республики Казахстан; тестирование на оценку личных качеств; конкурс на занятие административной государственной должности. А журналист может занять вакантную или временно вакантную административную государственную должность пресс-секретаря без проведения конкурса.

— Каков процент кандидатов на госслужбу и на каком этапе люди чаще всего отсеиваются?

— К сожалению, большинство кандидатов не проходит дальше этапа тестирования. К примеру, с начала года в прохождении тестирования на знание законодательства участвовали 976 кандидатов, из них 752 кандидата не смогли набрать пороговое значение, что составляет 77 процентов от общего числа.

— Войти в госслужбу не так-то просто. А выйти?

— Права государственного служащего гарантируются законодательством Республики Казахстан, в том числе и право на увольнение с госслужбы по собственному желанию, за исключением случаев рассмотрения его ответственности за коррупционное правонарушение либо за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. Словом, никто не может воспрепятствовать желанию государственного служащего прекратить службу, за исключением таких случаев.

— Сколько в регионе чиновников? И как они повышают свой профессионализм?

— На сегодняшний день в Атырауской области 2566 государственных служащих, из которых больше половины – 1692 – женщины. Средний возраст госслужащих региона — 35 лет. На постоянной основе проходят обучение — подготовку, переподготовку. Особую роль играет повышение квалификации государственных служащих: обучающие семинары для совершенствования их компетенций. К примеру, в прошлом году такие курсы прошли 692 госслужащих нашего региона, еще 124 госслужащих — в первом квартале нынешнего года.

 Плечо команды

— Довольны ли вы сложившейся командой работников департамента? Готовы ли они к инновационным решениям? Берут ли на себя ответственность? Стремятся ли совершенствоваться?

— Командой я доволен. Обращу ваше внимание на один момент: никто не поступает на госслужбу всезнающим и идеальным. Соответственно, та команда, которая сейчас у меня сложилась, это результат положительного морально-психологического климата в коллективе и грамотного построения бизнес-процесса. Я уделяю особое внимание профессиональному росту каждого сотрудника. К примеру, два сотрудника нашего департамента назначены на руководящие должности в центральном аппарате Агентства, еще столько же окончили Академию госуправления при Президенте. Сам всегда предоставляю возможность сотрудникам департамента вносить предложения для усовершенствования работы госаппарата. Безусловно, коллеги берут на себя ответственность, поскольку от их проделанной работы зависит вынесение мною законного и обоснованного решения.

— Вы являетесь председателем совета по этике. После заседаний совета пишут ли вам люди, которые что-то нарушили и стали объектами критики, с упреками, мол, почему вы меня не поддержали?..

— Совет по этике рассматривает дисциплинарные дела должностных лиц соответствующей категории по фактам совершения дисциплинарных проступков, дискредитирующих госслужбу или нарушений норм этики. С момента моего назначения проведено 19 заседаний совета по этике, на которых рассмотрено около 200 вопросов. Были ли после таких заседаний обращения должностных лиц в личные сообщения, по телефону? Нет. Считаю, это связано с тем, что совет твердо придерживается принципов открытости, объективности и законности, осознает ответственность и важность принятых решений в результате проведенных заседаний. Замечу, заседания проводятся открыто с участием средств массовой информации, также в нем могут участвовать и участвуют лица, имеющие отношение к рассматриваемым вопросам, свидетели, представители общественности и активисты. В случае возникновения возражений и несогласия с решением совета должностные лица, совершившие дисциплинарные проступки, имеют право обратиться в вышестоящий орган или суд. До сегодняшнего дня фактов признания решений совета незаконными нет.

— Тем не менее, в нашей стране подчас госслужащие подвергаются критике, дескать, среди них сплошные взяточники…

— Каждый государственный служащий несет ответственность лишь за свои действия, соответственно, нельзя формировать отрицательное мнение обо всех из-за отдельных лиц, которые совершили коррупционное преступление. Согласно информации из открытых источников, в прошлом году уголовные правонарушения совершили около 900 госслужащих, что составляет менее одного процента от общего количества госслужащих страны.

А во время ЧС в связи с паводками госслужащие нашего региона, помимо своих служебных обязанностей, в числе первых активно участвовали в противопаводковых мероприятиях, работали без отдыха, не считаясь с личным временем.

— Что вы можете порекомендовать чиновникам, которые не берут мзду, но им предлагают взятку? Как не растеряться в такой ситуации?

— Уверен, что государственный служащий, который четко соблюдает принципы госслужбы и осознает особую ответственность перед обществом и государством, в ситуации, когда ему предлагают взятку, не растеряется. Он должен отказаться в получении денежных средств, сообщить об этом руководству госоргана, а также в уполномоченные инстанции.

Не в «футляре»

— Соцсети стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но по принятым изменениям в законодательство, к примеру, нельзя выкладывать фото и видео в интернет, если слуга народа в кадре, допустим, держит в руке бокал вина. Даже определенные требования к одежде есть. Не приведут ли всевозможные табу к некоей закрытости и даже закомплексованности госслужащих?

— Разумеется, в процессе прохождения государственной службы предусмотрены ограничения и запреты, а также определены обязанности, которые должны соблюдать. Невыполнение их влечет за собой соответствующую ответственность, вплоть до увольнения с должности. Нужно придерживаться общепринятых норм морали и порядочности даже за пределами своих служебных обязанностей, не допускать фактов антиобщественного поведения. Это особенно важно в условиях развития информационных технологий – быстро ведь сейчас все распространяется, временами недостоверно, но при этом вызывает большой всплеск общественного внимания. К слову, каждый госслужащий, будучи членом общества, вне работы имеет такие же права, как и другие граждане. То есть конкретных ограничений для того, чтобы чиновник мог покупать какие-то вещи, отмечать семейные мероприятия, ездить в отпуск за границу, как и другие граждане, нет. Но ему необходимо помнить: своими действиями нельзя вызывать отрицательные эмоции со стороны общества и допускать подрыва имиджа госслужбы в целом.

— Кстати, департамент находится неподалеку от заведения, имеющего отношение к алкогольным напиткам. Как вам такое соседство?

— Департамент расположился в данном здании в июле 2019 года. На момент переезда туда рядом располагались лишь жилые дома. На сегодняшний день касательно упомянутого вами заведения мне известно, что оно не функционирует.

— Говорят, человек тогда счастлив, когда с радостью идет на работу и также с радостью возвращается домой. А вас кто дома ждет?

— Безусловно, это так. Человек большую часть своей жизни проводит на работе. Когда она тебе по душе, отвечает твоим интересам и способствует личностному росту, когда ты уверен, что приносишь пользу обществу, то действительно идешь с радостью. Аналогично, когда ты осознанно подошел к созданию брака и рождению детей, то возвращение домой также доставляет радость осознания, что тебя ждут, любят и ценят. К счастью, я с радостью иду как на работу, так и домой, где меня ждет моя семья.

Блиц

— Что у вас было указано в декларации о доходах?

— Учитывая, что госслужащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а также заниматься предпринимательством, мой единственный источник дохода — заработная плата, получаемая в департаменте.

— Как проводите отпуск?

— С семьей. Выбираем активный вид отдыха, не забывая при этом уделить внимание своему здоровью, проходя обследование и профилактическое лечение в медицинских учреждениях.

— Девиз, которому следуете в жизни?

— Мне нравится фраза Алихана Бокейханова «Стремление служить нации и народу – это не от знаний, а от характера». Это и есть мой девиз.

Досье«ПК»:

Ерлан Ермаханбетов — руководитель департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Атырауской области, председатель совета по этике. Уроженец Шымкента. Окончил Шымкентский социально-педагогический университет по специальности «Государственное и местное управление», имеет академическую степень магистра экономических наук. Трудовую деятельность начал в 2006 году специалистом по работе с молодежью ЮКГМА, а также заведующим сектором по делам молодежи на учебно-клинической базе МКТУ им. А. Яссауи. В системе по делам государственной службы и противодействию коррупции трудится с 2015 года. До назначения на должность в Атырау работал заместителем руководителя департамента Агентства РК по делам государственной службы по Туркестанской области.

Поделиться с друзьями

Обозреватель

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна