Новости

Дорога, дорога, ты знаешь о многом…

Качество построенных дорог вызывает много нареканий со стороны жителей области и города. Нередки случаи, когда долгожданная дорога недолго радует горожан, достаточно скоро начинается разрушение дорожного полотна. О том, отчего так происходит, как исключить некачественные дороги, мы говорим с инженером Атырауского областного филиала РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Нурланом ЖАНТУРИНЫМ.

— У нас было много фактов, когда новые дороги через пару лет разрушаются. А каков срок годности дороги, построенной по казахстанским стандартам? Мне как-то специалист одной дорожной компании сказал, что срок службы их дорог составляет 10 лет. Это правда?

— Без ремонта имеется в виду? Во время проектирования перспективный срок эксплуатации дорог составляет 20 лет. Но нужно учитывать, что сначала идет гарантийный срок от предприятия-подрядчика сроком на 2-5 лет. То есть, в течение этого периода подрядчик за свой счет будет устранять разрушение дорог. После этого эксплуатирующее предприятие должно обеспечить обслуживание дорог. Если появляется яма или трещина – своевременно отремонтировать поврежденный участок. Так как если трещину сразу не залить мастиком, то этот участок дорожного полотна начнет «садиться», а трещина начнет расширяться, превращаясь в яму. То есть, если нет эксплуатационных работ, то в скором времени нет и дороги. К примеру, после гарантийного срока должны пройти два средних ремонта каждые 3-4 года, и только после 15 лет нужно проводить капитальный ремонт.

— Отчего возникают трещины?

— Причины могут быть разные, начиная от температуры наружного воздуха до непомерной нагрузки транспортных средств и т.д.

— Разве все эти моменты не просчитываются в проекте, чтобы потом к дорожникам не было претензий?

— Все может быть, начиная от халатно проведенных геологических исследований или даже от полного отсутствия таких работ при подготовке проектных работ. Хотя учитывая высокое расположение подпочвенных вод на нашей территории, вопрос геологии очень важен. Бывает, когда торопят в акиматах, просто забывают о геологии. А вот при проектировании дорог республиканского значения проектные институты уделяют большое значение данным вопросам. К примеру, во избежание вредного воздействия геологических особенностей почвы высоко поднимают дорожное полотно. А на территории города такой возможности нет, все дороги на одном низком уровне. В первую очередь, в качественном проекте должен быть заинтересован заказчик, то есть это его зона ответственности. Затем проект проходит госэкспертизу, которая выявляет в нем ошибки, пропущенные заказчиками из-за их халатности или незнания.

— Если геология участка не учтена, то…

— Все может быть, в одном месте может быть твердый грунт, рядом — соль, геология земли разная. Мы можем рассказать о причине возникновения проблемы на конкретном участке, изучив документы о конструкции полотна, о сроке эксплуатации. Может, эта дорога построена 12 лет назад, и прошел срок годности. Также в разрушении дороги большую роль играют нагрузки, так, на республиканской дороге разрешено ездить грузовому транспорту с осью 8 тонн, а ездят с осью 25 тонн. Транспортная инспекция должна контролировать и не допускать нарушение стандартов. В городе тоже есть факты увеличения нагрузки на дорогу, к примеру, когда закрывают одно направление дороги или мост, машины едут по маленьким улочкам, а там конструкция дороги не рассчитана на такую нагрузку. В результате начинаются разрушения.

— Расскажите, как строятся дороги в городе?

— В текущем году в городе Атырау находится 14 объектов дорожного строительства, которые мы проверяем. Из них на восьми участках выявлены нарушения строительных норм. Четыре вида нарушения относятся к категории грубого, еще четыре — к значительным.

— Расскажите, какие грубые ошибки допускают дорожники?

— В своей практике мы выявляем нарушения таких категорий, как грубые и значительные. К первым относятся просадка асфальта, его разрушение. Значительными нарушениями называются, к примеру, допущенные неровности на стыке асфальтов, построенных вчера и сегодня. Если в наш приход строительные работы на объкте приостановлены, то мы также составляем акт о втором виде нарушения. К примеру, во время строительства дороги на участке Зарослый мы обнаружили два нарушения – неровность асфальта и просадку. На сегодня у нас есть гарантийное письмо, в котором отмечено, что нарушение будет устранено при прокладке второго слоя асфальта. Подрядчик не сможет начать данные работы, пока не исключит ошибки в первом случае, мы и технадзор просто не выдадим разрешения на проведение работ. Поэтому когда в соцсетях возникает шум по поводу некачественного строительства, мы спокойны, потому что знаем, пока не устранят, мы не дадим разрешения на следующий этап работ.

— Как вы определяете неровности?

— Наш инструмент – рейки, они сразу показывают неровность и определяют уровень разницы. Также нужно помнить, что есть разрешенные показатели погрешности, то есть милли­мет­ры разрешенного «просвета» в слоях дорожного полотна. Также можно визуально увидеть нарушение.

Кроме того, у нас есть программа, куда мы вносим всю проводимую работу с фотографиями, вся информация контролируется столичным аппаратом. Каждый из нас снабжен планшетом, как у полицейских, где фиксируются все наши действия, на каком объекте нахожусь, сколько измерений сделал и т.д. Планшеты снабжены GPS, поэтому информация о координатах передается, то есть невозможно фотографию с одного участка выдать за другой. Если инженер пришел на объект, он должен дать результаты проверки, «потом закрою» не получится. Руководство за всем наблюдает в онлайн-режиме, поэтому нет возможности подрядчику «договориться» с проверяющим. Все нарушения регистрируются, и до устранения они «висят» в базе данных. На проверку мы ходим без предупреждения. Заказчиком по объектам города является городской отдел ЖКХ, между нами составлен договор на проведение проверок.

— В работе обеспечения качества дорог также важна работа технадзора.

— Безусловно. К примеру, на ремонте республиканских трасс на одном участке ходят 5-6 сотрудников технадзора, а у нас на весь город всего одно предприятие с маленьким штатом. А они должны обеспечить постоянный контроль в ходе строительства, к примеру, проверять температуру завезенного асфальта, если технология изготовления не соблюдена, то он может стать причиной будущего разрушения. Мы тоже проверяем объекты с начала строительных работ, согласно составленному графику. Также нужно отметить, что у нас работа по контролированию качества дорог городского и районного масштабов началась всего три года назад. До этого не было. В результате есть положительные изменения, подрядные компании относятся к своим обязанностям более ответственно, нарушения с каждым годом уменьшаются.

— Сколько проверено вами дорог, все ли нарушения устраняются в срок?

— Своевременное устранение дефектов различного уровня, выявленных при строительстве дорог, очень важно, как я говорил выше. В настоящее время нами проверено 338 километров автомобильных дорог областного и районного значения, находящихся на реконструкции и ремонте. В июле-августе текущего года по нашим предписаниям были устранены дефекты, выявленные в прошлый зимний период. Заново обработано девять тысяч метров неровной поверхности, обнаруженной на проложенных дорогах. За летний период нашими специалистами на территории области проведено 189 проверок на 72 объектах.

В результате выявлено 47 дефектов, из них 17 грубых. Из 269 проб, взятых из материалов, используемых для дорожного строительства, 77 не соответствовали стандартам РК.

— По интернету мы видим, что в европейских странах дороги высокого качества. И они чуть ли не вечны. Может, дело в применении новых технологий в дорожном строительстве? В Китае, если построенное полотно разрушается в срок до 20 лет, то строителей сажают в тюрьму. У нас за разрушение дорог раньше срока никто не отвечает. Но хотя бы применяются новые технологии в дорожном строительстве?

— В Европе не был, не знаю. Но не верю, что дороги можно не ремонтировать, и они не портятся. Ничего вечного нет, как известно. И потом, не стоит сравнивать нас с развитой Европой, мы находимся на пути развития. Соответственно, дорожники не могут раньше других отраслей перейти к европейским стандартам. Государство должно полностью встать на этот путь. И, да, у нас применяются новые технологии. В последние годы на строительстве дорог используется новый материал — щебеночно-мастичный асфальтобетон. ЩМАБ применяют при прокладке верхнего слоя. Раньше на поверхность асфальта ложили мелкий щебеночный материал.

От автора: В этом году вопросы качества дорог стали серьезно обсуждаться на самом высоком уровне. К примеру, в начале текущего месяца на очередном заседании Премьер-министр РК Алихан Смаилов сообщил о поступающих от казахстанцев многочисленных жалобах по поводу неудовлетворительного состояния автомобильных дорог. На что министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев сообщил о разрабатываемых системных мерах и новых подходах для решения вопроса. К примеру, предусматривается усиление ответственности технического, авторского надзора и заказчика за образование дефектов в гарантийный период. Также внедрение EPC (проектирование, эксплуатация и строительство) контрактов по схеме «под ключ» с внедрением элементов ФИДИК – это взаимоотношение между подрядчиками, заказчиками и инженерами, которое применяется в более чем 100 странах мира. И третье, внедрение новых технологий и подготовка кадров.

Алма ТУРГАНОВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button