Что год учебный нам готовит?..
…для учеников и учителей региона семь новых школ, внедрение искусственного интеллекта в сферу образования и даже… спутниковый интернет Starlink от Илона Маска! Об этом в интервью «ПК» рассказала заместитель руководителя управления образования Атырауской области Орынтай Биманова.
Кто сядет за свои парты?
— Всего в нашей области функционируют 224 школы, из которых 20 — частные. На данный момент в рамках национального проекта «Комфортная школа» планируется сдать две новые школы на 1200 мест: в микрорайонах Береке и Водников. Завершат строительство комфортных школ в селах Сарыозек, Аксай-2, Береке, в микрорайонах Жұлдыз-2 и Жұлдыз-3.
Также в регионе капитальный ремонт запланирован в 12 школах, из которых работы в шести школах: СШ №27, имени Амангельды, две школы в Аккистау и две – в Кульсары завершатся к 1 сентября. В остальных — в селе Макат, трех школах города Атырау: СШ №23 им. А. Байтурсынова, №4 им. Ю. Гагарина, №8 им. У. Атамбаева и в областной школе-интернате в микрорайоне Авангард капремонт закончится до конца года.
В связи с этим, ученики школ, где ведется ремонт, будут обучаться в других местах: в здании школы-гимназии №31 в мкр. Атырау, СШ №14, СШ №20, СШ №24 в мкр. Привокзальный и на базе средней школы имени Ф. Онгарсыновой.
— Орынтай Молдашевна, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с школой №30. Родителей, учеников и общественность волнует судьба этого учебного заведения. Кто—то даже предположил, что данный земельный участок присмотрели для строительства жилого комплекса…
— Да, я понимаю, о чем вы говорите. Что касается школы №30, могу сказать, что она признана аварийной, и на ближайшей сессии областного маслихата планируется рассмотреть вопрос о сносе и строительстве нового здания. Разговоры о том, что земельный участок, на котором школа находится, якобы хотят отдать под строительство ЖК, не имеют под собой никаких оснований. У данного участка есть целевое назначение, и передача земли под строительство другого объекта невозможна. Также в этом районе готовится проект под строительство школы BINOM. Так что, возможно, ученики школы №30 перейдут туда.
— Ну, это в перспективе. А куда же они пойдут учиться 1 сентября?
— Мы решаем вопрос об аренде зданий под учебные классы для учеников школы №30. Дело в том, что в данной школе обучается более двух тысяч детей, и разместить их в одно здание не представляется возможным, поэтому мы рассматриваем разные варианты. В прошлом учебном году ученики данной школы учились в двух колледжах: энергетики и строительства, и транспорта и коммуникаций. Также дети были размещены в интернате для девочек и в школе им. Исатая Тайманова в микрорайоне Жумыскер. Например, мои племянники тоже учатся в школе №30, но в этом году они перешли в геологскую, в микрорайоне Жулдыз-3. Возможно, некоторые родители тоже перевели своих детей в другие школы. На данный момент проводится комплектация классов, и картина станет более понятной ближе к 1 сентября. К этому времени прояснится и то, в каких школах останется трехсменное обучение: новые объекты образовательных учреждений и те, что после капремонта, должны разгрузить переполненные школы. Например, в прошлом году две новые школы BINOM приняли сразу 8 тысяч детей. Сейчас мы ожидаем, что акжарская школа разгрузит школу №39, где была трехсменка.
По кадрам – решат?
Откроются ли дополнительные классы с русским языком обучения в городских школах? Дело в том, что «ПК» еще в мае поднимала вопрос о том, что родители первоклашек не могут оформить своих детей в русскоязычные классы. По информации городского отдела образования, в Атырау 29 школ — со смешанным языком и две школы с русским языком обучения. В этом учебном году планировалось в тридцать одну школу, где есть классы, обучающие детей на русском языке, принять 1286 первоклашек (а это в общей сложности 57 классов). Однако желающих учиться на языке Пушкина оказалось больше, чем ожидалось.
Ежегодно в школы приходят работать 300 молодых педагогов, и в рамках проекта по привлечению лучших учителей из других регионов в прошлом году в Атырау прибыли 10 специалистов.
— Ныне мы также ожидаем пополнения. Однако если в школах с казахским языком обучения проблем с кадрами нет, то в русских классах кадровый вопрос остается открытым. И дело не в том, что наши школы не хотят открывать русскоязычные классы, вся проблема кроется именно в дефиците кадров. Вы не поверите, в этом году на педагогические специальности были выделены гранты акима области. И только одна абитуриентка сдала документы на русское отделение – на учителя начальных классов, хотя гранты предоставлялись и для выпускников из других регионов. Например, потребности в учителях есть в СШ №№2, 3, 4, 12, 16, 17, 30, 38. И школы, имеющие классы с русским языком обучения, вынуждены продлевать трудовой договор до конца учебного года с педагогами, достигшими пенсионного возраста. Ведь наша первоочередная задача – дать образование. Также мы уже сегодня решаем кадровый вопрос в случае открытия новых комфортных школ. Планируется, что 200 учителей школ, где сейчас трехсменное обучение, вместе с классами перейдут в новые, а еще 200 специалистов будут приняты на работу на конкурсной основе.
Раскроем завесу
Заместитель руководителя областного управления образования сообщила, что приоритетным вопросом Августовского совещания учителей станет внедрение искусственного интеллекта в сферу образования.
— Современные педагоги должны уметь работать с разными платформами, цифровыми образовательными ресурсами. Сегодня ученики в сфере цифровизации и по использованию гаджетов опережают своих учителей. Поэтому последним необходимо постоянно повышать свою квалификацию, что включает в себя приобретение навыков, необходимых им для использования ИИ в новой реальности. С помощью искусственного интеллекта преподаватели учатся структурировать учебный план и выстраивать последовательность изучения материалов, учитывая уровень сложности и актуальности тем. А также могут создавать индивидуальный учебный материал для своих дисциплин.
Если вы помните, в 2020 году во время пандемии школы были обеспечены планшетами, компьютерами, ноутбуками, интерактивными панелями разных видов. В этом году мы приобрели еще тысячу интерактивных досок. Но сегодня существует проблема в их использовании и обслуживании. Некоторые наши учителя и руководители школ не умеют пользоваться цифровыми технологиями. Например, преимущество поисковой системы Google имеет подразделения, занимающиеся облачными вычислениями, электронной почтой (Gmail), веб-приложениями для географических карт, сканированием и архивированием цифровых книг и многим другим, но учителя не пользуются ими. И сегодня мы проводим семинары: в этом году цифровым технологиям и внедрению ИИ обучаются физики, химики, математики 46 школ. А уже с нынешней недели начали обучаться учителя начальных классов, которые пройдут три уровня, потом сдадут вступительный и итоговый тесты.
Виртуальные очки и Starlink
— Но ведь внедрение цифровизации предполагает наличие скоростного интернета…
— Да, для этого мы закупили 29 спутниковых интернет Starlinkов Илона Маска. Они установлены в отдаленных сельских местностях. Что касается городских учебных заведений, то скоростной интернет есть в каждой школе. Другое дело — правильное распределение объёма услуг интернета: МБ, КБ, ГБ. Скажем, в бухгалтерии или в кабинете директора не нужно много Гигабайтов или Мегабайтов, а вот учителям необходимо дать больше. Мы ежегодно советуем директорам школ, чтобы они вместе со специалистами наладили распределение объемов: руководители должны знать, кому, сколько объемов нужно дать. В этот раз мы вновь будем говорить об этом.
Кроме того, сельские школы оснащены виртуальными очками для лабораторных исследований. В дальнейшем, возможно, оснащение будет и в городских школах.
Школьное питание через СКУД
— В образовательном учреждении система контроля управления доступом (СКУД) используется для контроля посещаемости занятий учениками: времени прихода и ухода, посещаемость уроков, а также отслеживание опозданий. При необходимости можно настроить автоматическую отправку данных об опозданиях и прогулах родителям. Кроме того, СКУД повышает общую безопасность учащихся, позволяет минимизировать человеческий фактор, к примеру, недостаточную внимательность со стороны охранников.
В нашей области система контроля доступа и карты для идентификации учеников в пилотном режиме запущена в лицее имени Досмухамбетова. Например, по карте видно, сколько раз ученик посетил библиотеку, сколько раз он принимал пищу, когда пропустил занятия. Карточная система хороша тем, что прозрачна: по ней можно отслеживать бюджетные деньги, выделенные на питание школьников. Если данный проект будет успешным, запустим его и в других школах.
Если вы хотите услышать мое мнение по школьному питанию, то, на мой взгляд, самая лучшая система – это шведский стол, как в гимназии Білім Инновация. Дети сами выбирают блюда. В остальных школах выбора нет, дети питаются согласно установленному меню, поэтому и отходов больше.
— Орынтай Молдашевна, а как с обеспечением учебниками?
— С этим у нас проблем нет. Завоз книг производится согласно перечню. Единственное, о чем спрашивают родители, это про ученические тетради для начальных классов: пропись, математика. К сожалению, они не входят в перечень оснащения, так как не передаются из класса в класс. Родители сами должны приобрести эти тетради вместе с канцтоварами.
Анжелика КИМ