Четыре «К»
Критическое мышление, креативность, коммуникации и коллаборация. Об этих четырёх К говорили на семинаре-тренинге в Атырау.
Главная задача обучения – ознакомление с системой социально-психологических знаний, умений, навыков и методик по диагностике и развитию способностей детей школьного возраста в области «4К» – критического мышления, креативности, коммуникаций и коллаборации. Всего в мероприятии приняли участие 100 педагогов, в числе которых психологи и заместители руководителей учебных заведений по воспитательной работе.
Семинар, организаторами которого выступили служба «Qabilet», корпоративный фонд «El Umiti» и центр «Дарын», проводился на базе центра Абая, а тренерами явились национальные эксперты в области психологической диагностики из Казахского Национального педагогического университета имени Абая, а также разработчики авторских методик по системе «4К».
Руководитель центра диагностики и молодежи корпоративного центра «El Umiti» Гулим Джусупова, рассказывая о деятельности фонда, пояснила:
– Наши проекты позволяют выявлять новые возможности для обучения и развивать способности школьников. Основные компоненты данной методики направлены на то, чтобы помочь психологам школ правильно развивать навыки у детей. У нашего фонда много инновационных образовательных проектов, также мы работаем с международными партнерами и смотрим, как они внедряют в учебные процессы игровые и творческие элементы. И задача наших тренеров – адаптировать сложные материалы, делая их доступными для всех участников, транслировать для учителей Казахстана, использовать их на своих уроках. Иными словами научить педагогов видеть в ребенке «4К» и правильно их развивать, – пояснила представитель фонда.
В тот день «El Umiti»презентовали новые прграммы: «Айтыс», в которой ученики имеют возможность проявить творческие способности и посредством социальных сетей показать ораторские, импровизационные таланты. Еще один проект, предлагающий через игру запоминать даты событий по истории Казахстана, чтобы подготовится к ЕНТ. Также фонд презентовал семь направлений, в том числе экология, спорт, чтение книг, волонтерство – по ним молодые люди могут получить сертификаты и выиграть денежные премии.
Обучение для педагогов области проводились в четырех секциях: две – для заместителей директоров по воспитательной работе и две секции – для педагогов-психологов.
Тренер корпоративного фонда «Еl Umiti»» магистр, практический психолог, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии КазНПУ им. Абая, участник-разработчик проекта «Qabilet» Анель Садыкова пояснила:
– Педагоги, психологи в рамках этого проекта проходили курсы, направленные на тему диагностики и развития способностей 4К – это всемирно признанные и востребованные навыки XXI века. Психологические и возрастные закономерности развития критического мышления, креативности, коммуникаций и коллаборации легли в основу данных разработок. Мы на протяжении нескольких лет в команде из сотрудников кафедры, в проектных группах разработали программы диагностики и развития вышеуказанных способностей у дошкольников и школьников разного возраста.
Важно подчеркнуть, что диагностический инструментарий не призван заниматься так называемой «селекцией людей» по уровню этих способностей, а больше дать возможность проявить их в разных условиях, выявив актуальный уровень, в том числе признаки одаренности. Их тоже нужно сопровождать психологически, организационно и социально, чтобы они не угасли.
В Атырау в ходе тренингов акцент был сделан на новых результатах, также были даны сведения по всему проекту. Занятия частично включали в себя и элементы эмоционально-психологической разгрузки, и личностного роста для самих специалистов. Кроме того, такие курсы дают возможность коллегам обмениваться опытом, познакомиться и создавать профессиональный нетворкинг. Работа в этом направлении продолжится и дальше, – прокомментировала А. Садыкова.
Кстати, служба «Qabilet» дает равный доступ каждому школьнику на одноимённой онлайн-платформе пройти диагностику своих способностей и профессиональной ориентации совершенно бесплатно, принять участие в проектах «Qabilet» для реализации интеллектуального и личностного потенциала, пройти отбор и принять участие для дальнейшего обучения и развития.