Без запаха коррупции
В областном акимате под председательством акима Атырауской области Серика Шапкенова состоялось заседание с участием руководителя Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саяна Ахметжанова. В своем выступлении глава антикоррупционного ведомства раскритиковал деятельность местных исполнительных органов за формализм при проведении внутреннего анализа коррупционных рисков.
«Галочке» нет места
Как отметил Саян Ахметжанов, существует непонимание сути анализа коррупционных рисков, а анализом охватываются не все направления деятельности, в ряде случаев аналитические справки содержат формальные рекомендации по устранению причин и условий коррупции. По итогам анализа управлению индустриально-инновационного развития рекомендовано улучшить работу с системой «Е-кызмет», строго соблюдать закон при составлении внутренних документов, актов, договоров.
– Такие рекомендации выработаны вследствие некачественного анализа, проводившегося для галочки, – обратил внимание Саян Ахметжанов.
Руководитель Службы превенции Агентства также подчеркнул важность удовлетворения нужд и ожиданий людей в части противодействия коррупции, что является первостепенной задачей Антикоррупционной службы. Агентством разработана Карта коррупционных рисков, в которой отражены основные проблемы, с которыми сталкиваются люди, проживающие здесь. Все эти недочеты сопряжены именно с коррупцией.
– В этой связи крайне важно, чтобы именно местные исполнительные органы, а также представители общественности объединили свои ресурсы и возможности. Более того, Президент в своем Послании от 1 сентября этого года отметил, что нужно существенно расширить полномочия местных исполнительных органов, и это приблизит решение насущных вопросов в регионах, – отметил Саян Ахметжанов.
Большая угроза
По Атырауской области отмечена сфера, включенная в карту рисков, – экология, и это – угроза экологических катастроф, сокрытие объемов загрязнения. Из-за обмеления реки Урал население и промышленные предприятия в ближайшее время могут ощутить нехватку пресной воды.
– Загрязнение воздуха от выбросов нефтяных компаний (в 2021 году в Прикаспии зарегистрировано 1 063 больных раком, в текущем году – 241). Далее – проблема очистных сооружений («Тухлая балка» и поля испарения). Еще дороги и инфраструктура. Здесь отмечается некачественное строительство дорог и инженерных сооружений, хищение при их реализации, расходовании средств на водо-, тепло-, газоснабжение, канализационно-очистительных сетей, – перечислил Саян Ахметжанов. И продолжил:
– Проблемы дренажной системы, город регулярно затопляет талыми водами и дождями. Высокий износ инфраструктуры служит причиной частых отключений (износ теплоснабжения – 64%, электроснабжения – 40 %). Для строительства и реконструкции автодорог выделено 56 млрд тенге («Актобе – Уральск – Атырау», «Атырау – Астрахань» и др.). Состояние водоочистных сооружений города Атырау и Макатского района аварийное.
Также спикер сделал акцент на сложностях в медицинской сфере, а именно завышение цен и закуп некачественных лекарств, медоборудования, вакцин и препаратов. Между тем в регионе высокий уровень младенческой, детской и материнской смертности, в 2021 году в больнице скончались 48 малышей.
Обозначена коррупция при трудоустройстве людей, нехватка медицинских кадров, в городе Атырау требуется 226 врачей, в других населённых пунктах – 91.
Дорогостоящая «прокладка»
Еще одна беда Прикаспия – олигополия – преступные схемы вокруг крупных промышленных предприятий – «прокладки», «искусственные монополии», деятельность предприятий в перерабатывающих отраслях. Речь о непрозрачности ценообразования и распределения сжиженного нефтяного газа, различных «прокладок» в схеме поставок газа множество.
– Имеется коррупция при трудоустройстве на крупные промышленные предприятия и квазигосударственного сектора – ТОО «АНПЗ», АО «Эмбамунайгаз», ТОО «ТШО», ТОО «Интергаз Центральная Азия», АО «Атырауские тепловые сети», – сообщил Саян Ахметжанов. – Также высокий уровень коррупции в сфере закупок субъектов квазигосударственного сектора, и это по причине отсутствия надлежащего контроля и прозрачности. Вот такие основные проблемы, с которыми сталкиваются люди, проживающие здесь, и которые сопряжены с коррупцией.
Саян Ахметжанов считает крайне важным то, чтобы именно местные исполнительные органы, а также представители общественности объединили свои ресурсы и возможности. Президент Республики Казахстан в своем Послании также отметил, что нужно существенно расширить полномочия местных исполнительных органов и это позволит приблизить решение насущных вопросов к регионам, к людям.
– Следует поддержать и объединить усилия в решении социально значимых проблем жителей вашего региона. Инструментом оценки будут опросы населения, бизнеса, НПО. Необходим потенциал общественного совета, который вправе проводить общественный мониторинг и оценивать влияние конкретного руководителя в регионе на устранение проблемных зон, – акцентировал внимание руководитель Службы превенции, обращаясь к акиму области.
Тем временем с начала года в Атырауской области проведено четыре заседания общественного совета, где рассмотрены вопросы освоения бюджетных средств, деятельность управления здравоохранения, встречи с акимом области. И было лишь одно заседание по вопросам противодействия коррупции.
Транжиры
Как известно, работа местного госаппарата имеет ключевую роль в решении злободневных вопросов людей, и они же распоряжаются необходимыми бюджетными средствами. Агентство заинтересовано в эффективном расходовании денег налогоплательщиков и в отсутствии «запаха» коррупции в стенах чиновников.
– Между тем уровень профилактики коррупции в акимате находится на низком уровне, – заявил Саян Ахметжанов. – Об этом свидетельствует ряд источников, в том числе мониторинг государственных закупок региона. К примеру, за последние два года в результате внесенных Антикоррупционной службой рекомендаций по итогам мониторинга плана государственных закупок по Атырауской области сэкономлено более 440 млн тенге (2021 год – 377 124 200 тенге, 2022 год – 62 879 844 тенге). Например, Дом культуры имени Курмангазы планировал закупить по завышенным ценам цветы для городских мероприятий на сумму около 15 млн. После внесения рекомендации сэкономлено более 10 млн тенге, а по закупкам Геологской поликлиники, где планировалось закупить 30 медицинских кресел по завышенным ценам, сэкономлено более 24 млн тенге.
С 2021 года по сегодняшний день на колл-центр Агентства поступило 11 обращений в отношении сотрудников акимата и подведомственных организаций. В этот же период зарегистрировано 11 уголовных дел в отношении работников акимата и подведомственных ему организаций (в 2021 г. – 9, в 2022 г. – 2), среди которых трое первых руководителей и их заместители.
Говорящие анализы рисков
С 2021 года в местных исполнительных органах Атырауской области проведено шесть внешних анализов коррупционных рисков – в управлении здравоохранения, координации занятости и социальных программ, внутренней политики, образования, сельского хозяйства, социально-предпринимательской корпорации.
– К примеру, в ходе внешнего анализа в деятельности СПК установлено, что там сложилась общая практика получения прибыли путем вложения собственных средств, а также средств, выделенных на реализацию определенных государственных программ, на депозитные счета банков второго уровня под определенные проценты. Данную процедуру СПК расценивает как положительную практику получения пассивного дохода для перекрытия административных расходов. Однако такая тенденция имеет риски потери средств, и примерами служат факты с «Банком Астаны» (в 2017 г. СПК вкладывает 212 млн тенге, в 2019 г. решением суда банк ликвидирован, а средства СПК до настоящего времени не возвращены) и РБК Банком (не возвращены средства СПК в размере 470 млн тенге), – пояснил Саян Ахметжанов. – А вот ответственность за данные провальные действия никто из должностных лиц не понес. Каждый госорган и организация имеет возможность провести аналогичную работу самостоятельно в рамках внутреннего анализа. В целом по итогам анализов всего внесено 104 рекомендации, из них исполнено 79.
Заграница подсказала
Благодаря последовательной модернизации антикоррупционной политики в национальной практике применяются современные методы противодействия коррупции, соответствующие международным стандартам. Одним из них является введение института антикоррупционного комплаенса в квазигосударственном секторе. В настоящее время по республике свыше шести тысяч субъектов квазигосударственного и частного секторов изъявили желание развивать принцип корпоративной добропорядочности и внедрили в своей структуре комплаенс-службу. На уровне Атырауской области насчитывается более 300 таких подведомственных организаций (с учетом организаций образования и здравоохранения).
– По работе комплаенс-служб можно привести работу комплаенс-офицера Атырауского университета, где были выявлены шесть педагогов, которые сдавали экзамены от имени студентов и требовали деньги за выставление оценок в ведомостях, – пояснил Саян Ахметжанов. – Вместе с тем, в ходе изучения положений и должностных обязанностей комплаенс-служб выявлены факты формального подхода, наблюдается слабая работа по внутренним анализам (при проведенных 310 анализах выявлено всего 20 коррупционных рисков).
В свою очередь, учитывая, что зачастую подведомственные организации задействованы в коррупционных схемах, необходимо акцентировать внимание на первоочередных задачах комплаенс- служб.
Спикер также остановился на вопросе госсоцзаказа на реализацию социальных проектов в сфере формирования антикоррупционной культуры.
На организацию работы в этом направлении в Атырауской области на этот год выделено около 38 млн тенге. Так вот, в реализации госсоцзаказа по стране существует порочная практика, когда закладывают разного рода семинары, лекции, мероприятия, которые, по сути, не требуют особых финансовых затрат. На взгляд Агентства, не стоит чрезмерно загромождать технические спецификации такими мероприятиями, без проведения каких-то глубоких исследований по вопросам установления и устранения причин его возникновения.
Выступающий представитель Агентства отметил, что пришла пора принятия решительных мер.
– Можете рассчитывать на Агентство по всем вопросам, связанным с выработкой системных организационно-правовых превентивных мер.
Аким Атырауской области Серик Шапкенов поручил учесть все озвученные рекомендации, а также поддержать и объединить усилия в решении социально значимых проблем жителей региона.
Ни слезинки предпринимателя…
Система защиты бизнеса должна работать как хорошо отлаженный механизм, главные характеристики которого – системность и комплексность.
Так считает руководитель Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов. Он провел встречу с бизнес-сообществом региона по вопросам защиты прав предпринимателей и повышения добропорядочности в сфере бизнеса. Системная и последовательная реализация мер по противодействию коррупции позволит сформировать уникальную модель антикоррупционной политики. В настоящее время утверждена Концепция антикоррупционной политики РК на 2022-2026 годы.
– Одним из важнейших приоритетов Концепции является развитие честного бизнеса. В проект Концепции закладывается стимулирование бизнеса на внедрение антикоррупционных стандартов, – отметил С. Ахметжанов. – Антикоррупционной службой приняты дополнительные меры по защите бизнеса от неправомерного вмешательства. Разработан алгоритм, который предусматривает дополнительное согласование любых следственных действий, затрагивающих интересы бизнеса.
Уже создана специальная рабочая группа из числа сотрудников Агентства и представителей НПП «Атамекен» в целях оперативного получения информации и коллегиального рассмотрения вопросов по жалобам бизнеса. Группа будет рассматривать жалобы по расследованиям и обращения о коррупционных действиях других госорганов в отношении предпринимателей. Так что защита бизнеса является одним из приоритетных направлений работы Антикора.
В ходе своего визита в Атыраускую область представитель Агентства по противодействию коррупции также посетил предприятия нефтегазовой отрасли, ознакомился с ходом строительства новых промышленных объектов. Руководитель Службы превенции Антикоррупционной службы побывал на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе. Численность сотрудников составляет более 1 600 человек. По итогам прошлого года заводчанами было переработано 5 млн 473 тыс. тонн нефти.
Основными проблемными вопросами, отразившимися в Карте коррупционных рисков, является ухудшение экологической ситуации, нехватка дизельного топлива и ГСМ в стране. Выброс в воздух токсичных химикатов заводами, расположенными в черте города, становится обычным явлением. Львиная доля претензий приходится на АНПЗ. При этом до сих пор уполномоченными органами не предприняты серьезные меры по этому поводу, отметили в Агентстве.
Саян Ахметжанов ознакомился с экологическим проектом АНПЗ «TAZALYQ», направленным на улучшение экологической обстановки в городе Атырау, основная задача которого – минимизация воздействия на окружающую среду. Полное завершение проекта ожидается в конце 2023 года.
Представитель Агентства ознакомился с ходом строительства трассы республиканского значения «Атырау — Астрахань». На строительство данного объекта протяженностью 277 км выделено 87,4 млрд тенге.
Департаментом в свою очередь совместно с представителями прокуратуры, ГАСК, ДГД и ДВГА проведена комплексная проверка дорог республиканского и областного значений, в том числе дороги «Атырау — Астрахань». В ходе проверки были изъяты пробы-керны и направлены в лабораторию Атырауского филиала Национального центра дорожных активов. Саян Ахметжанов призвал уделять особое внимание вопросу ремонта дорог, объединить усилия совместно с Антикоррупционной службой и усилить контроль за качеством выполняемых подрядчиками ремонтных работ.
Светлана НОВАК