Атырауское нефтепроводное управление: от зарождения технологий до наших дней
В этом году Атырауское нефтепроводное управление отмечает 50-летний юбилей. Если изучить историю предприятия, становится очевидно: она не могла состояться без самоотверженного труда профессионалов, связавших свою жизнь с нефтетранспортной отраслью.
Сегодняшним молодым специалистам сложно даже представить, в каких условиях их предшественники строили нефтетранспортные магистрали. Работы по созданию семисоткилометрового трубопровода «Каспий-Орск» начались в далеком 1932 году. Его путь проходил через территорию трех областей: Гурьевскую, Актюбинскую и Оренбургскую. Первопроходцам нефтепроводного строительства пришлось приложить нечеловеческие усилия, чтобы в казахстанской степи появился трубопровод. Они работали вдали от жилых поселений, стойко переносили песчаные бури, жили в полутемных, сырых землянках. Строители нефтепровода работали вручную, без транспорта и специальной техники. Трубы доставлялись к месту назначения на верблюдах, а изоляцию выполняли с помощью мешковины и битума. Благодаря самоотверженному труду строителей первая нефтепроводная магистраль была завершена.
Одним из тех, ктодолгие годы возглавлял ремонтно-строительное управление Южнефтепровода, был Виктор Вельтер. Он вспоминает, что трубы, уложенные в 1930-х годах, были сделаны на совесть.
– В систему нефтепроводов я пришел сразу после армии, в 1973 году, и тогда же, в 1970-х годах, начался демонтаж нефтепровода «Каспий – Орск». Было хорошо видно, что все стыки сварены качественно. Металл даже внешне выглядел нормально, коррозия в основном была изнутри, – рассказывает ветеран АНУ.
Для эксплуатации и обслуживания данного нефтепровода в 1941 году была создана Гурьевская нефтепроводная контора, а позже – Гурьевское товарно-транспортное управление. А в 1969 году было построено и введено в эксплуатацию несколько нефтепроводных магистралей: «Кенкияк – НПС №6» (с двумя насосными станциями «Кенкияк» и «Темир»), «Каратон – Косчагыл», заработали водовод «Каратон – Саркамыс», нефтеналивная эстакада «Мартыши», нефтепровод «Мартыши» – 19-й разъезд (Атырау) и очистные сооружения в городе Гурьеве.
В связи с вовлечением мангышлакской нефти в поток Урало-Волжских нефтепромыслов и для обеспечения бесперебойной поставки нефти с месторождений Западного Казахстана по трубопроводу «Узень – Гурьев – Куйбышев» в составе управления Приволжскими магистральными нефтепроводами было создано Балыкшинское районное нефтепроводное управление, которое обслуживало участок нефтепровода «Гурьев – Калмыково» протяженностью 222 километра. Тогда все подразделения БРНУ обеспечивали технологический процесс перекачки нефти и поставку на заводы Новокуйбышевска. С этого момента для Казахстана начался новый этап в истории транспортировки нефти: внедрялись автоматизация производства и современные установки.
Из воспоминаний ветерана-нефтепроводчика, кавалера ордена «Құрмет» Зинона Абдрахманова.
– Когда было создано Балыкшинское районное нефтепроводное управление, я работал начальником централизованной службы контрольно-измерительных приборов и автоматики. Перед нами встал вопрос автоматизации нефтеперекачивающих станций «Гурьев» и «Индер». Тогда нам пришлось приложить все усилия, чтобы увеличить мощность магистральных насосов нефтеперекачивающих станций. Для внедрения новых технологических процессов нужны были специалисты, и меня с коллегами, занимающимися автоматикой, отправили на стажировку в Австрию и Германию. А в 1976 году в управление прибыла автоматизированная установка «Honeywell», которая прослужила 25 лет, – рассказал Зинон ага.
Не сбавляя скорости
Период обретения страной независимости был непростым и для Атырауского нефтепроводного управления. Экономическая ситуация по всему Казахстану была сложная. Но даже в такой период работники нефтетранспортной отрасли не переставали совершенствовать производство, перед ними стояла задача стратегического значения – непрерывная поставка нефти на экспорт.
– В тот год мы приступили к реконструкции участка магистрального нефтепровода «Атырау – Самара», – рассказывает ветеран-нефтепроводчик Саркис Снхчян, который с 1994 по 2015 годы возглавлял Атырауское нефтепроводное управление. – Работы на участке «Атырау-Карманово» мы начали в 1994 году. На втором этапе завершили участок «Карманово – Индер», затем «Индер – 924 км». Таким образом за год мы обновили нефтепровод, и, как результат, в 1995 году в Самару было поставлено одиннадцать миллионов тонн нефти. Ранее этот показатель не превышал семи миллионов тонн в год, – вспоминает бывший руководитель АНУ.
После создания в 1997 году компании «КазТрансОйл» Атырауское нефтепроводное управление вошло в состав его Западного филиала.
С этого периода нефтепроводная компания приступила к разработке и реализации плана реконструкции производства. И в 1998-99 годах на нефтеперекачивающей станции им. Т. Касымова была построена вторая сливо-наливная эстакада, проведена реконструкция печей подогрева на нефтеперекачивающих станциях, при этом система подогрева была переведена на газовую. В 2000-е годы был полностью обновлен резервуарный парк, на НПС им. Т. Касымова реконструированы система пенотушения, инженерные коммуникации, проложена асфальтовая дорога внутри станции. Были построены центральная химическая лаборатория, новое здание Атырауского нефтепроводного управления.
Сейчас АНУ динамично развивается, вносит свой вклад в экономику страны и отрасли. Особое внимание предприятие уделяет природоохранным мероприятиям. Так, после плановой реконструкции нефтеперекачивающей станции имени Нурибека Шманова в работу была введена инновационная установка рекуперации паров, которая предназначена для снижения производственных потерь при транспортировке нефти и блокирования вредных выбросов в атмосферу. В перспективе АО «КазТрансОйл» намерено реализовать аналогичные проекты по установке таких конструкций на других производственных объектах.
Кадры решают всё
В народе говорят: «Чем выше лоза, тем глубже корни». Рассказывая о достижениях, перспективах и инновационных технологиях на производстве, нужно помнить о том, что за всеми этими процессами стоят люди. Каждый сотрудник большого сплоченного коллектива осознает себя частью огромного механизма. Нефтетранспортная отрасль во многом определила судьбу работников компании, считает начальник Атырауского нефтепроводного управления Аскар Джулдасов.
«За полувековую деятельность управление прошло непростую стадию становления. И сегодня, благодаря профессионалам отрасли, оно является современным, мощным и модернизированным производством. Мы гордимся тем, что такие ветераны, как Фердинат Мамонов, Саркис Снхчян, которые возглавляли управление в период становления независимого государства, внесли свой вклад в развитие нашего управления. Хотелось бы отметить заслуги Сабита Рзиева, который в свое время, возглавляя управление, приложил немало усилий для автоматизации системы предприятия и повышения производственного потенциала коллектива», – говорит глава Атырауского нефтепроводного управления.
Одна из значимых нефтеперекачивающих станций, входящая в состав управления, названа в честь заслуженного ветерана нефтетранспортной отрасли Тараса Мажитовича Касымова, который посвятил работе в АНУ более 50 лет жизни. На НПС имени Тараса Касымова осуществляется прием нефти с месторождений Западного Казахстана: «Узень – Атырау», КТК-К, «Мартыши – Атырау», «Кенкияк – Атырау», а также производится дальнейшая перекачка по нефтепроводу «Атырау – Самара», на Атырауский НПЗ, перевалка нефти в систему Каспийского трубопроводного консорциума и налив в цистерны для отправки железнодорожным транспортом.
Современное поколение нефтепроводчиков искренне гордится своей принадлежностью к истории и традициям нефтепроводной отрасли. Сегодня работники АНУ трудятся в новых условиях, изучая и внедряя передовые технологии на производстве, они достойно продолжают дело своих предшественников.