Архив – сокровище народа
Как сегодня выдаются архивные справки, документы и кто обычно посещает архив
Выдача архивных справок, копий архивных документов или архивных выписок – одно из приоритетных направлений деятельности Государственного архива Атырауской области. Эта госуслуга оказывается через канцелярию архива НАО «Государственная корпорация «Правительства для граждан» либо через веб—портал «электронное правительство» www.egov.kz.
Упомянутая государственная услуга оказывается юридическим и физическим лицам в виде подтверждающих сведений о стаже работы, заработной плате, составе семьи, образовании, перечислении пенсионных отчислений и социальных пособий, присвоении ученых степеней и званий и т.д. Среди них есть запросы на получение исторических сведений исследователей, краеведов и обычных граждан, проживающих в странах СНГ.
Все запросы, поступающие в областной архив, выполняются своевременно. В случае, если обращение поступило от третьего лица, необходимо в обязательном порядке предоставить нотариально заверенную доверенность или документ, подтверждающий родство.
Всего в 2023 году поступило и удовлетворено 2195 архивных запросов, из них 2087 касается социально-правововых вопросов, 108 – тематического характера.
Социально-правовые, тематические и генеалогические запросы, поступившие в архив, рассматриваются в течение 11 рабочих дней. Государственные услуги предоставляются в электронном или бумажном формате, бесплатно.
Согласно письму вице-министра культуры и информации Республики Казахстан от 05 марта 2024 года №05-18/1078, информационные системы «Единый электронный архив», «Выдача архивных справок, копий архивных документов или архивных выписок» и прием заявлений через портал «электронного правительства» временно приостанавливается до заключения договорных обязательств с поставщиком госуслуг по апостилированию архивных справок, копий архивных справок или архивных выписок, выданных из государственных архивов Республики Казахстан и направляемых за границу. Поэтому все запросы принимаются и выдаются ответы через канцелярию архива.
Тем временем, цифровизация привела к доступности государственных услуг. В целях повышения цифровой грамотности Государственный архив Атырауской области проводит День открытых дверей. В эти дни сотрудники показывают, как за короткий срок можно получить ответ за считанные дни через портал «электронное правительство» (www.egov.kz), при этом исключив сбор нескольких бумаг, сканируя документы и отправляя их с помощью ЭЦП.
Кроме того, в социальных сетях Instagram и Facebook на двух языках проводится разъяснительная работа с помощью видеороликов и инфографики «Как получить архивную справку». Поскольку предоставление качественных государственных услуг сегодня — приоритетное направление развития государства, мы считаем нашей главной обязанностью совершенствововать и повышать уровень предоставляемых гражданами государственных услуг в сфере архивного дела.
Архив – это сокровище народа. Используя исторические данные, хранящиеся в архиве, наш общий долг донести ценности народа до нового поколения. Настоящая история пишется только на основе архивных документов. Работу сотрудников архива можно охарактеризовать крылатыми словами: «Сегодняшний день — завтрашняя история».
Рауан ДОСЖАНОВА,
архивист государственного архива
Атырауской области
Фото: dzen.ru