Эксперты: «С созданием новых областей, возможно, улучшится социально-экономическое самочувствие»
«Программа политических реформ в Казахстане, оценки и перспективы». Под таким названием прошло международное экспертное заседание, организованное центром аналитических исследований «Евразийский мониторинг», политологическим центром «Север-Юг» и агентством «Sputnik Казахстан».
В рамках заседания, в котором приняли участие представители академического и экспертного сообщества Республики Казахстан и Российской Федерации, была обсуждена программа политических реформ. Эксперты дали оценку влияния программы на двусторонние взаимоотношения между Казахстаном и Россией.
— Мы знаем, что задолго до того, как Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием, велась тесная коллаборация между государством и гражданским обществом, которая была направлена на формирование политического курса реформ, — отметил директор центра аналитических исследований «Евразийский Мониторинг» Алибек Тажибаев. — И вторя экспертному дискурсу, очень важно отметить, что политические реформы, которые были озвучены, сложно оценить вне внешнеполитического контекста. Глава государства между строк отметил важность укрепления союзнических отношений внутри Евразийского экономического союза.
По мнению Тажибаева, прежде всего опыт политических реформ в России и Казахстане может быть использован для взаимного понимания тех основных направлений сотрудничества экспертно-аналитической работы, которые могли бы способствовать эффективному, поступательному и успешному развитию наших стран.
— Со своей стороны хотелось бы отметить, что основная интенция казахстанского экспертного сообщества направлена на скорейшее урегулирование конфликта, а не на уменьшение партнерских и союзнических взаимоотношений между Казахстаном и Россией, — подчеркнул Тажибаев.
Старший научный сотрудник центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урала-Поволжья Института востоковедения РАН Игорь Савин отметил, что озвученные реформы, в первую очередь, направлены на диверсификацию политической жизни.
— В послании заинтересовали предложения, связанные с реформированием системы местного управления. Именно это является реальным механизмом донесения до власти всех уровней потребностей местных локальных сообществ. Подобное реформирование является сильнейшим вызовом и для населения, которому предстоит жить в рамках той социально-политической среды, которое население само организует, — подчеркнул эксперт.
Профессор Института дипломатии при Академии государственного управления при Президенте Казахстана Таисия Мармонтова считает, что развитие регионального управления позволит решить ряд проблем в отдаленных регионах страны.
— Мысль о том, что Казахстан суперпрезидентская страна уже не раз звучал в экспертном сообществе, ее подтвердил сам Президент в своем послании. Учитывая небольшое количество населения страны, по сути, у нас есть лишь две выборные должности – это президент и акимы нижнего звена, к выбору которых мы пришли недавно. В тот момент, когда государство формируется и закладываются основные рабочие механизмы, мобилизационная экономика, основанная на ручном управлении и жестких бизнес-процессах может быть эффективной. Но сегодня мы наглядно видим, что эти механизмы дают определенные сбои. В нашей стране есть программы получающие хорошие международные отклики. Однако до конца довести их реализацию мы зачастую не можем. И развитие регионального управления позволит решить проблему слабой управляемости, — сказала эксперт.
Таисия Мармонтова подчеркнула, что комплекс инициатив в части регионального управления повысит статус регионов и снизит существующие угрозы конфликтности.
— На сегодняшний день, мы имеем колоссальные диспропорции в уровне доходов и в социальной структуре. Ряд рисков социальной конфликтности идет в регионах Казахстана с низким уровнем доходов и низким индексом управляемости. И от вопросов оперативности реагирования местных исполнительных органов на чаяния и нужды граждан напрямую зависит снижение угрозы конфликтности, которая есть сегодня. Эффективное государство – это то государство, которое может обеспечить своим гражданам весь необходимый набор социальных гарантий, — заключила Мармонтова.
Послание Токаева явилось фундаментальным с точки зрения определения будущего Казахстана — так считает старший научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
— Благодаря предложенному Токаевым снижению порога регистрации политических партий до 5 тысяч человек, в стране должна повыситься политическая активность. А это в свою очередь должно качественно развить политическое пространство в Казахстане, а также создать политическую конкуренцию. В дальнейшем все эти инициативы должны оптимизировать законотворческую работу Парламента, — сказал Притчин.
Эксперт Института мировой экономики и политики Лидия Пархомчик рассказала о возможном улучшении социально-экономического самочувствия населения после создания 3 новых областей.
— Очевидно, что запрос общества на социально-политическую модернизацию в Казахстане продолжает расти, и необходимо вновь укреплять возникший диалог между гражданами и властью. Поэтому президентом было принято решение не затягивать презентацию пакета реформ, которые должны затронуть все сферы — от политического устройства страны до местного самоуправления. По своему содержательному наполнению, реформы не предусматривают какого-то радикального демонтажа выстроенной политической системы, потому что цель преобразований — сменить парадигму политического развития через либерализацию. Было необходимо прекратить тренд сращивания институтов госуправления и партийных структур. Поэтому знаковым решением явилось предложение о том, чтобы прекратить членство президента в составе партии. Создание новых областей должно качественно повлиять на социально-экономические самочувствие населения. У нашей страны уже есть успешный пример Туркестанской области, — отметила спикер.
Эксперт также высказалась о том, что вопрос экстренной переориентации интересов или ослабления взаимодействия с Россией для Казахстана на повестке дня не стоит. По ее словам, на сегодняшний день необходимо в первую очередь сосредоточиться на обеспечении национальных интересов, которые заключаются в том, чтобы добиться стабильности.
— При этом, следует понимать, что многовекторность курса остается неизменной, и любая разбалансировка ценных институтов, которые мы скрупулезно устраивали на евразийском пространстве и в который Казахстан активно встроен, крайне нежелательна. Но при этом мы понимаем, что нельзя не учитывать то, что Казахстан уже на пороге столкновения с достаточно серьезными финансово-экономическими трудностями, которые связаны с резким обострением геополитической ситуации, — сказала Лидия Пархомчик.
Как отметила исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Анжелика Трапезникова, в нынешней сложной геополитической ситуации любой контакт на международном уровне создает условия для взаимопонимания и, это очень важно, особенно между такими близкими партнерами как Россия и Казахстан. «Политические реформы, изменения можно только приветствовать, потому как они назревали долгие годы и, безусловно, нашли отклик у большей части жителей республики. Российская Федерация, в свою очередь, также хочет видеть своих соседей экономически и политически крепкими, сильными и независимыми от внешнего влияния странами. Потому что именно эти факторы являются залогом прочных дружественных отношений между нашими государствами, залогом развития долгосрочных взаимовыгодных связей», — отметила Анжелика Сергеевна.
Подготовила Надежда ШИЛЬМАН