Культура

ВЫРАЩИВАЕМ ОГУРЦЫ И ПОМИДОРЫ

Дорогие читатели и подписчики газеты «Прикаспийская коммуна»! Мы открываем новую рубрику «Время читать», которая введет вас в удивительный мир книги. Новинки казахстанской литературы, книги, потрясшие мир, рассказы об известных писателях, истории о книгах, новости литературной жизни Казахстана будут представлены на страницах нашей рубрики. Вся эта информация может оказаться для вас очень полезной и нужной. Возможно, что-то будет вам знакомым, а что-то абсолютно неизвестным.

Владимиру Высоцкому 25 января исполнилось бы 75 лет. Он ушел из жизни в 1980 году, в неполные 43 года. Высоцкого большинство из нас знает, как человека с гитарой, харизматичного актера, поэта. И немногие знакомы с его прозой.

В 1975 году Высоцкий написал роман «О девочках». Это был первый опыт большой формы. Роман повествует о судьбе красивой девушки, которая стала валютной проституткой.

К 60-летию поэта была выпущена аудиоверсия этого произведения. Фрагменты читали А. Вознесенский, Л. Филатов, А. Пугачева, В. Золотухин, С. Тома, Н. Джигурда, В. Смехов и другие. Это была уникальная запись, вышедшая ограниченным тиражом.

Судя по таким фактам, можно понять, что роман «О девочках» оценен критиками как неплохое художественное произведение. Говорят, Высоцкий был очень доволен своим трудом и даже плясал от радости: «Ай да Высоцкий! Ай да сукин сын!» Впрочем, это, конечно, не означает, что роман поэта был принят безоговорочно всеми. Как независимый от мнения литературоведов читатель, хочу поделиться своим мнением.

Когда мы читаем книгу, мы обращаем внимание на эмоции и чувства, которые она вызывает. Прочитав первые страницы и испытав эмоциональное потрясение, я поспешила с выводом: роман не дотягивает до его поэтических шедевров. «Девочки любили иностранцев», — так начинается роман. Прочтя вот такое пошлое начало, хотела с чистой совестью его закрыть. Но что-то меня остановило, и я дочитала роман.

Это «что-то» — откровенная интонация романа, воздух свободы и вольнодумства, мощнейший талант. Читая, я убеждалась, что нельзя опираться на поверхностное впечатление. Чтобы понять Высоцкого, требуется определенный труд, умственный и душевный.

Стремление поэта обнажить пороки советской действительности, неприкрашенная повседневность, житейские подробности вселяют в сердце тревогу и боль. В целом получается печальная картина. Непривлекательная. «Ночные бабочки», тотальный дефицит, привилегированное положение иностранцев, мучающиеся депрессией от бесцельности существования люди… Время, когда колготки и белье были супертоварами и предметом постоянной охоты, а джинсы стоили огромных денег. Желание автора проникнуть в психологию воров и проституток, разобраться в социальных причинах преступности вызывает уважение. Но для меня это жесткое, провокационное повествование. В этом весь Высоцкий — спорный, неудобный, непредсказуемый.

История Тамары Полуэктовой реальна и страшна. У девочки не было детства. Судите сами, садист-отец на глазах у детей душит щенка и этим наносит непоправимый вред неокрепшим душам детей, пьяный он выгоняет детей в одних ночных рубашках на мороз.

Душевная травма, страхи, чувство незащищенности девочки приводят к предсказуемым последствиям. Тамара начинает искать путь к спасению и находит его… в своей привлекательной внешности. Она верит, что именно красота даст ей возможность реализовать мечту о сытой благополучной жизни — выйти замуж за иностранца. Как нетрудно догадаться, мечта приводит ее к проституции. Духовное разрушение идет семимильными шагами. Попутно Тамара связывается с уголовником по кличке Коллега. Тут лексика автора меняется на многоцветную, разнопластовую. Высоцкий мастерски использует специфические пристрастия уголовного мира. Хотя словарный запас уголовника органично вплетен в контекст романа, все же он вызывает неприятие у читателя. Через некоторое время происходит закономерное событие: Николая, Коллегу, за воровство сажают в тюрьму, а Тамара влюбляется в актера Кулешова, в котором угадывается образ самого автора. После окончания срока Николай возвращается к Тамаре. На этом эпизоде роман обрывается.

Высоцкий достоверно и честно рассказывает об очевидных проблемах современности. Но реализм сцен и характеров настолько живописен, что производит удручающее впечатление.

Что ж, писатель, как проводник души народной, должен писать правду. А правда Высоцкого, как горькая пилюля, которую проглотить нелегко, но необходимо. По сути, роман «О девочках» нужно воспринимать как протест, как вызов против аномальных явлений нашего безумного мира и как тоску по светлому будущему.

По большому счету, главная задача писателя — создать книгу о времени и о себе. Владимир Высоцкий оставил нам жесткий, отнюдь не ласкающий слух правдивый роман, сочетающий в себе и высокое, и низкое, и этим нарушил наш душевный покой, заставил нас крепко задуматься о жизни и судьбе.

Владимир Высоцкий победил свою собственную смерть. Его читают и в ХХI веке.

 Г. БАЙМУРЗИНА,

директор областной

детской библиотеки

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button