Где ты, брат? Где нашел свое последнее пристанище? Эти вопросы тяжелым камнем лежали на душе Сабдена, безрезультатно искавшего место захоронения своего брата, погибшего на фронте во время Великой Отечественной войны в далеком 1942 году. Завет аксакала Сабдена выполнили его внуки. Могилу казахского солдата Каракула Беккужина нашли спустя 76 лет.
В годы Великой Отечественной войны из Гурьевской области на фронт отправились более 42 тысяч человек, из которых свыше 13 тысяч бойцов так и не вернулись обратно. Многие погибли на поле боя, часть из них и не вернулась из концлагерей, а большинство солдат до сих пор числятся пропавшими без вести.
Среди бойцов, которые сразу же после начала войны отправились защищать Родину, был житель Индерского района (в то время район именовался Испульским) Беккужин Каракул. 34-летний Каракул уехал на фронт, оставив супругу одну. Детей у него не было. В посёлке Индер остался также его младший брат Сабден, который потом будет долгое время искать место его захоронения.
19 октября 1942 года Сабден получил извещение (похоронку), где одной строкой было написано: «Беккужин Каракул в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 4 августа 1942 г. и похоронен в г. Борисоглебске Воронежской области». Можно понять, как принял эту скорбную весть Сабден, ведь Каракул был его единственным братом…
Закончилась война. Сабден и его сын Жанибек принялись за поиск места захоронения героя, чтобы отдать ему последнюю дань уважения, принести на могилу горсть родной земли. Но на все запросы из государственных органов приходили только письма с ответом: «Сведений о месте захоронения Беккужина Каракула не имеется».
И лишь в 2015 году министерство обороны России открыло доступ к крупнейшему в мире интернет-порталу «Память народа» о судьбах героев Великой Отечественной войны. Благодаря данному сайту в 2018 году уже внуки покойного деда Сабдена обнаружили данные о его брате. Стало известно, что Беккужин Каракул проходил службу в 722 стрелковом полку, который входил в состав 206 стрелковой дивизии. Указанная дивизия была сформирована в г. Бугуруслане (Оренбургская область) и насчитывала 9 822 человека, из которых 3600 были казахами. Формирование дивизии было начато в конце декабря 1941 года, боевая подготовка велась по ускоренной программе. Были проведены полковые и дивизионные учения, но стрелковая подготовка проводилась только из винтовок, так как другого вооружения в распоряжении бойцов не было.
В самом начале июля 1942 года Каракул в составе дивизии прибыл в район Лиски-Бобров Воронежской области. В эти же дни при выгрузке эшелоны дивизии подверглись бомбежкам. В первые дни стрелковой дивизией был ликвидирован плацдарм противника на восточном берегу Дона в районе Петропавловки и освобождено село Коротояк. В дальнейшем велись ожесточенные бои по расширению Шиловского плацдарма.
Дивизия предприняла попытки форсировать западный берег реки Воронеж. Только 14 июля две роты закрепились на данном берегу реки, но на других участках организованным огнем противника переправы были сорваны. Дивизия несла большие потери. Таким образом, бойцам удалось захватить лишь небольшие плацдармы.
В эти же дни 4 августа 1942 года от сквозного пулевого ранения в эвакуационном госпитале №1642 города Борисоглебска скончался наш земляк Каракул Беккужин. Последним очевидцем, кто видел Каракула живым в госпитале, был наш земляк Алмешов Агажай, который также был ранен и после окончания войны вернулся домой. «Он лежал в коридоре госпиталя с ранением в область живота, когда меня привезли туда. Через несколько дней, когда я вышел из палаты, его уже там не было», — делился потом воспоминаниями с родными героя Агажай ага.
Каракула похоронили с другими солдатами в братской могиле, но из-за неразборчивого почерка в медицинской карте его фамилию и имя впишут в список захоронений как Сарагул Бакутин. Именно из-за этой ошибки долгие годы родные Каракула так долго не могли найти место его захоронения. И как мы уже говорили, только через 76 лет им удастся найти могилу и отдать долги памяти герою.
Летом в 2018 году родные Каракула – Сулеймен, Роза и Румибек – посетили место его захоронения в городе Борисоглебске Воронежской области. Это городское кладбище №68, где установлен постамент со скульптурой «Скорбящая мать». Благодаря рассекречиванию архивных документов на мемориальной доске в списке установленных имен теперь значится фамилия и имя нашего земляка.
«Мы сами сейчас живем в Астане. Специально приехали в Индер, где взяли горсть родной земли с малой родины нашего деда и повезли ее в Борисоглебск. Для нас это был очень волнительный момент, когда мы пришли на братскую могилу, где был захоронен дед Каракул. Сначала думали, что не найдем его в списке установленных имен, и какова же была наша радость, когда мы увидели его фамилию и имя! Кроме того, в Борисоглебске мы нашли здание, где раньше располагался эвакуационный госпиталь и где умер от ран наш дед. Также мы посетили местный военкомат и городскую администрацию в надежде получить дополнительные сведения. К слову, представители местной администрации хорошо нас приняли и рассказали много интересных фактов о тяжелых годах Великой Отечественной войны», — рассказал Румибек.
Гафура САБДЕНОВА