Место захоронения супруги Абилхаир хана — Бопай ханым, с которой он всегда советовался по важным государственным вопросам, осталось в Оренбургской области, и на нем нет даже кулпытаса. В год 550-летия Казахского ханства и 25-летия Независимости РК в село Димитровка Илецкого района Оренбургской области в первые дни сентября отправилась экспедиция из четырех западных областей Казахстана для уточнения места захоронения и принятия мер по увековечиванию ее памяти.
Вклад в историю Казахстана
По мнению известного общественного деятеля, инициатора строительства Отпан тау в Мангистауской области Сабыра Адая, Бопай ханым была при жизни известным государственным деятелем, она устанавливала добрососедские отношения между соседними странами, мирные связи с Россией, благодаря этому ей удавалось решать многие вопросы дипломатическим путем. Тому доказательство — ее письма, отправленные 22 ноября 1731 года русской царице Анне Иоановне, 5 октября 1748 года Елизавете Петровне, неоднократно в разные периоды оренбургской администарции. Даже после смерти мужа Бопай ханым не изменила политического курса, проводя политику через своего сына Нуралы, которого поддержали известные бии и батыры Младшего и Среднего жузов. На следующий же день после избрания Нуралы ханом Бопай пишет царице Елизавете Петровне, генералу А. Тевкелеву и оренбургскому губернатору И. Неплюеву письма, для передачи которых в Оренбург, а после в Санкт-Петербург отправляются 8 известных биев обоих жузов. Таким образом Указом Елизаветы Петровны от 2 мая 1749 года, ссылаясь на письмо Бопай ханым, канцлер А. Бестужев-Рюмин пишет письмо от имени царицы о назначении Нуралы Киргиз-Кайсакским ханом и передает от имени царицы ценный подарок.
Бопай ханым всю свою жизнь была верной хранительницей домашнего очага и вместе с тем старалась пресекать ненужное кровопролитие, принимая взвешенные решения, не давая себе идти на поводу негативных мыслей. Даже когда ее мужа Абилхаир хана убил соплеменник Султан Барак, она старается разрешить конфликт, опираясь на закон, через царскую администрацию, а не самосуд. Ее дипломатическое мастерство явно чувствуется в установлении отношений между казахско-джунгарскими правителями Нуралы и Кайыпханом. Ее находчивость, живость ума неоднократно отмечали как русские чиновники царской администрации, так и зарубежные путешественники и историки. В тридцатых годах ХIХ века историк А. Лившин писал: «Благодаря своему уму Бопай сумела завоевать авторитет и уважение во всем Малом жузе и оказала сильное влияние на проведение мудрой политики тех лет».
Летопись ханской семьи
На самом деле ее звали Батима. Однако в исторических документах, в частности в переписке с царскими властями, ее именуют как Бопай либо Пупай. Она из рода адай подрода табынай. В браке с ханом Абилхаиром у нее рождаются 5 сыновей: Нуралы (1710/1711-1790 годы), Ералы, Айшуак в разные годы избирались ханами, Кожахмет и Адил. Еще триста лет назад хана Абилхаира на официальных приемах сопровождает его супруга, это был чуть ли единичный случай в истории Казахстана. Как отмечала ученая, исследователь Н. Ерофеева: «Счастливый союз Бопай и Абилхаира был весьма гармоничный». Этот факт отмечает в своем труде почетный журналист Казахстана Жумабек Муканов.
Отправляясь в дальний путь…
Экспедиция была организована со 2 по 4 сентября этого года, в ее составе были и журналисты. Известный религиозный и общественный деятель Ислам кажи Мырзабекулы отметил: «Учитывая личность Абилхаир хана, его вклад в развитие страны, нельзя умолчать о его супруге Бопай. И отправной точкой, местом проведения мероприятий должно быть место захоронения, где обычно проводятся мероприятия. Перед членами экспедиции ставится задача изучения месторасположения захоронения для дальнейшего решения вопроса о строительстве мавзолея, чтобы наши потомки помнили и знали о Бопай, либо перевезти ее останки в Казахстан. В таком случае будет необходимо решать вопрос с российскими властями».
Путевые заметки
Первые сентябрьские дни выдались холодными и дождливыми. Все понимали, что участвуют в очень важном деле. После некоторых формальностей мы ступили на российскую землю. По дороге встречались названия населенных пунктов Шулак су, Акбулек, Бикмурзино, Елшонка, Кулаксай, Кайракты и другие. В составе экспедиции был и художник, скульптор, актюбинец Аяпберген Карпеков, который построил многочисленные мавзолеи в Мангистауской области, памятники известным историческим личностям. Несмотря на возраст, с нами поехали ветераны из Актюбинска Игилик Барсайулы и Келдыбай Есмагамбетов, на которых была возложена миссия по вынесению общего решения представителей общественности и власти четырех областей.
Мы добрались до села Димитровка, проехав 372 км, только к трем-четырем часам дня. Начал накрапывать дождь, на небе сгущались тучи. По нашим расчетам до места захоронения оставалось совсем немного, о чем сказал наш проводник, подсевший в селе Димитровка, бывший табунщик Лукпан Есжанов, находящийся на заслуженном отдыхе. Он — единственный в селе человек, который знает дорогу. По его словам, он пас лошадей 27 лет недалеко от места захоронения, которое называлось у проживавших там казахов «Мешит», и в котором 31 мая 1780 года в возрасте 90 лет ушла из жизни Бопай Ханым. Русские жители называли местность «Мечетка».
Наша машина стала застревать практически на каждом метре, вся мужская часть экспедиции, включая и стариков, выталкивала машину из ям, промокнув до нитки. Чудом на дороге нам встретились двое молодых парней, предупредивших о непогоде. Но мы все как один стремились к нашей Ханым, и уже ничто — ни холод, ни голод, ни дождь — нас не могли остановить. И вот мы у цели. Аксакал Лукпан показал нам возвышенность, заросшую травой, вокруг которой была вырыта земля глубиной 30-40 см. Представьте себе, и больше ничего! Возможно, триста лет назад здесь протекала и река. Местность сама по себе очень красивая, разнотравье, есть небольшие холмы, из-за которых веками в низине образовались ложбины, в которых мы и застревали. Для выпаса скота и проживания лучше места не найти. Просто красота! По обычаю Ислам кажи прочитал древние суры из Корана в память об усопшей, а также и других захороненных мусульман. Дождь усиливался. Все мы промокли до нитки. Мне показалось, что природа скорбит вместе с духом Бопай, чьи останки остались далеко от родины, которую она очень любила и радела всю свою сознательную жизнь. Вечерело, мы сели в машину, но тронуться с места уже не смогли, поскольку земля от дождя вовсе промокла, и машина просто буксовала на месте. После полуночи за нами приехал «КамАЗ». В селе вся семья Лукпана ата беспокоилась за нас. «Кто выезжает в осеннюю непогоду в степь? Зачем искать умерших людей, если вам нужна помощь от живых? Ну вы, казахи, даете». «Так вы ведь тоже казахи», — не унимались и мы. Думаю, наш приезд в село Димитровка еще долго запомнят местные жители, поскольку в нашем спасении участвовала и местная власть.
Как увековечить память Бопай?
На обратном пути уже началось обсуждение вариантов увековечивания памяти Бопай. Если построить на месте ее захоронения мавзолей, сопутствующий ее статусу, то необходимо решать этот вопрос с российской стороной, поскольку захоронение осталось на месте военного полигона, причем действующего. Если и будет построен мавзолей, все равно никто не сможет проехать на его территорию. Есть второй вариант — перенос ее останков на родину, в Казахстан. Этот вопрос будет решаться инициативной группой совместно с администрациями областей.
Значит данный материал о Бопай не последний…
Гульжан ЕЛЕШЕВА
Атырау-Актюбинск-Оренбург-Димитровка-Атырау