Ни один народный праздник невозможно представить без музыкального инструмента. Первыми вестниками Наурыза всегда бывают звуки кюев, которые исполняются на домбре.
Но получается так, что у всех на слуху домбра — вечная спутница казахов и кобыз. Еще можно назвать сырнай, жетыген и… пожалуй, все. А ведь казахский народ славится своим богатым культурным наследием. Музыкальный фольклор на протяжении многих веков передавался из поколения в поколение и только обогащался. И казахские национальные инструменты как в ансамбле, так и в одиночном исполнении звучат просто завораживающе.
Гость нашей редакции, директор Атырауского академического оркестра имени Д. Нурпеисовой Камбар Дуйсембай, рассказывает о старинных казахских народных инструментах.
— Действительно, палитра казахских национальных инструментов многообразна. Даже один инструмент делится на разные виды. И у других народов можно встретить схожие, — говорит он.
Домбра — наиболее любимый и распространенный в народе двухструнный щипковый инструмент. Корпус его сделан из дерева, струны в прошлом изготавливались из тонких козьих или бараньих кишок, в настоящее время — из лески. При археологических раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных музыкальных инструментах. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры, были распространены среди сакских кочевых племен. На территории Казахстана существуют две основные разновидности домбры — западная и восточная, различающиеся между собой по форме и строению. Западная домбра имеет овальную, объемную форму корпуса и длинный тонкий гриф. Восточная домбра имеет более прямоугольный, плоский корпус, короткий и широкий гриф. В Восточном Казахстане сохранилась также трехструнная домбра. Вобравшая страдания, чаяния и мудрость народа, домбра поистине универсальна — многие поколения создали для нее тысячи кюев.
На казахской домбре играют даже иностранцы, которые работают на территории Атырау-ской области.
Струнный щипковый инструмент жетыген представляет собой деревянный ящик с натянутыми струнами. В прошлом он изготавливался из выдолбленного цельного куска дерева. Существует легенда о происхождении жетыгена. Во время джута отец, у которого было семь сыновей, потерял всех, одного за другим. После смерти каждого из них он натягивал по одной струне на выдолбленном куске дерева и исполнял кюи, которые известны как семь кюев для жетыгена.
В древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, что служило залогом удачи. На нем аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, воспевавшие славные подвиги батыров. Сейчас этот инструмент популяризует известная казахская певица Каракат, и жетыген звучит все чаще.
Кобыз — древнейший струнный смычковый инструмент, корпус которого изготавливается из цельного куска дерева. В прошлом струны и смычок кобыза изготавливались из конского волоса, а на гриф навешивали металлические пластинки. Инструмент украшали также перьями филина.
В традиционном представлении кобыз — атрибут шаманов, связывается с именем легендарного музыканта Коркыта. Игре на нем приписывается тайная, магическая сила. Богатый обертонами живой и теплый тембр кобыза напоминает человеческий голос. Кобызовые кюи имели магическое назначение — воздействовать на общество, природу, животных и духов предков. Повторность одних и тех же интонаций в кобызовых кюях функционально связана с повтором магических заговоров и заклинаний.
Наш кобыз стал предком всех европейских смычковых струнных инструментов — скрипки, альта, виолончели и контрабаса.
Иногда кобыз называют «кыл-кобызом», кыл — это волос. Дело в том, что с годами древний инструмент подвергли переработке — вместо натуральных волосяных струн появились металлические, искусственным стал также смычок. В результате богатый обертонами говорящий звук, став неестественным, изменился до неузнаваемости. В связи с этим, термин «кыл-кобыз» обозначает старинный, то есть настоящий кобыз.
Словом «сырнай» обозначают все музыкальные духовые инструменты — саз-сырнай, кос-сырнай, муиз-сырнай и другие.
Есть у казахов и такой специ-фический инструмент, как камыс-сырнай. Это язычковый духовой инструмент, изготавливаемый из камыша в виде короткой полой трубки. Устройство и способ звукоизвлечения на камыс-сырнае идентичны с популярным в джазе духовым инструментом — саксофоном.
Камыс-сырнай, обладающий резким, пронзительным звуком, способен имитировать крики различных птиц и животных. Это свойство инструмента использовали охотники. На камыс-сырнае исполняли также народные мелодии и наигрыши.
Cаз-сырнай также популяризуется. Как следует из названия, он готовится из глины — саз. Это духовой инструмент тоже богат на звуки. Вообще, не все знают, что у казахской музыкальной культуры были активно развиты и духовые инструменты. Вот, например, сыбызгы, напоминающий свирель, изготавливаемый из тростника, дерева или серебра. Существует множество легенд о сыбызгы. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным. В нашей стране существует две разновидности сыбызгы, связанные с двумя исполнительскими традициями. В настоящее время традиция игры на сыбызгы в Казахстане только возрождается.
Еще у нас есть ыскырык — духовой инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз- сырнаю. Изготавливался он из глины. Звук ыскырыка похож на звук ветра, отсюда и его название («ыскырык» значит «свист ветра»). Его свистящий звук служит на охоте манком при ловле лис.
Самозвучащий металлический язычковый инструмент, напоминающий маленькую лиру, — это шанкобыз. При игре шанкобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. Различная высота звуков достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов и придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании. В далеком прошлом шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и другие.
Еще один трехструнный щипковый инструмент — это шертер, тип домбры, но гораздо меньший по объему. Корпус шертера изготавливали из цельного куска дерева, который обтягивали кожей, струны — из конского волоса либо из жил. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В далеком прошлом игру на шертере сопровождало исполнение эпических сказаний и песен. В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента — струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады.
Как говорит Камбар Дуйсембай, к сожалению, в нашей области нет мастерских по изготовлению казахских национальных музыкальных инструментов. Даже кобыз и домбру приходится заказывать в Алматы.
— Есть в Атырау народные умельцы, мастера, но все они самоучки, делают инструмент по наитию. Для таких больших солидных оркестров, как наш академический, надо делать спецзаказ, потому что мы исполняем самую сложную классическую музыку. Литавры, контрабасы, баяны заказываем в Москве, казахские национальные инструменты, такие как кобыз или сырнай — в Алматы, — сетует он.
На прощание директор академического оркестра имени Д. Нурпеисовой Камбар Дуйсембай поблагодарил нас за беседу.
— Спасибо, что вспомнили в канун Наурыза о древних казахских инструментах, а я память освежил. Как музыкант считаю, что вместе с общим каждый человек должен получить полноценное музыкальное образование. Уроки пения в школах не в счет. Там не учат сольфеджио или нотной грамоте, не учат играть на инструментах, правильно петь. А это важно для духовного роста каждого человека. Я всегда был убежден, что грамотный человек — это, прежде всего, музыкально образованный человек, — добавил он.
Марина КУАНЫШЕВА