Степи, хранящие тайны веков

ANU 9382 Культура

Мы знаем многие знаменитые исторические места, которые стали местами паломничества путешественников со всего мира. А вот о своих, возможно, не менее интересных памятниках истории и культуры, большинство населения в неведении. В рамках программы Президента «Рухани жангыру» «ПК» будет знакомить читателей с памятниками, оставленными на нашей земле предками.

Дерево Султануайс аулие

Мазар Султануайс Ыбырайулы расположен в 6,5 км севернее села Тайсойган Кызылкогинского района. Он из рода Жайык Бериш, родился в местности Тайсойган в 1838 году. Святой рано оставил мир, скончавшись в 1887 году в возрасте 49 лет. За свою короткую жизнь Султануайс успел прославиться и заслужить почитание народа. В родном ауле у реки Жарып шыккан построил мечеть и обеспечил местных детей религиозным воспитанием. При жизни Султан­уайс занимался целительством, всегда протягивал руку помощи нуждающимся людям. Получив одобрение народа, Султануайс выбирает жизнь аулие и переносит свой дом на противоположный берег реки.

Прошло больше века с момента смерти Султануайса, но он все еще остается в памяти народа как человек, сила и святость которого еще оказывают поддержку и помощь живым. О нем сложено много легенд. К примеру, в 50-е годы прош­лого столетия некоторые крестьяне из побережья Жайыка решили обосноваться на территории Тайсойгана. Они возвели жилище у мазаров двух аулие и начали строи­тельство загона для скота. Для покрытия крыши они использовали высокое дерево, растущее у одного из мазаров. Закрыли крышу загона и завели туда овец на ночь. Утром приходят и видят: крыша обвалилась и задавила порядка 10 овец. Люди решили, что они неправильно положили доски и заново прочно укрепили крышу. Но и на второй день они опять потеряли 10 овец. Когда они в третий раз покрывали крышу, увидели местного жителя и рассказали о произошедшем случае, сообщив, что для строительства использовали дерево у мазара.

– Что вы наделали! Это дерево Султануайсаулие. Теперь идите к нему, принесите в жертву овцу и прочтите дуга. А необходимый материал для потолка я вам найду сам, – сказал житель.

Только после выполнения этих указаний крыша перестала обваливаться. Мазар Султануайса имеет традиционную форму «төртқұлақ», надгробная плита с информацией на арабском алфавите со временем разрушилась. В 1993 году мазар был обновлен, сегодня рядом с ним есть дом для паломников (түнек).

 

Матен Кожа не дал чужакам нефть

Матен Кожа аулие захоронен в Кызылкогинском районе в 10 км восточнее села Караколь. На мазаре написано, что святой родился в 1711 году, скончался 1802 году. Мазар построен из белого ұлутаса, он огорожен металлическим забором.

Между тем в издании «Қазақстан­ның өңірлік маңызы бар қасиетті нысандары» говорится следующее:

«Надгробный камень в ходе экспедиционной группы из Алматы был прочитан в 2014 году доктором исторических наук Аширбеком Муминовым и Айтжан Нурмановой. Надпись гласит: «Кожа Матен ибн Кожа Толек, прожив на этой бренной земле 63 года, скончался в 1802 году. Установлено внуком Айнакожа Кылышкожауглы». Внизу изображен архар. Отсюда мы приходим к выводу, что он родился не в 1711 году, а в 1739. Еще на надгробии отмечено, что он лечил людей маслом. Об этом даже сохранились записи в российских архивах. К небольшому сооружению прикреплен надгробный камень с арабской вязью. Особенностью является то, что поверхность камня все время покрыта черной маслянистой влагой, которая не пачкает руки. Паломники после прочтения молитвы обычно касаются камня, затем касаются лица или больного места. Чуть дальше захоронения, если идти по тропинке, есть колодец под названием «Атаныңмайы». Оттуда все берут лечебное масло и мажут им больное место или болячки и впоследствии излечиваются. Масло темно-коричневого цвета».

Рядом с мазаром Матен Кожи построено два дома для паломников – старый и новый. Сюда приходит очень много людей. На надгробном камне – арабская вязь. Люди говорят, что на месте захоронения аулие есть источник нефти, поэтому это место называют «Май» (масло). О том, что здесь есть запасы нефти, еще в ХIХ веке прознали английские предприниматели, они провели геологические исследования. Но дальше исследований дело по неизвестным причинам не пошло. Среди местного населения ходит много легенд, говорящих о том, что Матенаулие не дал нефти чужакам, и они вернулись в свои края ни с чем. За все время паломников, ищущих исцеления у Матен Кожи, не становилось меньше. Сюда едут люди из Каракалпакстана, Башкирии, Актобе, Оренбурга, Западного Казахстана и др.

 

Бокен би верхом на быке

Мазар Бокенбия находится на юго-западе аула Карабау Кызылкогинского района. Он является памятником истории и культуры областного значения. В 1995 году на месте его захоронения построен 6-метровый мазар из әктас. Бокен Косалулы относится к одному из ответвлений рода 12 атаБайулы–Есентемир-кон. Бокен, будучи 17-летним парнем, уже участвовал в судействе, 76 лет своей жизни он посвятил решению спорных дел граждан. Среди населения сохранилась легенда, что Бокенби ездил на быке. Когда другие бии красиво одевались, ездили на скакунах, ходили на праздники-тои, Бокен обходил все праздничные мероприятия и ездил строго на быке. Когда его спрашивали, почему он не садится на коня, он отвечал: «Аттың үстінде желігі болады, одан адамның көңілі өседі, біреуге тілің тиіп кетуі мүмкін, сол себептен атқа мінбеймін» (т.е. чтобы быть ближе к народу). Он был справедлив в своем судействе, желал объединения народа. Не любил кичащихся своим богатством и властью. Если довольные его справедливостью люди одаривали его подарками, скотом, то он раздавал все это нуждающимся семьям этого же аула.

 

Подготовила Алма ТУРГАНОВА

 

Материалы переведены из книг «Атырау облысында тарих және мәдениет ескерткіштері болып табылатын Киели жерлер» и «Қазақстанның өңірлік маңызы бар қасиетті нысандары».

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна