Слово об учителе

кабдолов Культура

В этом году исполнилось бы 90 лет со дня рождения нашего земляка Зейноллы Кабдолова, человека, обладавшего глубоким как море умом, душой, широкой как казахская степь, высокой честью и достоинством.

Зейнеке – сын казахского народа. Его звали просто – наш Кабдолов, узнаваемый всеми, он не нуждался в излишнем представлении. Разносторонний талант его впитал в себя три вида творчества – писательство, науку и учительство. Этому он научился у великого учителя Мухтара Ауэзова, затем развил и укрепил.

Зейнолла Кабдолов – талант от природы. Творчество многих писателей начинается с написания стихов. Этот этап прошел и Зейнеке. В школьные и студенческие годы он прославился как поэт. Слова к знаменитой песне композитора Абильхата Есбаева «Жайык кызы», ставшую позже гимном влюбленных, принадлежат ему.

В середине 50-х годов из-под пера Зейноллы Кабдолова выходит небольшое произведение – повесть «Искра жизни». Позже она стала называться «Ушкын» («Искра»). Совсем маленькую по формату, но наполненную до краев мыслями книжку читали все на одном дыхании, передавали из рук в руки.

Как из искры возгорается пламя, так и небольшая повесть стала началом для написания романа «Пламя» («Жалын»). И по сей день эти два произведения огнем прожигают сердца молодых читателей.

Несмотря на свою молодость и неопытность, он не побоялся взяться за большое и ответственное дело. Но в этом есть своя закономерность. Он прошел школу своего учителя, который учил не беречь силы, если взялся за писательское дело. Он писал о родной земле, которую любил искренне, и был ей предан. С детства ему была знакома жизнь нефтяников, поэтому не писать об этом он не мог.

Он видел в работе нефтяника суровую романтику. Каков он, нефтяник? Кабен, Сардар, Избек, Азамат – это прототипы реальных людей. Критики поставили полюбившийся читателям роман в один ряд с лучшими произведениями того времени, повествующими о буднях рабочего человека.

Во второй половине 80-х годов произошли большие изменения в обществе «строителей коммунизма». Прежние идеалы исчезли, возникли новые. И в период, когда судьба многих литературных произведений была предрешена, романы Кабдолова выстояли. Почему? Потому что в произведениях талантливого писателя не было ничего от коммунистической идеологии. Герои его произведений не произносят громких слов, а трудом славят свой край. Написанные 40 лет назад произведения не теряют ценности и актуальности в наши дни.

В народе говорят: «Мудрец знает на полвека вперед». Зейнолла Кабдолов будто знал и предвидел будущее. Удивляют эпизоды романа, в которых уже тогда был изображен психологический переворот – герои переосмысливают пройденное, критически относятся к себе. Еще один немаловажный факт. В романе описывается пожар на месторождении, где работают главные герои произведения. Уже через много лет на месторождении Тенгиз произойдет подобная трагедия – пожар на месторождении со схожими характеристиками. Мистика? Или предвидение будущего? Как бы там ни было, роман все еще актуален, как актуальны и современны его идеи.

Такова судьба векового произведения!

В течение 30-ти лет Зейнеке вынашивал волновавшую сердце тему – его размышления о Мухтаре Ауэзове. Эту идею писатель варил до полного созревания в творческом котле и вылил в золотую форму накануне 100-летнего юбилея великого писателя.

Произведение, по достоинству оцененное читателем, стало лауреатом Государственной премии и пен-клуба. Но самой высокой оценкой была народная любовь. Почему народ так любит произведения Зейнеке? Причина одна – после великого Мухтара читатель ждал именно его произведения, написанные особым, гармоничным, созвучным с мухтаровским, языком. Сколько времени прошло с тех пор, как в казахской литературе сложилось понятие «Язык Зейноллы»?!

О Зейнеке его товарищ по перу, классик казахской литературы Сафуан Шаймерденов говорит так: «Язык Зейнеке настолько нежен и гладок, что я могу сравнить его с Тургеневым».

Еще в университетские годы Зейнеке, по предложению М. Ауэзова, взялся за тему «Лирика Абая». Его студенческая научная работа получила призовое место на конкурсе научных трудов студентов Советского Союза. Эту работу он углубил и написал дипломную работу. Так начался его путь в науку.

С тех пор были написаны более тысячи статей и монографий, в числе которых такие, как «Мир красоты М. Ауэзова», «Наследие Б. Майлина», «Школа мастерства», «Искусство слова», а также научные труды.

И здесь проявляются три его ипостаси: тонко изображающий чувства Кабдолов-художник, завораживающий, интригующий таинством Кабдолов-ученый, воспитывающий и подпитывающий умы, честь и душу Кабдолов-учитель. Соединение этих трех образов в одном человеке настолько гармонично, что, читая его научные труды, человек не замечает, как его содержание запечатлелось в его сознании. Сами ученые удивляются тому, что научные работы Зейнеке читаются как художественное произведение.

Вновь и вновь возвращаешься к его произведениям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Когда-то аль-Фараби настолько зачитался «Поэтикой» Аристотеля, что написал в своем дневнике: «Я прочитал Аристотеля сорок раз». Подобием «Поэтики» стала монография Зейнеке «Искусство слова». Это особенное произведение о теории художественного слова. Этот труд могут использовать школьники, студенты, учителя, журналисты, писатели, ученые. Это – настольная книга для каждого, кто имеет отношение к искусству слова. Первый алфавит теории литературы создал Ахмет Байтурсынов. Художественно оформил, соединил с психологией, с реальной жизнью, дополнил богатыми научными изысканиями и завершил, поставив последний штрих, – Кабдолов.

Вдохновение от педагога

Педагогическая деятельность Зейноллы Кабдолова началась в КазГУ. Здесь он проработал 55 лет! Он не мог представить свою жизнь без университета, как трудно было представить университет без него.

На лекциях студенты слушали его, затаив дыхание. Он их завораживал, околдовывал знаниями. Его мысли вдохновляли, заставляя высоко взлетать и углубляться. Восхищает его мастерство вовлекать в мир литературы. Он применял разнообразные формы и методы обучения. За 55 лет педагогической деятельности им было прочитано лекций на 41 600 часов. Это целая жизнь!

Зейнеке, являясь научным руководителем, воспитал ряд магистров, аспирантов, докторов. Его ученики работают в разных уголках страны. Учителя, журналисты, госслужащие, ученые, писатели несут в жизнь свет, зажженный от искры души Учителя. Он не искал в своих учениках недостатки, замечая в них лишь хорошие качества. Вкладывая в каждого из них частицу своей мудрости, наставлял их на путь истинный. Безусловно, это результат большой любви к человеку. Все эти качества он передавал и своим студентам университета им. Х. Досмухамедова.

«Ораторство рождается от вдохновенья, истинного чувства. Чтобы быть оратором, нужно быть крылатым. Это не простые крылья, а крылья, которые вознесут тебя ввысь», – говорит Зейнолла Кабдолов об ораторском искусстве Мухтара Ауэзова. И эти слова можно отнести к нему самому. Его вдохновенная речь завораживала аудиторию, заставляя слушать, затаив дыхание, с каких бы высоких трибун он ни выступал, какую бы тему ни освещал. Несущий живое слово Кабдолов стал для нас символом настоящего Учителя!

Кадыр ЖУСИП,

профессор, доктор филологических наук Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна