Он вышел в тот день на пятничный намаз. Как обычно, как было принято всегда. Вышел, хотя мог попросить своих заместителей сделать это за него. Вышел ради жамагата, ради тех, кто пришел услышать слово Всевышнего, ради своей веры. И лишь самые близкие знали, чего это ему стоило. Превозмогая боль утраты – потерю младшего сына, он читал намаз с братьями по вере.
– Ничто не может поколебать веру во Всевышнего, ни горе, ни радость. Но я обязан был показать силу духа. Тяжело, конечно тяжело. И легче уже не станет. Но такова воля Аллаха…
Это не грех
Разговор с представителем ДУМК по Атырауской области, главным имамом областной мечети «Имангали» Батыржаном Мансуровым мы планировали в формате «без галстука».
– А поскольку я галстуки не ношу, готов на разговор «без такия», – согласился имам Батыржан и без лишних церемоний снял головной убор.
– Снять такия – это же не грех. И тем не менее всегда, являясь лицом духовным, пусть я буду без такия, без чапана и сальде, я являюсь зеркалом мусульман. Где бы я ни находился, на меня смотрят как на лицо духовное. И поэтому приходится всегда следить за каждым сказанным словом, соответствующе вести себя. Лично я всегда хожу в костюме и в такия. Я должен соответствовать принятому образу – имам, представитель ДУМК. Но и я человек, хочется и в джинсах прогуляться, в кроссовках. Но моя работа предполагает особую этику. Быть всегда и во всем примером, воспитывать, даже внешним видом.
– Кстати, про галстук можно подробнее? Почему имамы не носят галстуки?
– У каждой профессии или специальности имеется своя общепринятая одежда. Например, у доктора – белый халат, у полицейских – профессиональная форма. Мы, священнослужители, носим определенную, скажем так, форму для имамов, которую ввело ДУМК. Что же касается галстука, если человек может обойтись без него, то так лучше, ибо это не является основным предметом одежды. Если же человеку по долгу службы или по другой причине приходится носить галстук, то в этом нет ничего запретного.
Вот уже год, как Батыржан Берденович увлечен волейболом. В детстве специально спортом не занимался, но вот притянуло. Два раза в неделю, чаще в ФОКе в Нурсае, он с товарищами, ветеранами играет в волейбол.
– Конечно, удивляются люди, когда узнают мою должность, – предупреждая мой вопрос, говорит имам. – А я стою в футболке, кроссовках, наколенниках – спортсмен-любитель! Мяч через сетку перекидываю. И замечаю, что люди, знакомясь со мной, сначала сильно удивляются, но затем искренне радуются видеть меня на равных, не в привычном образе имама. Это их вдохновляет.
о профессии
В детстве маленький Батыржан думал стать врачом. Видя, что по природе сын не брезглив, его отец – учитель, директор школы в родном ауле Сарагаша часто повторял: «Вот он точно врачом будет!»
– Никогда не мечтал стать имамом. Думал стать врачом. Отец 25 лет был директором школы, семья крепкая, состоятельная по меркам аула. В нашей семье все дети получили высшее образование. Отец – интеллигентный, образованный человек, был прекрасным оратором, умеющим держать большую аудиторию, – вспоминает Батыржан Берденович.
После окончания школы он поступил в Международный Казахско – Арабский университет в Шымкенте, после года учебы проснулся интерес к религии. Решил пройти курсы по чтению Корана в Турции и оказался в Стамбуле. Никто в семье не был против, и несмотря на то, что выбор Батыржана стал неожиданным для близких,восприняли его с большим уважением. Дальше захотелось изучать религию, стать учителем.
После окончания бакалавриата он продолжает учиться – магистратура в Университете международных отношений и мировых языков им. Абылайхана в Алматы, а затем – докторантура в КазГУ, куда поступил на грант. В 2014 году он защищает докторскую диссертацию и становится доктором PhD. Работал в течение 5 лет главным редактором религиозного журнала «Рахмет самалы», директором в издательском доме «Хикмет», был директором медресе в Алматы. До прошлого года читал на кафедре истории АГУ им. Х. Досмухамедова курс «Исламская теология».
– Приглашают преподавать и на следующий учебный год. И здесь я однозначно предстаю перед студентами, что называется, в гражданском виде – без каких-либо религиозных атрибутов. Я в данном случае – преподаватель, – уточняет Батыржан Берденович.
В Атырау
Здесь нужно пояснить, что преподавательской деятельности в Атырауском университете предшествовало его назначение в ноябре 2013 года представителем ДУМК в нашем регионе. Новое место, новые впечатления…
– Здесь произошел интересный случай. 14 марта 2014 года как обычно начал свой рабочий день. Сижу у себя в кабинете. Вдруг прямо с утра в кабинет входят мои сотрудники и, протягивая руки, говорят: «Ал, бір жасыңызбен!» Я как-то растерялся, подумал еще, что, возможно, перепутали что-то и говорю: «Вообще-то мой день рождения в апреле». Тогда мне объяснили, что это за день, с чем связан, рассказали про ритуал көрісу. Это было интересно, необычно. Раньше я никогда не слышал о таком. Спросил, что я должен сделать в этот день. Собрав весь коллектив, я поздравил с праздником Көрісу айт. Затем зашел к нескольким пожилым людям. Поначалу было непривычно, но это красивая традиция, очень красивая.
Тему соприкосновения религии и традиций он рассматривал и в своей докторской диссертации.
– У пословиц и поговорок нет авторства, автором является народ. В то же время бытует множество пословиц, которые произошли из хадисов. Приведу пример. В народе говорят: «Құдайдан қорықпағаннан қорық» (буквально: «Бойся того, кто не боится Бога»). И есть такой же хадис. Много поговорок и хадисов на тему стыда – ұят. Например, «Ұяты жоқтың иманы жоқ» (буквально: «Нет веры там, где нет стыда»). Просматривая историю происхождения поговорок в народе, заметил, что вначале был хадис, который перешел в разряд народного творчества. Помимо этого, я изучил творчество тюркологов – Жусупа Баласагуни, Махмута Кашгари, Ахмета Иугнеки, Кожа Ахмета Ясауи, и в их стихах также обнаружил хадисы. Кроме этого, сопоставил значение и символику цвета, животных, чисел в народном творчестве и исламе. Кошку, к примеру, в хадисах восхваляют, а у нас в народе кошек не сильно жалуют, ставя собаку на порядок выше. В Коране многое не изучено. Это кладезь науки и источник знаний, и людям еще предстоит познать все в Коране изложенное.
Быть
или казаться
– Вы не отказываетесь от участия в светских мероприятиях, и замечено, что люди самых разных возрастов с большим вниманием слушают вас. Харизматичный человек – это про вас?
– Я служу вере, полагаясь на мудрость и надежность Корана. Язык Корана – глубокий язык. Говоря языком Корана, невозможно не нести глубину веры, чистоту. Для любого служителя ислама Коран – основа и главный источник силы, духовности, развития. И, конечно, большое значение имеет образование, всесторонность знаний. Речь человека, ораторские способности тоже важны в моей работе. Я говорил о своем отце – может, и передалось что-то, – улыбается Батыржан Берденович.
в чем сила, бауырым?
– Законы, обязанности мужчины перед женщиной и женщины перед мужчиной. Понятия родительские изменились. В старину как говорили? Вошла невеста в дом мужа – она должна стать частью этого дома, этой семьи. Родители наставляли, провожая дочь замуж: «Не оглядывайся назад!» Нельзя выносить сор из избы – есть такое понятие в народе, которому перестали следовать, в особенности нельзя говорить о ссорах, разногласиях родителям. Нельзя, ведь всякое бывает. Два разных человека из двух разных семей, два разных воспитания. Отношения мужчины и женщины в семье должны быть большим секретом, это тайна, это таинство. Для женщины важно создать для своих родственников положительный, уважаемый образ своего избранника. От этого зависит, как к нему впоследствии будут относиться, к нему и к семье в целом. Так же и мужчина. О жене ничего плохого не должно говориться родителям – матери или отцу, близким, никому. Раздор между родителями молодых конечно приведет к разводу. Отношения между молодыми некому будет скрепить.
И у меня семья, мы женаты 17 лет, и у нас в начале семейной жизни были трудности, не хватало денег, возникали споры, непонимание. Но моя супруга никогда не жаловалась своим родственникам на меня, на нашу жизнь. Никогда и никому – ни маме, ни папе, ни сестрам-братьям, никому! Ни мое поведение, ни мой характер для ее родни не является поводом для пересудов.
– Я муж и отец очень строгий! – и через мгновение добавляет:
– Немного, ну так. В отношении к жене, детям я иногда строг, иногда слишком мягок. Я так думаю, считаю. Например, когда я возвращаюсь с работы домой, жена, дети бегут встречать меня у порога.
– Разве, потому что вы строгий, и они вас боятся? – вопрос больше в шутку.
То, как он желал предстать строгим и даже грозным отцом не выдерживает никакой критики. Трепетное отношение к своей семье, восприятие дома как части себя чувствуется даже из мимолетного упоминания о семье и детях.
– Нет. Это же уважение, – с ноткой теплоты говорит имам. – К счастью, они очень меня уважают, и это я всегда ощущаю. И в то же время достаточно мне только взглянуть на них, и расшумевшиеся дети мгновенно затихают. Поскольку характер отца должен проявляться и ощущаться. Всегда во главе стола сижу я, отец, следом сын, потом дочь, сын, до недавнего времени сидел младший… Затем жена. У каждого в доме свое место и роль.
Говоря о разводах, я считаю, что проблемы в следующем – во-первых, непонимание между мужчиной и женщиной, во-вторых, вмешиваются родители, в-третьих, деньги, когда в семье во главу угла ставится материальное благополучие. Необходимо возрождать в семье духовность. Многие нынче говорят, что сейчас время другое. Но на самом деле время все такое же, изменились люди. Какой была школа отцовства и школа материнства? Вот такой школы сейчас не достает.
– Может, не хватает в семье мужского воспитания? Ведь с рождения, затем в детском саду, школе и дальше в учебных заведениях в основном воспитанием, обучением занимаются женщины…
– Так ведь и раньше воспитанием занималась мать, женщина. Отец пас скот, работал, он часто был вне дома. Мать была в доме. Чему учила мать девочек? Как быть женщиной, как относиться к мужчине, начиная с младших братьев. Отец учил навыкам – седлать лошадь, мастерить что – то. Чему сейчас учат матери детей, в частности, мальчиков – в доме убираться, мыть посуду, это исконно женские обязанности. Вроде отцу нечему учить городского мальчика, живущего в квартире. Но ведь можно уделить внимание и выйти за пределы дома и попробовать посадить малыша на коня, любому другому мужскому делу. Нам назад возвращаться не надо, а надо возродить воспитание. В годы войны, когда погибали мужчины, все заботы, в том числе и воспитание детей, мальчиков, ложились на плечи матерей. И они с достоинством справлялись с этой тяжелой ношей, воспитали из девочек женщин, из мальчиков – мужчин. Они были и матерями, и отцами.
Чудеса
в жизни
Об этом он говорит с неохотой. Но чудеса в жизни случались. И одно из них было просто потрясающим. Он уже работал в Алматы, был женат. Снимали квартиру, жили от зарплаты до зарплаты. Квартиры своей не было, но была машина. Относительно дорогая для молодой семьи, но амбиции все же взяли верх. Купили, продав старенькую «мазду», подзаняв у друзей, как – то выкрутились. К этому времени отец Батыржана Берденовича ушел из жизни. И мать озвучивает давнюю мечту – желание совершить хадж. Дети задумались, ведь что ни говори, а нужны деньги. И у всех семьи, ежедневные заботы. С братьями решили – хоть как, но мечту мамы нельзя оставлять без внимания. «Продам-ка я машину», – подумал тогда Батыржан, жена его поддержала, сказав: «Даже не стоит колебаться, мама у нас одна. Не часто предоставляется возможность осуществить мечту человеку, который жизнь тебе подарил». Сказано – сделано. Продал, а потом объявил маме – ты совершишь хадж. Обратился на фирму, оплатил положенное, даже осталось немного, чтобы купить для семьи «рабочую лошадку». Дней десять оставалось до отъезда. Мама в ауле для родственников дает садака перед отъездом. И в этот день ему звонят из Астаны, из посольства – нужно срочно представить паспорт. «А для чего?» – удивился. «Вы в числе тех, кто едет на хадж по приглашению короля Саудовской Аравии», – был ответ. Что тут сказать? То, что хадж для мусульманина является священной обязанностью – это понятно. Но такой подарок для рядового мусульманина никак кроме как чудом не назвать. За неделю все формальности были готовы, и он в числе 20 VIP-персон вылетает в Саудовскую Аравию. Не описать условия поездки, лишь скажем – такую честь оказывают персонам уровня президентов государств.
дома
Быть дома с семьей – настоящая радость для человека, занятого на работе практически всю неделю. И дома…
– Дома мы любим играть всей семьей в настольные игры, города, есть еще игра, в нее в детстве все играли, вы тоже знаете – пишем на бумаге первые буквы названий фильмов и отгадываем. Столько шума бывает, спорим, смеемся. Весело. Разговариваем, дети рассказывают свое, слушаем их. Иногда вместе смотрим фильмы, дети особенно любят фильмы с участием Джеки Чана. С женой смотрим турецкие фильмы, исторические. Жена очень любит узбекские фильмы с трагическим сюжетом про несчастную любовь. Посмотреть и вместе поплакать – прям какое-то особое удовольствие, – с улыбкой говорит имам. – В таких случаях дети говорят: «Ну все, началось. Сейчас они будут переживать и плакать!» Им смешно.
Дети
и религия
– Старший сын учится в девятом классе. Полностью читает Коран, заучил 30-й джуз. Мечтает стать ученым. Правда, не уверен, в какой сфере, думает о медицине. Младший сын начал учить Коран. Дочь очень хорошо учится в школе. Пока о будущем не думали. Сейчас мы переживаем нелегкое время. Справляемся. Моя должность, мой сан обязывает держать себя, не показывать свое горе. Но это живет внутри, и остается лишь терпение. Жене тяжело, я знаю. Но это человек, в котором есть смирение. Мы часто вспоминаем малыша, вспоминаем его повадки, смешные случаи. Говорим, каким бы он сейчас был, что бы сейчас сделал. Его ранний уход для нас невосполнимая утрата, но верим, что все сложится хорошо – и у него на том свете, и у нас. Это испытание для всех нас, ниспосланное Аллахом, и насколько мы справимся с нашим горем, настолько укрепится наша вера.
обед для
полиглота
– Казахский, узбекский, турецкий, арабский, английский со словарем.
– Английский со словарем… Но за границей вы не потеряетесь, сможете объясниться?
– Я посетил Италию, когда учился в КазГУ. Было обязательным условием участие в международной конференции. Поехал с докладом, который должен был быть прочитан на английском языке. Записал его. Чтобы можно было хотя бы прочесть. Интересно, конечно. Прилетел. Английский очень слабый, а еще доклад читать перед учеными мира собрался! Устроился в гостинице. Наутро собрался в университет, где должна была состояться конференция. Как доехать? Повторяю, обращаясь к прохожим, затем в такси: «Искъюз ми» и бумажку с адресом показываю. А сам думаю, как доклад прочитаю?.. Пока искал аудиторию, припозднился. Захожу, а навстречу девушка, по виду – ну прямо казашка. И она смотрит. Тут она спрашивает: «Казахстан?» «Да, из Алматы», – ответил по-русски. «Какой университет?» – по-русски тоже задала вопрос девушка. Ответил: «КазГУ, – и спросил: – Казашка?» И заговорил, на родном, казахском. Девушка из Казахстана обучалась языку в США и в совершенстве знала английский язык. Попросил ее помочь с докладом. Если коротко, в далекой Италии впервые на международной конференции прозвучал казахский язык. Доклад переводила девушка синхронно на английский. Это был 2012 год.
После конференции решил, раз нахожусь в Италии, надо посетить Ватикан. В руках карта, и с помощью карты, все того же словаря и «искьюз ми» на метро добрался. Сложно было в одном – еда. Очень хотелось мяса, но я поостерегся. Правда, вволю ел печеное, сладости – очень сладкое люблю. Макароны по-итальянски – просто керемет! А в Ватикане проголодался, и время намаза приближалось. Голодный, уставший, шел к метро, оглядываясь по сторонам. И вдруг вижу – ярко-красная вывеска вдалеке «Истамбулдонер»! Как я туда бежал, будто родных повстречал! А там турки, познакомились. Хозяин честно признался, что мясо берут у местных, и гарантировать, что мясо халал, не может. Но он приготовил довольно сытный обед, да еще и денег не взял. «Подарок!» – сказал он.
О работе
– Для меня моя работа – служение Всевышнему Аллаху, именно с такой позиции подхожу к своему призванию. Я не оценивал свою веру в Аллаха как некую профессиональную деятельность, это мое внутренее состояние. И только благодаря вере я определился с моей профессией – нести религиозные знания людям. Избрав этот путь, читая и вникая в аяты Корана, мы укрепляемся в своей вере. Вера должна быть сильной, если не будет вот этой силы, если человек на миг ослабит свою веру, он не возвысится, не достигнет вершин знаний. Вера – глубокая, сильная – выведет человека из любой ситуации. Вера – это принятие, это не смирение. Вера – это опора, без веры очень тяжело идти по жизни.
– Насколько открыты вы для общения и почему в мечеть не идут представители других религий?
– Среди тех, кто вместе со мной играет в волейбол, к примеру, есть один мужчина, русский по национальности. Он очень удивился, узнав мою должность. И однажды по-дружески обратился – можно ли зайти в мечеть, мол, я никогда там не был. «Почему нельзя, приходи, посмотри», – ответил я. С друзьями он зашел, увидел. Был по-настоящему, искренне благодарен. Ислам религия мира и добра, в которой все равны и все люди братья.
В заключение хотелось бы пожелать вашим читателям семейного счастья и чистого неба над головой. Каждый человек уникален по-своему. И у каждого человека есть своя определенная миссия в этой жизни. Не важно, кем ты работаешь: имамом, учителем, водителем, дворником. Главное, мы должны стараться служить верно, достойно. Так как каждый из нас своим поступком формирует общество.
Досье
Батыржан Берденович Мансуров
Дата рождения: 19 апреля 1978 года.
Уроженец Южно-Казахстанской области, Сарыагашский район, округ Жибек Жолы.
Образование: Доктор PhD.
Трудовую деятельность начал в качестве преподавателя языков. Владеет в совершенстве казахским (родной), узбекским, арабским, турецким языками. Говорит на русском, английском со словарем. Имеет опыт работы в печатных изданиях.
С 2013 года – главный имам центральной мечети «Имангали» Атырауской области.
Семейное положение: женат, воспитывает троих детей.
Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ