КультураНовостиОбщество

Qazaq/ру.нет

 

Родина. И перед глазами возникают с детства знакомые хрестоматийные картинки: степи и горы, бурные реки и леса, летящий в облаках вольный орел, распластавший огромные крылья над бескрайней землей древних кочевников, табуны лошадей, развевая гривы по ветру, несутся по равнине. Звуки домбры сопровождают топот копыт. Это поистине волшебное слово обращает нашу память непременно в наше далекое прошлое: юрты, очаг, шанырак.

Однако признайтесь, давно ли вы наяву видели несущийся по степи косяк лошадей? А давно ли брали в руки домбру? Это те стереотипы, которые лежат на самой поверхности сознания. А еще Родина – это место, где отдыхает душа, где ощущаешь себя самим собой. Это то незыблемое, что держит тебя в этой жизни.

Но современный Казахстан, как бы ни были красивы древние зарисовки с натуры, это далеко не только юрты и кони. Как сейчас, в эпоху модернизации и сознания, в первую очередь, не утеряв национальный дух казаха, сохранив традиции и веру в вечный зов аруаха, безболезненно вписаться в общую картину мира? Что взять с собой, а что оставить за бортом корабля под названием История? На эти вопросы нам придется отвечать самим, поскольку нет единой модели модернизации. И отвечать не перед самим собой, а –ощутите важность момента – перед потомками.

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Нурсултан Назарбаев по этому поводу пишет: «Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами…Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя».

Вспоминаю случай из далекого детства. Отдых в пионерском лагере «Геолог Казахстана», расположенном у подножия Бештау под Железноводском, предполагал экскурсии в близлежащие курортные города. И в одном из них, к нам, раскрыв объятия, подбежал мужчина со словами: «Родные мои! Земляки! Я тут две недели уже отдыхаю, и тут слышу на казахском говорят. Ну, наконец, своих хоть повидал!» Оказалось, он приехал из Караганды, сам русский, но только далеко за пределами своей малой родины, понял, насколько он казах, или казахстанец. К слову, мы были все из Гурьевской и Мангышлакской областей, и никто из нас в Караганде не был ни разу. На тот момент, по крайней мере. Это был показательный урок – нацию объединяет общая земля. И язык.

Обретение суверенитета, казалось, само по себе явится условием объединения нации. Однако не все оказалось просто. Нашему человеку показалось мало быть просто казахом. Желание быть или казаться ИНДИВИДУУМОМ пошло несколько глубже, чем предполагалось в суверенной стране.

Каждый казах с детства должен знать свой ру (род), считается в народе. И это правильно, это аксиома. Кто ты и откуда родом, чей сын, внук, чем славен твой прадед, какой след оставил пра-пра-  и т.д. до седьмого колена. Как радостно становится на душе, когда знакомишься с хорошим человеком, а он еще оказывается твой рулас (т.е. из одного рода). Будто брат или сестра, родные, одним словом. Никто и не спорит, что помнить родословную для казаха важно, это наше все. Но все чаще приходится сталкиваться с негативным моментами, когда речь идет о ру. Каким же образом? Все чаще принадлежность к тому или иному жузу, роду является признаком разделения казахов.

Кто не смеялся над шутками известного КВНщика, ныне популярного телеведущего Турсынбека Кабатова? Вновь пересматривая видео на You Tube, наткнулась на одно из его выступлений. Спич этот назвала бы «Қазақпыз ғой!» («Мы ж казахи!»). Вот как так, вопрошал артист, мы дружно смеемся над собой, если это о казахах в целом.

Очень точное замечание сделал шоу-мен: «Как мы умеем смеяться над собой! «Мы ж казахи, только с нами такое может быть!» — говорим мы. К примеру, такое: свадьба, назначенная в семь, начинается в десять – мы ж казахи! Берем в кредит дорогую вещь, сносим ее, а кредит все продолжаем выплачивать. Да что там – мы ж казахи! Но стоит коснуться ру (рода), тут просто разрывает национальная гордость – не тронь святое!» Все наши недостатки мы привыкли легко спихивать на обобщенный образ казаха, и это как бы нас и не касается вовсе. Но стоит покритиковать особенности отдельных ру – все, тут ты наживешь врагов в полном составе этого рода. Родоплеменные отношения прекрасны как историческая память, но не должны они тянуть назад, мешать воспринимать нацию как единое целое.

Наша нация – как яркое лоскутное одеяло, состоящее из кусочков-традиций, ловко сшитых талантливой рукой времени. Вырежи одну из этих деталей – и не пригодным станет одеяло, греть не будет. Был бы жив кочевник, если не был един со своим народом? Шире мыслить, в масштабе страны, не местечково вопить о патриотизме и гордости лишь за свой ру, но выходить на арену мира и во весь голос заявлять о своей национальной гордости, о неповторимости казахов, уникальности и необходимости сделать культуру нашей нации мировым достоянием.

И уж куда лучше посмеяться каждому над собой и ликовать, и преисполняться гордостью за нашу единую землю, единую нацию, единую историческую память.

Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ

Фото: e-history.kz

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button