От истории к душе

ТУДАКОВЫ Культура

Храму Успения Божией Матери города Атырау в этом году исполняется 130 лет. Основанный в 1888 году купцом-рыбопромышленником Федотом Ивановичем Тудаковым совместно с яманхалинскими и гурьевскими торговыми казаками и купцами, храм до сих пор принимает прихожан Атырау. И в преддверии столь знаменательного события для верующих христиан хотелось бы вспомнить одну из самых родовитых динас­тий старого Гурьева и основателя церкви – легендарного купца Федота Ивановича Тудакова.

Род Тудаковых был очень известным до революции 1917 года.

До создания УКВ (Уральское казачье войско) эта фамилия была широко распространена в Верхнем и Среднем Поволжье. А по одной из версий и вовсе имеет финно-угорские корни. В публикациях о семье Тудаковых есть много взаимоисключающих фактов и противоречий. Это объясняется многими причинами: давностью событий, разветвленным (многодетным) родом, хронологической неточностью в казенных переписях, повторяющимися именами родственников, смутным и военным временем, своеобразным бытом старообрядцев. Поэтому неудивительно, что загадки и белые пятна в родословной этого одного из самых богатых и влиятельных семейств на Нижнем Яике (Урале) и в Гурь­еве в частности порой обрастают слухами и легендами.

Поэтому мы решили сделать экскурс в историю и попытаться разобраться, где же вымысел, а где факты.

 

Тудаковы – не только от птицы дудак

Чтобы было понятнее, начнем с основателя семейства Тудаковых. В Гурьевской церкви записано: «Фёдор Тудаков (Феодор, Федор – церк.) потомственный почетный гражданин г. Гурьева преподано благословение Святейшего Синода с выдачей установленных грамот 12 ноября 1899 года». Вне всякого сомнения, речь здесь идет о Федоте Ивановиче Тудакове (1831-1914), ибо статус Почетного гражданина города Гурьева и грамоту от Святейшего Синода мог получить в 1889 году только он. И, естественно, за возведение Успенс­кого храма в Гурьеве в 1888 г.

Также известно, что летом 1881 г. Федот Иванович Тудаков входил в состав депутации Уральс­ких казаков к царю Александ­ру III по случаю возвращения «уходцев». За заслуги перед Отечес­твом и благотворительную деятельность Ф.И. Тудаков был награжден медалью «За усердие» (1885), орденом «св. Станислава» (1903) за попечительство над Гурь­евской гимназией, и орденом «Святой Анны» III степени (1905) за пожертвования Русской армии в войне с Японией в 1904-1905 гг. Кроме того, Федор Тудаков являлся членом городского комитета по государственному квартирному вопросу.

Чтобы разобраться в истоках династии семьи Тудаковых на Яике, необходимо сразу внести ясность: как правило, имена в многодетных казачьих семьях давались по имени предков – отцов, дедов, прадедов, дядей, тетей и т.д. Отсюда много повторов имен в родословных. Ну а теперь факты и предположения: начнем с переписи населения по УКВ. Более ранняя перепись по Яицкому вой­ску за 1773 год свидетельствует о том, что в 10-м десятке 2-й сотни 3-й тысячи был записан казак Тудаков Иван Еремеевич, 26 годов, определенный в службу «на форпосте казаком».

Сравнив все вышеперечисленные данные переписей, можно предположить, что этот самый Иван Тудаков, Еремеев сын, оказался единственным казаком, который мог жениться на девятнадцатилетней Марфе после бунта Емельяна Пугачева (1773-1775), и иметь от нее троих сыновей – Михайлу, Ивана и Федота. Также согласно переписи по УКВ установлено, что в 1773 году значится казак Тудаков Еремей Иванович, возрастом от 43 до 50 лет, у которого был сын Иван (первый сын Василий умер 4-х недель от роду). Однако однозначно утверждать, что Тудаков Еремей Иванович – это и есть отец Тудакова Ивана Еремеевича, было бы неверно. И вот почему.

Во-первых, разница в возрасте у предполагаемых отца и сына составляла всего 17 лет. А, как известно, казаки женились уже в зрелом возрасте. Во-вторых, существующая гурьевская легенда гласит о том, что некий казак нашел в степи мальчика-«дудака», и был он то ли из персов, то ли из тюрков, словом, «кызылбаш». Если опять же возьмем эту легенду за основу родословной Тудаковых на Яике, то, скорее всего, именно казак Еремей Иванович Тудаков стал крестным отцом для юноши-кызылбаша. А когда тот решил принять православную веру и стать яицким казаком, то новокрещенному, по существующему тогдашнему обычаю, дали христианское имя «Иван», и, соответственно, отчество и фамилию крестного отца. Так он и стал Иваном Еремеевичем Тудаковым.

Подытожим: Еремей Иванович, то есть Иванов сын, дал имя отца своему крестнику, после чего юного казачка-кызылбаша стали называть не иначе как Иваном Еремеевичем Тудаковым.

Когда это случилось точно – неизвестно. Зато со всей определенностью можно сказать, что это было задолго до 1765 года, иначе бы в генеральном списке переписи по УКВ обязательно была бы запись: «новокрещен из кызылбашей».

По существующему тогда казачь­ему обычаю пленников (в нашем случае мальчик-кызылбаш) сначала заставляли работать у себя в хозяйстве, а уже потом, после добровольного крещения, их могли принять в казаки. Например, «Иван» Тудаков родился в 1740 году, а в 1748 году уже существовал Яманхалинский форпост, в окрестностях которого его мог найти молодой казак Еремей Тудаков, взявший мальчика к себе в семью работником. Позже мальчика окрестили Иваном, а в 17-19 лет приняли в Яицкое Войско служить «казаком при форпосте». Согласно этой легенде, именно от него и пошел сын Иван и будущие внуки – Георгий, Федот, Василий, Осип и Павел.

Вот, собственно, и весь сказ о родоначальнике легендарной ­гурьевской семьи.

 

Не легенда, а факт

Что же касается первоначального капитала семьи Тудаковых, то существует версия о том, что свои богатства средний сын Ивана Еремеевича (кызылбаш) Иван Иванович Тудаков привез не с русско-турецкой войны (1828-1829), а семья заполучила их от самого Еремея Ивановича, который «приобрел» их еще в «смутные» времена Пугачев­­с­кого бунта (1773-1775).

Есть также предположение, что предприимчивые Тудаковы сумели скрыть эти сокровища до поры до времени. Когда же «страсти» по Пугачевскому бунту поутихли, а дети выросли, то отправил Иван своих сыновей – Георгия, Федота, Василия, Осипа и Павла – каждого со своей долей подальше от родных мест – из форпоста в Гурьев, где их мало кто знал. Тогда же, вероятно, и была придумана история про «затонувшие корабли» и найденное на них золото. Так или иначе, но немалая часть тех богатств семьи Тудаковых была впоследствии вложена в строительство Успенс­кого храма в Гурьеве. Но это уже не легенда, а исторический факт.

 

А что с потомками?

Потомков родословной Тудаковых можно найти в Атырау (Гурьев), Иванове (Россия), Риге (Латвия). Проживают они и в Ташкенте, Анапе, Киржаче (Владимирская обл.). Например, правнучки Федота Тудакова – Ирина Шеп и Людмила Ренар живут в Париже (Франция), нынешние родственники по линии Федота, Осипа и Василия – а это уже четвертое поколение – общаются между собой в основном при помощи Интернета и мобильной связи. Они надеются на скорую встречу на праздновании 130-летия основания Успенского храма. К сожалению, родственников по линии Павла и Георгия пока найти не удалось.

 

Валентин ТАРАБРИН,

историк,

журналист РФ, г. Иваново.

Из книги «Старый доб­рый Гурьев», Тудаковы на Яике (Урале): истоки, легенды, факты

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна