От «Гауһартас» до «SHANEL №5»
Сразу три спектакля в день было поставлено на сцене Академического Казахского драматического театра имени Махамбета. Это факт можно назвать историческим и даже рекордом для нашей области, когда при полном аншлаге по просьбе зрителей одна постановка была показана трижды.
Да, зритель медленно, но верно поворачивается лицом к театру, а ходить на спектакли становится хорошей привычкой. И хоть это были гастроли, зритель-то был наш, атырауский.
На этот раз к нам приехал музыкальный театр юного зрителя г. Астаны, который привез сразу шесть разноплановых работ.
Музыкальному театру юного зрителя г. Астаны всего лишь три года. Он был создан осенью 2020-го, в самый пик пандемии талантливым 49-летним режиссером, театральным педагогом, доктором философии, заслуженным деятелем Казахстана Асхатом Маемировым, в свое время руководившим Академическим театром имени М. Ауэзова, театром имени К. Куанышбаева. Из всех театральных режиссеров чаще всего в Атырау приезжает именно Маемиров. Может быть, поэтому в астанинском театре работает 5-6 атырауских ребят — это артисты, режиссеры. Не случайно Асхат Максимович во время своих прежних приездов в Атырау неоднократно отмечал высокий уровень игры актеров театра имени Махамбета, связь между поколениями нашего театрального коллектива. Сам Маемиров также является профессором Казахского национального университета искусств «Шабыт».
— И видя, какая у нас талантливая молодежь, какие одаренные ребята приезжают к нам из сельской глубинки, я не мог не создать для них такую площадку. За неполных три года мы сумели собрать несколько разноплановых постановок, шесть из которых привезли в Атырау. Главный акцент наш театр делает на работу отечественных драматургов и композиторов, а также на народные произведения.
Самым популярным на протяжении десятков лет остается любимая многими музыкальная драма «Гауһартас». Зрители старшего и среднего поколения хорошо помнят одноименный фильм из золотого фонда нашего отечественного кинематографа, в русском варианте выходивший под названием «Храни свою звезду». По популярности картина долгое время была на втором месте после «Қыз Жібек». «Гауһартас» стал первой работой молодого театра, а сам спектакль только в марте показали тридцать раз.
Свою первую повесть «Гауһартас» Дулат Исабеков написал в 25 лет, и оттого он был пронизан высокими чувствами, яркими эмоциями, непередаваемыми ощущениями. Прекрасным и вместе с тем простым и жизненным получилось его произведение и сам спектакль о большой любви, семейных и духовных ценностях.
— Я считаю, что Дулат Исабеков — один из видных представителей казахской литературы, – отмечает А. Маемиров. — В прошлом году мы отметили 80-летие выдающегося казахстанского писателя. Наш Президент присвоил ему звание «Қазақстанның еңбек ері» за вклад в профессиональное развитие казахской литературы. Повесть «Гауһартас» была написана в 1967 году, опубликована в 1968-м, после чего широко распространилась в Советском Союзе. Это была настолько простая и поэтому очень близкая и понятная каждому история, что читатель увидел в ней частичку своей жизни — отношение к женщине, уважение к старшим.
Для жителей Атырауской области музыкальная драма «Гауһартас» близка еще и тем, что главную роль в ней играет наш земляк, 29-летний выпускник Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова Оразалы Игилик. Оразалы родился и вырос в г. Кульсары. Как рассказывает актер, играть главного героя Тастана ему было очень сложно, поскольку в жизни он диаметрально противоположный человек.
— Приходилось на время спектакля заглушить в себе одни качества и раскрывать другие, — говорит О. Игилик. — Были моменты, когда друзья не подходили для рукопожатия после спектакля. Они так и говорили мне: «Извини, но сегодня я не подам тебе руки». От этого мне не было грустно, наоборот, в душе я ликовал. Это для меня был высший комплимент, так как хорошо известно золотое правило — если после фильма или спектакля зритель ненавидит актера, то роль получилась сверхудачной.
Для актера сложно было играть роль Тастана еще и потому, что роль его супруги Салтанат сыграла Инабат Ризабекова. Оразалы и Инабат уже несколько лет счастливы в браке. Любящие муж и жена играют на сцене супругов, никак не проявляющих чувств, а даже наоборот. В спектакле были сложные для них моменты с моральной точки зрения.
— Спектакль «Гауһартас» мы показывали и в г. Кульсары. Есть такое понятие «Туған жерге тағзым» («Поклонение Родине»), и я был счастлив показать своим землякам все то, чему научился в столице, что умею, что накопил. Для меня это большая честь — приехать из Астаны сыграть в своем родном Кульсары, где живут близкие мне люди.
И еще несколько слов о спектакле «Гаухартас». Режиссер Асхат Маемиров использовал в постановке казахские песни, произведения двух знаменитых композиторов, народных артистов Казахстана Нургисы Тлендиева и Базарбая Жуманиязова. Все это очень украсило спектакль, стало хорошей пропагандой нашего национального достояния. А Асхат Маемиров обещал еще раз привезти постановку в Атырау.
Кроме «Гауһартас», столичные актеры порадовали нас и другими работами. Это музыкальная драма «Абай — Тогжан». Все знают, что первую любовь Абая звали Тогжан. Это особенное чувство проснулось в сердце юного Абая и превратилось в мелодичную песню, всколыхнув внутренние переживания. В драме играет прекрасный актерский ансамбль. В роли юного Абая — лауреат государственной молодежной премии «Дарын» Аян Отепберген, сыгравший вторую главную роль в широко известном фильме «Жау жұрек мың бала», в роли Кунанбая — заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Берик Айтжанов, снявшийся во многих российских фильмах. Роль матери Абая Улжан передала победитель 71-го Каннского международного кинофестиваля, заслуженный деятель Казахстана Самал Еслямова. Музыку к спектаклю написал наш земляк, кызылкогинский композитор, деятель искусств Бауржан Актаев. Также музыкальным консультантом драмы «Абай — Тогжан» был всемирно известный артист, заслуженный деятель Казахстана Димаш Кудайберген.
Стоит рассказать еще об одной работе, которую привезли астанинские артисты. Об этом нам рассказал режиссер постановки Асхат Маемиров.
— В декабре 2021 года, когда страна отмечала 30-летие Независимости, мы показали новый спектакль «CHANEL №5». Как вы знаете, это название знаменитых духов. По легенде Коко Шанель попросила французского парфюмера Эрнеста Бо создать искусственный аромат, который пахнет женщиной, подчеркнув, что под искусственным она имеет в виду новый, созданный человеком. Господин Бо подготовил десять вариантов ароматов, Коко выбрала пятый вариант. Отсюда и появилось название «CHANEL №5». Сама Коко, влияние на модную индустрию которой можно назвать роскошной простотой, как и ее духи, стала символом женственности, красоты, обаяния и всей сути прекрасной половины человечества. Наша новая документальная драма, рассказывающая о жизни репрессированных в женском лагере, с точностью до наоборот показывает, в какой нечеловеческой низине могут оказаться жены, матери, дочери. То есть, это два противоположных женских мира.
Основной идеей постановки документальной драмы «CHANEL №5», которую написала драматург Мадина Омарова, являются образы женщин, которые хранили верность своим мужьям в самые трудные минуты жизни, даже когда ради идеи своего возлюбленного были загнаны в Акмолинский лагерь жен изменников Родины, не запятнали себя и не утратили силы внутреннего духа. Они, несмотря на издевательства и унижения советской тирании, не сдаются, не теряют веры и надежды на будущее. Заключенные женщины делятся своими тёплыми воспоминаниями, светлыми моментами своей жизни. Они не теряют своей честности и чистоты, доброты и любви, стремления и страсти к жизни даже во времена смут. Творческие подходы женщин погружают публику в глубины сакральных ценностей.
Одну из главных ролей исполняет Самал Еслямова. Она играет Гульжамал Майлину, жену известного казахского писателя, репрессированного Беймбета Майлина, мать пятерых детей. Также были воплощены роли Темирбека Жургенова и его супруги, семья Жумата Шанина, Наталья Сац и многие другие осужденные и впоследствии реабилитированные.
Асхат Маемиров отметил, что в и нашем поселке Доссор были поселения, где отбывали свой срок женщины из Прибалтики, Польши. В свое время народный артист СССР Асанали Ашимов снял художественный фильм «Дом у соленого озера» по одноименной повести нашего земляка Сатимжана Санбаева.
— Доподлинно известно, что в годы войны в Доссоре проживало около 40 женщин из Прибалтики и Польши. Об этом может знать только узкий круг ученых, поэтому надо донести такие факты до зрителей.
Документальной драмой «CHANEL №5» столичный театр, все спектакли которого в Атырау прошли при полном аншлаге, завершил свои гастроли, в рамках которых состоялся обмен опытом, встречи, мастер-классы. А в мае наш театр отправится в Астану с ответным визитом.
Марина КУАНЫШЕВА