Опера Вебера — на домбре
Сабина Мастерс родилась в Венесуэле, по национальности – немка, выросла в Германии, образование получила в Голландии и Англии. С мужем Джулианом живут в Атырау уже три года. Для нашей героини такая разнообразная география в жизни – норма. Каждые 4-7 лет ее мужа-нефтяника переводят в другой город или страну. Но поводом для знакомства с 56-летней женщиной-иностранкой стал тот факт, что Сабина берет частные уроки игры на домбре, и за три года проживания в нашем городе прилежная ученица выучила уже более 20 казахских музыкальных произведений.
Анжелика КИМ
С Сабиной и ее мужем – англичанином Джулианом мы познакомились случайно на празднике Наурыз, возле музыкальной академии им. Дины Нурпеисовой. Во время беседы мы и узнали, что она берет частные уроки игры на казахском национальном инструменте и напросились к ней на занятия.
Сказать, что мы были впечатлены увиденным и услышанным, значит ничего не сказать. Сабина, к нашему удивлению, сыграла три очень непростых кюя: «Алатау» и «Адай» Курмангазы, а также «Кербез керік» Кулшар, причем последний был исполнен домбристкой в западно-казахстанском стиле: высоким взмахом руки и шагами пальцев по длинному грифу домбры.
Еще больший колорит добавляет контраст казахского национального струнного инструмента с исполнительницей европейской внешности – серыми глазами и светлыми волосами.
Мастер-педагог по классу домбра Ерлан Сактанов, который занимается с Сабиной уже три года, не без гордости сообщил, что его ученица является обладательницей специального приза регионального конкурса домбристов «Күй live», посвященного 200-летию Даулеткерея Шыгайулы, который прошел в городе Уральске в 2020 году.
– Кроме того, 25 марта, в день рождения известного атырауского композитора Каршыги Ахмедьярова, Сабина специально пошла к памятнику кюйши, возложила у его подножия цветы и сыграла кюй Ахмедьярова, – рассказывает педагог.
Мы, в свою очередь, к портрету иностранки-домбристки хотели бы добавить еще один немаловажный штрих: она понимает, что играет.
– Я стараюсь не просто научиться играть на домбре казахские кюи, но и познать смысл, который заложил в эти произведения автор. И каждый раз, когда Ерлан Табидуллаевич дает мне выучить новый кюй, я нахожу в Google информацию об этом музыкальном произведении и его авторе. И даже если информация на казахском или русском языках, я через онлайн-переводчик читаю их историю, чтобы глубже понять изучаемый предмет, – делится с нами Сабина.
– А почему домбра? – спросили мы у собеседницы.
Тут она засмеялась и ответила:
– Честно сказать, я планировала заниматься на фортепьяно или флейте. Но так получилось, что в первые дни, когда я приехала в Атырау, попала на концерт оркестра народных инструментов им. Дины Нурпеисовой и была впечатлена. Я впервые увидела необычный инструмент – две струны и длинный гриф, но музыканты так ловко и виртуозно на нем играли, что с виду простой инструмент издавал удивительные звуки, берущие за душу. Я раньше никогда не видела и не слышала такого. И тут я, как человек, имеющий за спиной неплохое музыкальное образование, подумала, что с легкостью смогу научиться играть на домбре, – иронизируя над собой, сказала собеседница.
Но, по признанию Сабины, оказалось, что научиться играть на двух струнах намного сложнее.
– Мне было интересно познать и открыть для себя незнакомый инструмент, в то же время это было вызовом. Ведь до этого, я, к сожалению, никогда не слышала и не знала таких композиторов, как Курмангазы, Дина Нурпеисова, Даулеткерей, Ахмедьяров и многих других. Я благодарна моему учителю Ерлану Сактанову за то, что он согласился давать мне уроки и возможность открыть культуру казахского народа, новые имена великих акынов, – говорит Сабина.
Музыкант музыканта…
С нашей героиней мы общались с помощью переводчика, но вот как общаются между собой учитель и ученица? Ведь Сабина не знает ни казахского, ни русского, а Ерлан не говорит на английском.
– Любовь и музыка понятны без слов, – шутит педагог. – А секрет прост: музыкальная терминология. Она ведь в основном на итальянском, немецком языках: адажио, престо, виола, фальш. Престо – быстро, адажио – медленно, пьянно – тихо, форте – громко, крещендо – вверх, аданте – умеренно и так далее. А немецкие слова: фальш, ай момент понятны всем, – с улыбкой объясняют они.
Да, недаром говорят: «Рыбак рыбака видит издалека», в нашем случае – «музыкант музыканта…».
Оказалось, у Сабины вся семья с музыкальным образованием. Она играет на фортепьяно, флейте и немного на скрипке. Муж Джулиан – на виолончели и пианино. Их четверо детей тоже окончили музыкальную школу, хотя только один из них – старший сын Александр – стал профессиональным музыкантом, он – оперный певец. Остальные дети выбрали другие профессии, но все они владеют музыкальными инструментами: кто играет на пианино, кто на виолончели, кто на скрипке, и вот еще добавилась домбра. По словам нашей собеседницы, они зачастую во время семейных праздников устраивают концерты. И во время пандемии, когда Сабина находилась в Англии, она училась играть на домбре онлайн и для своего педагога устраивала домашние концерты в прямом эфире: семейный оркестр из Англии играл казахский кюй.
– А еще Сабина на домбре играет и европейские произведения, например, Вебера «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок», – дополняет рассказ ученицы педагог.
Кстати, свои инструменты – домбры – она не оставляет. А их у нее три: по мере повышения ее успеваемости повышается и качество инструмента. Самая первая домбра – простая, на ней она начинала учиться, вторую Сабина купила в Алматы у мастера Жолаушы, а третью – в Атырау в мастерской Нургисы, у мастера Нурлыбека.
Муж пообещал ей, если она поборет свой сценический страх и выступит на сцене, то он подарит ей концертную домбру, которая стоит не менее двух тысяч долларов.
Немецкая пунктуальность
Вообще, Ерлан Табидуллаевич очень доволен своей подопечной.
– С ней легко работать. У Сабины хорошая память, она трудолюбивая, дисциплинированная, прилежная ученица, никогда не опаздывает на занятия. Все очень быстро схватывает, – продолжает рассказывать учитель. – Даже во время пандемии, когда занятия проводились онлайн, несмотря на удаленность и разницу во времени, она ни разу не пропустила занятия.
А еще педагог отметил, что у Сабины хороший музыкальный вкус.
– В самом начале наших занятий я сыграл ей несколько кюев, в том числе и современных композиторов. И она, не зная казахских акынов, сразу из всех выделила кюй Курмангазы, он ей понравился больше всех. Это говорит о том, что у человека есть глубокие познания в музыке, и он не только разбирается в ней, но и слышит ее.
По мнению Ерлана, она могла бы стать хорошим профессиональным музыкантом, если бы не страх сцены.
Конечно, у Сабины пока еще не хватает скорости, гибкости рук, пальцев. Но это придет со временем. И ученица, поняв, о чем говорит наставник, поделилась, что смотрит выступления юных домбристов и поражается их виртуозности и гибкости рук, пальцев.
– У каждого из музыкантов своя техника, быстрый темп, я поражена. А еще они используют домбру не только как струнный инструмент, но и как ударный. Я многому у них учусь, – делится впечатлениями наша героиня.
Да, Сабина, как верная жена, переезжая с мужем из одной страны в другую, не смогла работать по специальности, она – врач, так как в каждом государстве свои требования по рабочим разрешениям. Дети выросли, каждый обустраивает свою жизнь, но женщина не потеряла себя, а нашла занятия по душе и стала довольно-таки успешно реализовываться в жизни.
Думаем, именно такие люди и могут быть примером того, как следует жить.