КультураНовостиПолитика

НЕ уеду жить в Лондон…

Как «ПК» уже сообщала, в начале октября творческая интеллигенция Казахстана приняла участие в ежегодной встрече членов Международной Евразийской творческой гильдии в Лондоне. Сегодня мои наблюдения об одном из старейших городов Европы.

В путь-дорогу собираясь. Авиаперелет

Об особенностях авиаперелета из Алматы через Киев я уже писала в колонке дежурного по приезде. Добавлю лишь то, что если вы решите воспользоваться услугами МАУ (международные авиалинии Украины) в Казахстане, необходимо уточнить, какие билеты вам предлагают – с багажом или без. Если без багажа, а его стоимость, на первый взгляд, может показаться вам очень даже приемлемой, не обольщайтесь. При регистрации в аэропорту все равно придется доплатить за багаж 50 долларов. Все-таки не лето. Как мне сказал представитель МАУ при регистрации: «Казахстанские авиаперевозчики согласились на наши условия, и они действуют в Казахстане с 1 октября 2017 года». Еще один момент: если связались с МАУ, то обязательно самостоятельно сделайте онлайн-регистрацию. Иначе вам придется вновь доплатить за нее – теперь уже 10 долларов. Время в полете от Алматы до Киева свыше 6 часов. Бесплатно только стакан воды, остальное также за дополнительную плату. Из горячего вам предложат только гамбургер, который по желанию подогреют. И напитки. Кстати, в салоне также торгуют и косметикой, и духами. Это я на всякий случай, если вдруг надумаете сделать покупки.

Аэропорт

Итак, наш лайнер приземлился в аэропорту Getwick Airport. Он мне показался огромным, оказывается, это второй по величине аэропорт в Лондоне. Сюда каждые полчаса прибывают авиа­лайнеры со всего света. Вся толпа пассажиров в ожидании таможенного контроля медленно движется через лабиринт. Кого здесь только не встретишь! К моему удивлению, было много не молодых людей, а именно людей среднего и старшего поколения. Фотографировать и снимать ничего нельзя, об этом преду­преждают знаки на стенах, но, в принципе, ко всем относятся лояльно, и многие коротали время за телефоном. Таможенники внимательно изучают документы, цель приезда и так далее.

А вот когда мы вылетали обратно, меня действительно поразили площади аэропорта, большая часть из которых отведена под торговые площади. Мне было сложно понять где я нахожусь: глаза разбегались от широкого ассортимента товаров, тем более что в салоны просто заманивали и, причем, с утра пораньше. Видимо, торговля здесь идет круг­лосуточно. Если что-либо забыли купить, можно приобрести прямо в аэропорту, но об этом чуть позже. Вообще-то, мне все это, как пассажирке, мешало. Не поймешь – то ли по магазину идешь, то ли в аэропорту находишься. Мало указателей, пришлось просто влиться в толпу, которая точно привела к стойкам регистрации. Кое-кто из нашей делегации просто заблудился (не будем указывать пальцем), мне пришлось встать на самое видное место, чтобы меня попутчики нашли пораньше. Одно дело наши аэропорты!

Если сравнивать с нашими, помните, что если вдруг опоздаете, вас никто ждать не будет и объявлять десяток раз по микрофону тоже. Я даже не слышала объявления, необходимо внимательно следить за экранами в зоне вылета.

К слову, в Лондоне создано много удобств для людей с ограниченными возможностями. Во многих зданиях города и в аэропорту есть отдельные санузлы. Если пассажиру нужна помощь в перемещении, то необходимо обратиться в администрацию аэропорта за 48 часов, и вам выделят сопровождающего, который доставит прямо к трапу самолета на инвалидной коляске и посадит в салон.

Общественный транспорт

Для меня Лондон всегда ассоциировался с двухэтажными автобусами красного цвета. Я всегда мечтала на нем прокатиться. Может быть для этого и сорвалась в поездку?! Но, как говорится, игра стоила свеч. Ехать на втором этаже автобуса одно удовольствие. Можно спокойно рассмотреть весь город, увидеть все исторические достопримечательности.

Входят в салон через переднюю дверь, где расположен компостер, все пассажиры сразу прикладывают к нему свой проездной. Наличными никто проезд не оплачивает. И нам также пришлось его приобрести за 5 фунтов, которые можно снова получить при выезде из страны, сдав его. Кстати, вернут вам и оставшуюся неиспользованную сумму, но вся эта процедура проводится только в здании аэропорта. И так как у нас было мало времени, проездной остался у меня до следующей поездки.

В салоне автобуса есть встроенный экран, водитель видит, что происходит внутри. Выходят из автобуса через центральную дверь, поэтому никакой толкучки нет. Салон очень удобен для всех пассажиров, для людей с ограниченными возможностями есть специальные поручни у центральной двери и раскладное сиденье. На одной из остановок при закрытых дверях раздался какой-то гул, оказывается, это раскладывался небольшой выступ, чтобы можно пройти женщине с палочкой.

Как нам рассказали наши сопровождающие, в метро ездить намного дороже, чем в автобусе, поэтому автобусы – популярный вид транспорта. Кстати, если вы пересядете в течение часа на другой автобус, плату за проезд с вас не снимут. Так что двигайтесь быстрее!

Важное замечание: англичане очень строго следят за соблюдением личной территории. Что это значит? Это означает, что никто не имеет права слишком близко приближаться к человеку, если, конечно, нет обоюдного согласия. Например, человек стоит в очереди в банке, и нельзя вот так запросто, как это бывает у нас, заглянув к нему через плечо, поинтересоваться: «Брат, подскажи, как заполнить эту графу?». Можно нарваться на большие неприятности. Например, когда наша казахстанская делегация выходила из салона автобуса, я немного припозднилась. И мне, чтобы не отстать, пришлось их догонять, но, как назло, на моем пути оказалась крупная негритяночка. Естественно, мне пришлось немного ее подвинуть. И зря. Словесный нагоняй и возможно брань темпераментной женщины еще долго оставались в моих ушах. Но урок для себя я вынесла.

 Босоножки в октябре, Или как закаливают детей

Когда я увидела прибывающих в Лондон пассажиров, обутых в сланцы или босоножки, у меня, как говорится, чуть глаза из орбит не вылезли. Мы-то приехали «упакованные» как на север. Да и вообще одеваемся по сезону. Но разгадку этого нонсенса, как мне показалось, узнала позже. Англичане закаляют своих детей с первого дня рождения. Я видела детскую коляску с ребенком месяцев 8-9 без головного убора, причем, с босыми ногами. И это в октябре! Позже увидела мамочку, которая вела десятилетнюю девочку в юбочке, кофточке и гольфиках. В тот день дул сильный ветер, девочку бил озноб, но, похоже, родительницу это особо не волновало. Она лишь протянула ей бутылочку пепси. «Вот жестокая!», – подумала я. Но подобных случаев было много, и я поняла, что детей просто закаливают. И когда позже в уличной толпе я видела девушек в тонюсеньких платьях с бретельками, футболках, ребят в одной рубашке либо тонком джемпере, я уже не удивлялась. Недаром говорят: «Дурной пример заразителен», после этой поездки я стала на самом деле меньше кутаться.

Что едят?

Да, фастфуд везде. Цена гамбургеров – от 2 до 6 фунтов. Если захочется горячее, придется уже зайти в ресторан, и цена будет намного выше. В обеденный период в деловой части города в оживленной толпе каждый второй идет с едой в руках либо с чаем в бумажном стаканчике. Кушают и в автобусах, все на ходу. Темп жизни диктует свои правила.

На прилавках продуктовых магазинов то же самое, что и у нас. Я хотела купить чай, но в магазинах его очень мало, да и кофе тоже. Что заметила, вообще нет конфет. Видимо, нет такой традиции пить чай с конфетами. Из овощей то же самое. Видела топинамбур и кое-какие овощи из Индии, даже не знаю, как они называются. А в остальном все то же самое. Цены чуть выше наших.

 Нация

Ездила в Англию, но самих англичан толком и не увидела. Зато улицы города заполонили афроамериканцы, арабы, индусы, китайцы… Особенно заметно это в автобусах, магазинах. Куда я приехала? В какую страну? Здесь смешалось все и вся. Сказать же, что мне это понравилось, положа руку на сердце, не могу. Когда видишь подобную картину воочию, становится не по себе.

Лондон, город, конечно, старинный, высотные здания только в деловых кварталах. Очень много парков, город зеленый, и дышится легко. Но улицы узкие, как в нашем городе, движение в основном двухполосное. Там все дышит стариной. Мне, например, не очень-то хотелось бы жить в доме с двухсотлетней историей. Да и жилье очень дорогое. Когда вспоминала наши атырауские коттеджи, в которых живет одна семья, я поняла, что мы, казахстанцы, очень богатые! По приезде даже моя квартира показалась мне хоромами. Да, везде хорошо, а дома, в Казахстане с просторными степями, лучше.

P.S. Выражаю от имени группы огромную признательность посольству Казахстана в Великобритании, лично Чрезвычайному и Полномочному Послу РК в Великобритании Ерлану Идрисову за прием и оказание поддержки в период пребывания в стране.

Гульжан ЕЛЕШЕВА,

Атырау-Лондон-Атырау

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button