В год, когда я только пришла работать корреспондентом «Прикаспийской коммуны», в Атырауской области начали снимать фильм «Дом у соленого озера», режиссировал который сам Асанали Ашимов. Меня послали в Доссор, где проходили съемки, поговорить с создателями фильма, актерами.
В главных ролях казахстанские звезды: Асанали Ашимов, Владимир Толоконников, Жан Байжанбаев – и для меня Доссор на время превратился в студию «Казахфильма» с его столичным шиком и блеском. Позже было записано интервью с мегазвездой Ашимовым, и казалось, что мне теперь доступно все. Появилась некая уверенность в своих силах и желание творить, некая творческая эйфория, когда кажется, что нет ничего невозможного. В таком радужном настроении прошла прогуляться по импровизированной киностудии в Доссоре, и вдруг ко мне подбегает второй режиссер фильма Игорь Вовнянко и восклицает: «Вы нам подходите! Мы вас в концлагерь берем!»
Я оторопела, потом обалдела (в кино приглашают!), затем только и выпалила: «Когда явиться?». Вовнянко сказал в субботу, причем попросил прихватить «таких же, как ты – худых и светлых – подруг. Вы у нас будете литовками!» (фильм строится на сложных пересечениях человеческих судеб во время Отечественой войны. Семья директора школы Турлыжана Жанакова своим участием и заботой об обездоленных людях проявляет высокие нравственные ценности, присущие казахам. Дом у соленого озера стал родным для переселенцев и эвакуированных и стал своего рода Ноевым ковчегом для послевоенного будущего).
В редакции обрадовались моим съемкам: а как же, назревает интересный (наверное!) репортаж.
Я взяла с собой подругу. Перед приездом мы с Ирой, конечно, «намарафетились» (кругом же одни звезды!). Вовнянко, увидев двух нас, «литовок», обрадовался и приказал: «Смыть всю косметику! Надеть на них робу! Повязать головы темной шалью! Поищите реквизит!..».
Ну, что вам сказать – не совсем так я, конечно, представляла себя на съемочной площадке, но, вникнув в суть фильма, конечно, поняла, к чему такой наш с подругой вид. В целом съемки в тот день прошли замечательно: Толоконников с Байжанбаевым травили анекдоты, а потом со всеми актерами был плов в доссорской столовке. Так закончился мой первый и пока последний съемочный день. Жаль, не сфотографировалась в робе, есть фото лишь со стареньким авто, тоже реквизитом.
Я себя потом искала в этом фильме в массовке, но не узрела: уж больно много нас, «литовок», было, и снимали издалека. Но впечатлений теперь на всю жизнь. Только за один такой эпизод в моей журналистской практике я рада, что выбрала именно эту дорогу в жизни.
Надежда ШИЛЬМАН