Московская балерина — из Атырау

Московская балерина из Атырау Культура

Недавно мне пришлось побывать на мастер-классе, который давала в нашем городе в ДК им. Курмангазы балерина Московского русского национального балета имени Радченко, выпускница Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева, бывшая воспитанница Атырауской балетной студии Байкеновых Ирина Цой. Мы воспользовались ее приездом в наш город и пригласили Ирину в гостиную «ПК».

Заветные пороги

Еще с детского сада Ирина мечтала танцевать и однажды сказала маме: «Хочу быть балериной!». И в 8 лет мама отвела ее в студию имени Байкеновых.

По прошествии двух лет учебы в студии руководитель Гульсина Байкенова, увидев в маленькой девочке перспективную ученицу, посоветовала ее маме продолжить учебу в Алматинском хореографическом училище. Пройдя строгий кастинг в три этапа, Ирина поступила в училище.

— Признаюсь, поначалу было очень тяжело, я рыдала каждый день, — вспоминает балерина. — Просила маму, чтобы она забрала меня отсюда, но потом успокаивалась, брала себя в руки и шла на занятия. Те ученики, которые приезжают учиться из других городов, как я, живут в интернате при училище. У нас строгий режим, кроме занятий, ты еще три раза в день должна заниматься уборкой комнат. На занятия мы уходили в восемь утра, а возвращались в восемь-девять вечера. Уже в первом классе училища проходят первые экзамены, которые ведут к отсеву. Некоторые уходили сами, не выдержав нагрузок или по состоянию здоровья. В итоге из 100 поступивших к моменту выпуска нас осталось всего около 20 человек.

— На государственные экзамены собираются представители лучших театров. Некоторых приглашают на работу сразу же, после экзаменов. Другие вступают в новую жизнь самостоятельно. Как произошло в вашем случае?

— Да, такое бывает, но нам никто не предлагал работу после окончания училища. Мы искали работу сами. Я уже в середине учебного года ездила в Астану и там прошла просмотр в театре «Астана опера», то есть по окончании училища я уже знала, что буду работать в этом театре.

— Что это значит быть артистом балета?

— Окончив училище, я два года проработала в «Астана опера», а потом решила попытать счастья в Москве. Теперь я работаю в Московском русском балете и гастролирую со спектаклями по всему миру.

— А в каких городах вы побывали и в каких спектаклях танцуете?

— Мне повезло в том плане, что наш балет имени Радченко имеет широкий репертуар и длительные гастроли. Италия, Испания, Америка и везде аншлаги. Русский балет любят за рубежом. А танцую я почти во всех спектаклях, которые мы возим: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Кармен», в общей сложности у нас их восемь. Раньше я танцевала в кордебалете, а теперь у меня есть сольные партии, правда, пока второстепенные.

— Лишь единицы, самые талантливые, сразу получают главную сольную партию, а какие партии мечтаете станцевать вы?

— Многое, если не все, в судьбе любого балетного артиста зависит от стечения обстоятельств, от закулисных отношений, репертуара театра, мест на конкурсах, личного обаяния, наконец. Мечтаю станцевать Золушку, партию Маши в «Щелкунчике», Аврору в «Спящей красавице».

— А какая зарплата у артиста балета сегодня, если не секрет?

— Мы зарплату получаем в долларах, поэтому за один спектакль мы получаем 50 долларов США. Это в среднем в месяц получается 1,5-2 тысячи долларов.

— Уже в 38-40 лет артист балета, как правило, выходит на пенсию, каким вы видите свое будущее?

— Где бы я ни была, меня все время тянет в Атырау. В этом городе я получила первые азы, мой первый педагог Гульсина Байкенова привила мне любовь к балету, дала мне не только веру в свои силы, но и направление, куда мне двигаться дальше. Меня в свое время поддержало руководство города Атырау, когда я в 2007-2008 годах принимала участие в международном конкурсе «?рлеу», на котором представляла нашу страну и заняла третье место. Кстати, и в этот раз мастер-класс прошел благодаря поддержке областного филиала партии «Нұр Отан».

Я мечтаю вернуться в свой город и открыть здесь свою балетную школу. Тем более, если честно, у нас в Атырау эта ниша еще не заполнена.

Жизнь вне балета

— Ирина как вам удается держать себя в форме?

— Если честно, то я ем все. Без мяса я не могу, люблю конину, казы.

Мне повезло в том плане, что я не склонна к полноте. Но вес я контролирую. Главное, кушать в определенное время и определенное количество. И, конечно, тренировочные нагрузки. А в отпуске — фитнес, бассейн, тренажерный зал.

— Ирина, расскажите немного о себе, родителях.

— Я родилась в Атырау, а детство с родителями провела на Украине, а потом, так получилось, что мы с мамой и братом вновь вернулись сюда. Мне на тот момент было 7 лет, а брату 13, и мама растила нас одна. Училась я в средней школе №3, а в 10 лет уже уехала учиться в хореографическом училище. Маму зовут Ольга, она занимается сетевым бизнесом. В самые трудные моменты моей жизни именно мама помогает мне справиться с болью, усталостью, поддерживает меня во всем и не дает мне пасть духом.

— А есть ли у артистов балета ограничения в личной жизни?

— Если у тебя нет контракта, никаких ограничений в этом плане нет. Но я, прежде всего, хочу построить карьеру, а о семье буду думать после 25 лет. Таков мой жизненный план.

Близко пообщавшись с артисткой балета, мы поняли, что их отличает железная дисциплина, и артисты балета знают, что их карьера зависит от того, сумеют ли они удержать себя в самых жестких рамках.

Хрупкой, целеустремленной Ирине Цой всего 22 года, и у нее большие планы. Приехав в отпуск, она не забыла и про наших атырауских девочек, которые, как и она когда-то, грезят танцевать на сценах больших театров. Ирина дала им прикоснуться к мечте и своим примером доказала, что все это вполне реально. А еще, она — патриот своей страны. Ведь гастролируя по миру, работая в русском балете, Ирина мечтает вернуться в Атырау и поднимать балетную школу у себя, на Родине, чтобы здесь вырастить казахстанских Улановых и Плисецких.

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна