ЛЕД ТРОНУЛСЯ…

На прошедшей неделе в областном акимате состоялось первое заседание оргкомитета по вопросу создания эскизного проекта древнего города Сарайчик в одноименном селе Махамбетского района с участием местных ученых, общественных деятелей, госслужащих.

Инициатором выступило управление предпринимательства, индустриально-инновационного развития Атырауской области, заинтересованное в развитии туризма в нашей области. Как отметила руководитель управления Лариса Жумагалиева, мы имеем уникальный исторический комплекс. В целях развития привлекательности нашей области для туристов мы планируем развивать данный объект, поэтому нуждаемся в консультациях специалистов. Учитывая специфику данного исторического объекта и определенные требования, предполагается строительство музея под открытым небом на территории в 6 гектаров недалеко от самого исторического объекта.
Каким должен быть сооруженный объект? Член Союза художников РК Телеубай Бактыгерей представил архитектурно-художественную концепцию эскизного проекта древнего городища. Он сказал, что городище Сарайджук (нынешнее название — Сарайчик) наряду с другими городами было возведено в первые десятилетия жизни империи — улуса Жошы, который позже стал именоваться Золотой Ордой в целях управления огромной территорией от Иртыша до Дуная. В самом начале эти города служили пунктами, в которых возводились дворцы и административные здания для знати, нукеров, нойонов. Позже вокруг формировались жилища ремесленников, вольных жителей, купцов. Сарайджук был одним из таких городов. Построенный на узловом в стратегическом отношении участке стыка Европы и Азии, он обеспечивал безопасность отрезка трансконтинентального караванного пути из стран Европы и столицы Золотой Орды (Сарая-Бату и Сарая-Берке) на Волге в города Хорезма, Ирана, Индии и Китая. В Сарайчике кроме жилых домов строились караван-сараи, роскошные дворцы, банк, множество мечетей-медресе с куполами, мавзолеи и другие великолепные здания, ярко отображающие жизнь общества того периода. Обо всем этом свидетельствуют путевые записки путешественников того периода: Ибн Батути (1334 г.), Плано Карпини (1245 г.), Антонии Джексин (1558 г.). В городке получили развитие керамические, гончарные, оружейные мастерские. Работали специалисты по обработке кожи, дерева, металла, шерсти. Именно здесь находился высший мусульманский духовный центр «Забия», в котором проповедовали «сеиды» — потомки пророка Мухаммеда (мир Ему!). Вниманию собравшихся был представлен эскизный проект городка, который вызвал оживленные споры.
Перед учеными стоят сложные задачи по созданию макета музея под открытым небом, а позже оснащению его экспонатами, что требует значительных финансовых вливаний. Свои мнения по данному вопросу высказали доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и всеобщей истории АГУ имени Х. Досмухамедова Женисбек Мустафин, заведующая научно-учебной лабораторией археологии Ания Ермаганбетова и научный сотрудник лаборатории Марат Касенов, руководитель государственного учреждения по охране, реставрации исторических памятников Муканбеткали Кипиев.

Гульжан ЕЛЕШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна