ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА-ГРАЖДАНИНА
«Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками». Эти слова академика Д.Лихачева очень актуальны именно сегодня, когда приоткрываются «белые пятна» истории, и мы узнаем имена великих личностей — гордость казахского народа. Уверена, чтобы шагать в будущее, надо помнить героев прошлого. В плеяде казахских интеллигентов-демократов имя Султанмахмута Торайгырова занимает видное место. Его творческое наследие питало не одно поколение казахских поэтов и писателей. В нашей стране о жизни и творчестве Торайгырова известно не многим, в большинстве случаев выпускникам казахских школ. Между тем его поэзия близка по большому счету всем нам вследствие особой созвучности наших чувств, мыслей, мироощущения с чувствами и мыслями поэта, жившего в начале ХХ века и на собственном опыте познавшего бедствия и скорбь своего времени. К рассказу о творчестве Султанмахмута Торайгырова подхожу с особым чувством: так хочется донести до читателей глубочайшее свое уважение к этому поэту, не до конца понятому и объясненному.
Его жизнь и творчество порой сравнивают с великим татарским поэтом-гуманистом Г.Тукаем. Безусловно, их сближает многое. Им обоим была отпущена совсем короткая жизнь — 27 лет. Их объединяет то, что с самого начала творческого пути их произведения были пронизаны идеями гуманизма, просвещения родного народа. Но как у любого художника — у Султанмахмута Торайгырова свой почерк и неповторимый стиль.
Его творческое кредо выражает известное стихотворение «Я бы солнцем взошел над землей» («Қараңғы қазақ көгіне өрмелеп шығып күн болам»):
Я бы солнцем взошел над землей,
Озарив родные края!
Как смогу я бороться с тьмой,
Коль светить не сумею я?!
Даже читая отрывок, нельзя не заметить эмоциональную силу, творческий накал этого великолепного стихотворения. Этому же настроению вторит его следующее творенье «Кем я стану?!»
Я не хвалюсь — поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обет.
Смогу ли помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за гранью этих лет?
Как месяц в полнолуние — не трепетной звездой! —
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремленьем горячим охвачен я — значит,
Я стану человеком и долг исполню свой!
Эти стихи выражают его страстную жажду познания, его мечту о просвещении родного края. Как гражданский лирик Султанмахмут ставит перед собой высокую цель — служение людям, народу. Как художник, чуткий к явлениям времени, он угадывал настроение народа, слышал свою эпоху. Как поэт-гражданин был защитником униженных и обездоленных.
Несмотря на то, что последние семь лет жизни поэта прошли под знаком тяжелой болезни, мотивы скорби встречаются в его поэзии редко. Наоборот, во многих стихах можно почувствовать надежду и веру поэта в лучшее будущее. В этом и заключается его глубочайший гуманизм.
Надежды наши сбудутся, друзья.
Светлеет небо — близится заря.
Придет на нашу землю справедливость
Для миллионов, для таких, как я.
Моя мечта — дожить до этих дней,
Увидеть свет над родиной моей.
Не обмани, последняя надежда,
Свершись, мое желанье, поскорей.
В поэзии Торайгырова мы видим мечту поэта о сильном, свободном, живущем достойно, народе. Его взгляды и поэтический талант оказались удивительно созвучны эпохе, которая требовала от людей общественной активности.
Ты посмотри сюда, мой друг,
Туда-сюда! Туда-сюда!
Измучил наш народ недуг —
Мы спим! И в этом вся беда!
Ты начинаешь славный путь,
Ты постигаешь жизни суть,
Цель у тебя теперь одна:
Спаси страну от власти сна!
В противовес миру, погрязшему в невежестве, во лжи, он выдвигает идеал гражданина, ориентированный на нравственные ценности. Султанмахмут Торайгыров обращается к народу:
Лишь о делах своих печется каждый
Не ведая стыда, их совесть спит…
А где же муж — великий и отважный,
Кто жизнь родному краю посвятит?!
В творчестве Султанмахмута есть целая россыпь лирических стихотворений, посвященных теме природы, любви. Вот отрывок из его стихотворения «Теплый вечер»:
Летний вечер прохладу льет.
Чистый ветер степей — как мед,
И звезда, в небесах мерцая,
Свой далекий привет мне шлет.
А вокруг — аромат цветов,
Шорох трав и шелест листов.
И в тишине обещают счастье
Голоса зеленых лесов.
Другие его лирические творения — «Встреча после разлуки», «Любить», «Летняя печаль», «Летний вечер», «Листья», «Гуляим» отражают нежную, ранимую душу поэта-романтика.
Из его крупных произведений я хочу остановиться на поэме «Жизнь в блужданиях» и романе «Камар-сулу».
Я выделяю эту философскую поэму, потому что там поднимаются животрепещущие вопросы для любого мыслящего человека: какое место занимает человек в мире, в своей социальной среде, в чем его предназначение. Для меня эта поэма — как разговор с самим собой на самые сложные вопросы бытия. Лирический герой произведения в постоянном поиске ответов на вопросы: что от меня зависит? Кто я? Могу ли я что-то изменить? С глубоким волнением я стала знакомиться с мыслями, выводами героя, зная, что в характере персонажа всегда есть что-то от авторской личности.
Поэма состоит из разделов: «Я — ребенок», «Я — жигит», «Зрелость», «Я — старик», «Я — мертв». В начале жизненного пути, в детстве, герой поэмы ощущает себя ангелом со светлой улыбкой. Для него не существует слов «злой», «богатый», «нечестный». Ему присущи только нравственная чистота и светлые мысли. Но герой растет и превращается в молодого человека. В этот период жизни лирический герой задается вопросом:
Чего же в мире этом я хочу?
Всю ночь не спал: куда стремлюсь, лечу?
Гадаю: слава, власть или богатство?
Перебираю, что мне по плечу.
Анализируя жизнь, персонаж поэмы обнаруживает, что счастье несовместимо с богатством, властью, воинской славой и даже с наукой. Герой приходит к выводу:
Но ведь на свете ни один мудрец
Не положил несчастиям конец.
Служа волкам, ученые доныне
Не облегчили участи овец.
В юношеские годы молодой человек полон чистых помыслов, высоких стремлений, и он ставит цель «идти дорогой правды и ума». В зрелости мировоззрение героя меняется не в лучшую сторону. Его одолевают мысли: «Живи себе, пока живется, наслаждайся тихо жизнью. Век скоротечен – жизнь-то коротка». Таким образом, персонаж поэмы отходит от высоких идеалов и его вполне устраивает обыденная жизнь без взлетов, он приходит к решению жить для себя. «Честь, совесть — лишь слова пустые»; суть их в том, чтоб только слабых обмануть, — убеждает он себя и окружающих. К старости он чувствует вину за неправильно прожитую жизнь и глубокое разочарование. Как видим, поэма наполнена глубокими философскими наблюдениями и раздумьями поэта. Мысли автора понятны. Причины несложившейся жизни — приземленные мысли, эгоизм, потакание личным желаниям, отсутствие высоких целей. Подводя итоги, можно сказать, что качество существования зависит от активных действий, усилий человека, которые могут быть как значительными, так и ничтожными. Низкие побуждения ограничивают человека и толкают его во тьму. Заблуждение героя поэмы в том, что он отказался от высоких стремлений и погряз в эгоизме. Служение народу, стране, обществу — единственный путь, по которому нужно идти, — такова основная мысль автора поэмы.
Роман «Камар-сулу» был написан поэтом в 1914 году. В своем произведении автор поднимает тему женской судьбы, протестует против беззакония в защиту женщин-казашек. В образе главной героини Камар отражен национальный женский тип. Ее главные черты — верность, внешняя и внутренняя красота, мудрость, одухотворенность и поэтичность, идущая из глубинных национальных истоков. Роман открывается чудесным описанием внешности Камар:
Как будто нить золотая, тонок ее голосок.
Хрупкая, беззащитная, будто бы стебелек.
Умная не по возрасту, нету такой другой,
С плеч ее льются волосы стремительно как поток.
А очи! Какие очи! Взглянешь — душа замрет,
И речь ее соловьиная слаще, чем горный мед,
Нежная, нежная, нежная, как тонкий запах цветка,
Улыбка ее счастливая за сердце тебя берет.
Камар и ее возлюбленный Ахмет — люди нового времени, активные борцы за свое счастье и любовь, лучшие представители казахского народа. Автор с симпатией показывает нравственную силу и внутреннее величие своих положительных героев. Вместе с тем писатель изобразил недостатки народа в лице баев Нурыма и Оспана. В романе много впечатляющих страниц, описывающих драматические события. Особенно удалось писателю описание сцен прощания возлюбленных и лечения шаманом. Картина лечения героини невежественным лекарем просто потрясает. Автор гневно критикует религиозное суеверие, мракобесие. Прикрываясь именем бога, представители религии творят страшные темные дела.
Роман «Камар-сулу» именуют поэмой в прозе. Его украшают великолепная яркая речь персонажей, стихотворные тексты, красочные эпитеты, сравнения, пословицы. Все это придает произведению национальный колорит. Оно отражает прогрессивные взгляды неравнодушного благородного человека и вдохновляет читателей. Гуманизм писателя проявляется и в том, что читая роман, невольно чувствуешь эмоциональный настрой самого автора: его душевное волнение, сочувствие, искренность, глубину переживаний за своих героев. Я думаю, что роман «Камар-сулу» будет интересен и современному читателю.
Творчество Султанмахмута Торайгырова обогатило казахскую литературу новыми темами, героями, высоким гуманистическим пафосом. И я уверена, что его произведения обретут новых читателей и поклонников.
«Когда рождается поэт, — гласит восточная мудрость, — на небе зажигается звезда».
Султанмахмут Торайгыров родился 29 октября 1893 года в Баян-аульском районе Павлодарской области в семье скотовода. Отец, бедный кочевник, был человеком трудолюбивым, знал грамоту. Мать умерла, когда будущему поэту был всего год. Он полной чашей испил сиротскую долю. Безрадостное детство, полуголодное существование — вот что выпало Султанмахмуту. Грамоте мальчик научился у отца, затем учился у муллы.
Страстная жажда познания гонит его в далекий Баянаул, где он учится в духовной школе — медресе (1908-1910 гг.). В конце 1912 года Султанмахмут приезжает в Троицк, где поступает в мусульманскую школу, самостоятельно изучает основы наук, решает овладеть русским языком, с восторгом читает Пушкина, Лермонтова, Крылова. Новый мир открывается перед его глазами, и он начинает понимать многое, о чем раньше не имел представления.
В июля 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье — он заболевает туберкулезом и едет в аул, обучает детей. Страстное желание учиться мучит его, и он, больной, вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала «Айқап».
Литературная деятельность Торайгырова началась в трудные годы, наступившие после поражения первой русской революции, но он не устает пропагандировать науку и просвещение. Хорошо понимая, как необходимы простым людям знания, Султанмахмут Торайгыров намеревался открыть школу для детей бедняков, собирал средства, разъезжая по богатым аулам. Надежды не осуществились: степные толстосумы отказались помочь юноше в осуществлении его идеи.
После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. Султанмахмут полагает, что наступила заря свободы, и каждый народ сможет зажить самостоятельно и создать свое государство. Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете «Сары-Арка». Горячо подхватывая идеи лидеров «Алаша», он восхищается ими в своих стихах.
Восприятие наследия Торайгырова после его смерти сопровождалось крайним нигилизмом: он же не народный поэт, а «националист», что в те годы было равносильно смертному приговору. К чести для науки был такой ученый, который в тяжелые годы отважился написать книгу о нем «Поэтическое мастерство Султанмахмута» (1949 г.), за которую ее автору Б.Кенжебаеву пришлось перенести немало моральных испытаний.
Султанмахмут Торайгыров умер 21 мая 1920 года в Кызылтауском районе Кокшетауской области.
Гуляим БАЙМУРЗИНА,
директор областной
детской библиотеки
вставка
Я увидать хотел бы мир иной,
Где не у власти человек дурной,
Где люди, обозлясь и пересcорясь,
Друг друга не считают сатаной.
Где б люди не стремились обмануть
Друга друга, где б дышала вольно грудь
Талантливых людей, где пред талантом
Откроется прямой и вольный путь.
Отрывок из поэмы «Жизнь в блужданиях»