ДАВАЙ НА ДВА ЧАСА ЗАБУДЕМ ОБО ВСЕМ…

Давай на два часа забудем обо всем… 2 копия Культура

В четверг завершились гастроли Уральского областного драматического театра им. А.Н. Островского. Тот, кто является заядлым театралом, поймет — для неизбалованного атырауского зрителя — это настоящий праздник. Долгожданный праздник.

Действительно, с наступлением осени поклонники именно Уральского театра находятся в ожидании — ну когда же? Наверное, и трудно не ждать — старейшины театра и не помнят такого времени, чтобы они не приезжали с гастролями к соседям. Так было всегда. И на этот раз ожидания оправдались в полной мере. Театр опять удивил. Современные пьесы уступали место на сцене нестареющей классике, вслед за которой шла колоритная казахская драматургия.


Во время нашей беседы главный режиссер театра Оксана Малуша отметила, что каждая постановка в репертуаре театра уникальна тем, что затрагивает вопросы, актуальные для любого времени. Взять, к примеру, «новинку» — драму «Козы Корпеш и Баян Сулу». Такая внятная, простая и прекрасная история любви, рассказывающая о божественном предназначении людей, рожденных друг для друга. Но в спектакле ярко отражена другая, темная, сторона человека — наши страсти, наши пороки… которые мучают нас и тех, кто рядом. Есть страсть у отца Баян, до того жадного и бессердечного до омерзения, что он готов обменять единственную дочь на табун лошадей, лишь бы сохранить свое благополучие и богатство. И на протяжении всей драмы звучит конский топот, который уже давно вытоптал душу жестокого отца. Завершается эта история трагически — своими страстями люди убили, растоптали красивое чувство — герои умирают.
Или вот — современная пьеса «Конкурс», раскрывающая проблемы сегодняшнего дня. Героини, жительницы небольшого городка, приходят на конкурс, объявленный иностранцами, которые для работы в Сингапуре отбирают «молодых, красивых, незамужних и одиноких девушек». Но возраст участниц не знает границ — приходят и юные барышни, и пенсионерки. И все они, эти несчастные женщины, готовы себя продать, лишь бы выжить. Вытащить на себе своих мужей, вынырнуть из нищеты и беспросветной жизни. Хотя спектакль и заявлен как комедия, но смысл его глубоко драматичен и, к сожалению, актуален.
— Конечно, когда зритель приходит к нам, он хочет отдохнуть. Прийти в зал — и на два часа забыть обо всех проблемах, о плохом, — говорит Оксана Малуша. — Человек создан для любви и добра, но сегодня нам приходится надрываться на работе. Вся наша работа, в принципе, и направлена на то, чтобы ты пришел в зал — и на секунду остановился, заглянул в себя. Нельзя сказать, что театр — это хорошее времяпровождение. Нет, это большой душевный труд. У каждого своя тема, а мы лишь посылаем «телеграммы» в зал. Мы боремся за душу человека, зовем к хорошему и чистому, поэтому необходимо отвечать за то, что происходит на сцене.
Вот она — сцена. Казалось бы, играй, что хочешь и делай на ней, что хочешь. Насколько хватит твоего таланта. Как подчеркивает режиссер, никто не довлеет над тобой, не ограничивает. Однако нельзя забывать о нравственных законах.
— Все, что поперек этим законам — это поперек лично моему восприятию. Я стараюсь отслеживать это везде — в игре артистов, в репертуаре. Это нормальная разумная политика, может, и не приносящая каких-то сверхдоходов. Божественные и нравственные законы должны быть превыше всего. Это и есть искусство. Искусство про то, как тяжело людям быть людьми, — рассказывает она.
Говоря о воспитании и нравственности, разговор зашел о патриотизме. По мнению Оксаны Михайловны, патриотизм тоже начинается с нравственности, с ответственности за то, что происходит с тобой и вокруг тебя.
— Если я утверждаю, к примеру, что я патриот своего театра, это говорит о том, что я ничего не хочу от него взять или украсть. Наоборот, я хочу ему дать что-то. Может, я не так много и могу, но я стремлюсь к этому. Это и есть патриотизм.
Все равно, как ни крути, театр воспитывает. Быть зрителем в театре — не просто пассивно сидеть, смотреть и слушать. Ты подключаешься к тому, что происходит на сцене, ты сопереживаешь. Это не каждому дано. Сюда приходят те, как верно подмечает режиссер, у которых там, в душе, «все работает».
— Детей надо приучать к театру. И наши зрители это делают. Мы показываем добротный материал — Достоевский, Шекспир, Чехов. Мы доказываем, что классика может быть интересной и доступной. Ведь дети сейчас не читают, ушла культура чтения. Мы всегда говорим им: «Не читаете, так хоть смотрите». Даже просто слушать это приятно — чистейшая речь, на которой мы уже давно не разговариваем, так как мы давно перешли на разговор на уровне sms-ок…
И дети смотрят. Смотрят с удовольствием и глубоким вниманием. Об этом можно судить по тишине в зале. И остается надежда, что, придя домой, ребенок возьмет в руки книгу — перечитать, сравнить с тем, что увидел на сцене…
Говоря об этом, главный режиссер Уральского областного драматического театра им. А.Н. Островского Оксана Малуша отмечает, что тишина в зале — высочайшая оценка актерам.
— Для меня тишина в зале — очень большой подарок. Когда зрители ловят каждое слово — это дорогого стоит. Атырауский зритель особен. Благодарный, внимательный и высококультурный. Я вижу людей, которые систематически посещают все спектакли. Это и есть оценка нашей работы, — завершает она.
А атырауские театралы давно уже поставили высокий балл своим любимцам. Сильная театральная труппа давно уже стала родной, актеров знают не только в лицо, но и поименно. Тамара Столярова, Лариса Муха, Марк Ларин, Наталья Копеечкина, Насим Мамедов, Мирослава Шоналова и еще около двух десятков любимых имен…

Найля ОСМАНОВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна