В Казахстане вновь поднимается вопрос о регулировании деятельности блогеров, активных пользователей социальных сетей. В канун профессионального праздника журналистов мы тоже заинтересовались, насколько можно зарегулировать сферу деятельности этой категории граждан, поставить под контроль, направить в нужное русло. Эти и другие вопросы мы адресовали нашему земляку, активному пользователю соцсетей Ануару Жумабаю.
Немного о нашем собеседнике. Ануар Жумабай говорит, что был блогером чуть ранее. Когда активно постил (размещал) свои материалы на казахстанской блог-платформе yvision.kz или ювижн (переводится с английского как «твоё видение») для бесплатного ведения онлайн-дневников.
«Блогеры, – говорит наш собеседник, – это те люди, которые пишут на определенную тематику на определенных блог-платформах. Так заложилось в самом начале, когда в Казахстане блогеры выкладывали свои материалы на «Ювижн», «Керек Инфо». Или писали на своих сайтах. Я и мой друг, начиная с конца 2012 – начала 2013 годов, вели блог об открытии бизнеса. Писал о том, как я запускаю бизнес, что делаю, сколько денег вкладываю. Это было своего рода реалити-шоу». Вначале Ануар был офисным работником, потом решил начать свой бизнес. И открыл книжный магазин «Просто Хобби», где собирались люди: читали книги, проводились разные мероприятия. Со временем формат заведения немного изменился, став книжным кафе. Благодаря этому проекту Ануара признали «Лучшим молодым предпринимателем года».
– Ануар, чем Вас привлекла блогосфера? Что это было для Вас? Может, это форма самовыражения или самопиара?
– В первую очередь, это был очень хороший маркетинг с минимальными затратами донести до большого количества людей свои идеи. Благодаря этому удалось получить займ от нашего пользователя, читателя в размере 1 миллиона тенге. Я тогда понял, что социальные сети – это большая сила. Потом мы вошли во вкус, начали активно писать, заниматься различными социальными проектами. Один из них – Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?». Получили лицензию из Москвы на некоммерческое использование бренда, так как мы искали пути привлечения клиентов в наше книжное кафе. И, получается, мы шестой год играем в эту игру. На сегодня в атырауской лиге 15 команд.
– Помимо коммерческих маркетинговых целей, была ли внутренняя мотивация стать блогером?
– Да, конечно. И в основном это форма самовыражения, 90 процентов мотивации. На сегодня мы реализуем соцпроект «Спикер №7». Он проходит уже четвертый год в одном из ресторанов города.
– В СМИ прозвучала информация о том, что необходимо социальные сети, блогосферу, YouTube ввести в какие-то рамки, проще говоря, контролировать… Высказываются даже мнения и точки зрения о том, чтобы всех активных пользователей соцсетей, блогеров поставить на учет в Министерстве информации. Вплоть до ведения ими отчетности о своей деятельности. Вы допускате такое? Это возможно сделать?
– Это полный абсурд. А как это можно отрегулировать? Конечно, если человек хочет, чтобы его признали блогером в госорганах, то может его зафиксируют как блогера в обмен на приглашения на различные мероприятия и пр. Но наверняка есть множество людей, которые просто пишут и даже не думают, что они блогеры.
– То есть по существу они что-то постят в «Фейсбуке», пишут, высказывают свою точку зрения на события, явления, факты…
– Слово «блогинг» – это значит вести блог. А если ты не ведешь блог, а просто реагируешь на какие-то вещи, то ты просто активный пользователь.
– Как Вы думаете, а Досым Сатпаев – блогер?
– Я думаю, скорее всего да. Его читают не за его реакцию на события, а ждут его политические мысли, высказывания. Ну, например, я математик, а говорю про политику. А люди ждут, прежде всего, мои мысли относительно математики, хотят это услышать. То есть я не эксперт в сфере политики.
– Бытует мнение, что государство, госорганы реагируют, считая, что активные пользователи соцсетей или блогеры могут сформировать отрицательное общественное мнение, могут повести за собой народ.
– Я не думаю, что органы местной исполнительной власти оказывают какое-то давление на пользователей соцсетей. Может, это было и раньше, но в последнее время, что мне нравится, на лидеров общественного мнения не оказывается нажим. Если кто-то выражает негатив, то с ним стараются наладить диалог, в плане того, что зовут к себе, общаются с ним.
– Можно ли отнести блогинг к СМИ?
– Вопрос щепетильный. Да, у него есть масса подписчиков, но он же не виноват в этом. А что ему делать? Удалять их? Вопрос остается открытым.
– Работу газеты можно приостановить, сайт блокировать, у радио и телевидения отозвать лицензию. То есть вы считаете, что технически невозможно регулировать деятельность блогеров или пользователей соцсетей?
– Никакая страна этого не добилась, кроме Китая, запретившая «Фейсбук»…
– Из нашей беседы я понял, что блогер – это свободномыслящий человек, пищущий свободно на любые темы…
– И, что немаловажно, которому люди доверяют. У него есть своя аудитория, среди них идет бурное обсуждение, просто надо не выходить за рамки, уважать личности других людей, их мнения.
– Спасибо за интервью, Ануар! Думаю, наши читатели получили из нашей беседы определенные представления о роли блогерства в современной действительности.
Тимур КАЗИЕВ