Академический — значит лучший

mape Культура

Большая честь — выступить перед искушенными зрителями культурной столицы страны. И такой чести удостоился Академический Казахский драматический театр имени Махамбета, представивший алматинским зрителям исторический эпос «Сүйінбай» Ирана-Гайыпа, драмы «Мәнгүрт», «Бетбе бет» Шынгыса Айтматова, комедию «Келін» ЕсенжолаДомбаева, сказку «Маугли» Киплинга.

Атырауская труппа доказала, что не зря носит почетное звание «Академический театр», который присваивается лучшим художественным коллективам за вклад в развитие театрального искусства Казахстана. Это отметили представители Министерства культуры и спорта, Ассоциация театров. В труппе сложилось единство взаимоотношений актеров и режиссеров, композиторов и художников, балетмейстеров и драматургов. Вспомним пьесы атырауского драматурга РахымжанаОтарбаева («Султан Бейбарыс», «Жәңгір хан», «Сырым батыр», «Әмре», «Нарком Жургенов», «Фариза мен Мұқағали», «МұстафаШоқай», «Ғасырқасіреті», «Астағыпыралла», «Гиппократ анты», «Двойник», «Тағдыр», «Нашақоржайлы новелла», «Жаңғырақ», «Көлеңкесізжолауышы», «Әбутәліпәпенді», «Ұйық», «Ңұржауғанғұмыр», «Бас»). Его спектакли известны театрам страны и мира. Академический театр драмы имени Махамбета Утемисова дает повод для хороших раздумий: незауряден талант актеров, налажена и отточена режиссерская система, оказывающая большое влияние на развитие актерского мастерства; богат репертуар театра. Акимат, обеспечивающий жильем приезжих актеров, создает благоприятные условия.

Заслуженный деятель РК Мурат Ахманов, художник по костюмам Гульмаржан Махамбет, отличник культуры РК, композитор БауржанАктаев, художник Тимур Коесов, балетмейстер АнарЕсенгалиева поставили такой уникальный, неповторимый исторический эпос «Сүйнбай» Ирана-Гайыпа. Масштабно сценографическое решение: роскошны национальные костюмы киргизов и казахов, их быт, нравы, обычаи, артисты играют на комузе и домбре, интересны танцы, словом, высок путь импровизации, использования народных образов.

Реалистичен айтыс киргизского акына Катагана (артист АсхатМусагалиев), казахского сказителя Суюнбая (артист НурбекСъезхан). Спектакль глубоко отразил историю, традицию, быт и нравы казахов и киргизов. Драма проникнута пафосом борьбы и верой в нерушимую дружбу двух народов. Казах Суюнбай  и киргиз Катаган считают себя заступниками народа, гневно обличают бесправие и произвол, защищают обездоленных. Артисты-махамбетовцыСабитКожабеков, ЕржанЖуматов, ЖомартбекЖасталапов, Архат Мухамажитов отличаются актерским эмоциональным внутренним накалом, выразительностью языка, яркой образностью. Великий казахский акын-жырау, признанный мастер слова Суюнбай, играя на домбре, жестко, хлестко раскрывает обман и ложь, выражая сочувствие страданиям народа.

Режиссер-постановщик ГульназКамысбаева в драме «Мәнгүрт» Ш. Айтматова по-иному показала подавление, насилие личности, массовый террор, удушающую атмосферу страха, подозрительности, доносов, отречения от родных и близких. Манкурты — мерзкие злодеи, жестокие варвары, готовые убить любого, снять голову, разрушить и раскромсать.

Смешной, трусливый Сабитжан с неприязненным, греховным лицом (артист НурханСъезхан) — мангурт, даже боится говорить на родном языке. Он лебезит перед начальником караульной службы Тансыкбаевым (артист ЕржанЖуматов). Лейтенант Тансыкбаев — символический собирательный образ современного Хозяина, готового унизить свой народ, к примеру, участника Великой Отечественной войны, ветерана труда, настойчивого путевого рабочего ЕдигеЖангельдина (артист БакытжанОтегалиев). Главная идея постановки «Манкурт» Ш. Айтматова — уход из былого в небылое, тяжкие беды и прискорбные невзгоды, манкуртство людей.

Режиссер-постановщик ГульназКамысбаева мастерски, символически тонко показала исполнительную, усердную, слепо выполняющую повеления дерзкого Хозяина ватагу манкуртов. Примечателен финал спектакля: великая Найман-ана (артистка Айнагул Мухтарова) с мольбой и страхом кричит: «Не стреляй в меня, сынок!»… Манкурт перешагивает мертвое тело матери. На сцене царит безмерная, зловещая тишина. Надо заметить, во время спектакля играет живая музыка. Фольклорный ансамбль «Сармат» (артисты БауржанАктаев, Айгерим Набиева, ЗейнурНурай, СерикЗакария) поразил завороженных зрителей природой музыки: грусть и печаль, сила духа и страх, любовь и страдание.

В финале драмы «Манкурт» отрешенные, безликие, усталые люди объединяются, сдержанно воспринимают новый дух единства и борьбы.

Драма «Бетпе бет» («Лицом к лицу») Ш. Айтматова (режиссер МукангалиТоманов, художник Темирбек Мухтаров) поставлена актуально и остро. Пьеса сочетает в себе психологический портрет людей, обожженных войной.

Артист МырзабекМакулов сыграл роль изможденного, больного Исмаила мастерски правдиво, тонко, своеобразно показал семейную трагедию, внутренний мир солдата-беглеца.

Реалистично показан трудовой тыл, желанные треугольники писем, горе и слезы киргизских матерей, забывающих в аулах про голод и усталость. Зрители видят, как людей охватывает страх, боль, когда худощавый почтальон-старик Курман (артист КабдолКуйкенов) доставляет им похоронки.

Художник Темирбек Мухтаров профессионально, мастерски оформил сцену: саманные домики, проточная журчащая вода в арыке, светящиеся иззубренные вершины снежного хребта.

Стойкая Сейде — чабанская дочь, жена дезертира Исмаила счастлива, что муж живой, невредимый. Однако побег мужа с фронта Сейде старается не замечать. Она восклицает: «Пусть он дезертир, пусть! Мой муж говорит: «Каждому своя жизнь дорога, а в эту войну только тот и уцелеет, кто сам позаботится о своей голове». Не мне его учить, значит, так надо, ему виднее, разве стану я собственными руками отрывать его от себя?»

Страстный монолог артиста МырзабекаМакулова (Исмаил) заставил зрителей замереть: «Будь что будет, но под пулю не пойду. Хоть день, да мой — у себя, дома. Что мне делать там, на фронте, где-то на краю света? Отцы-деды и во сне не видали тех краев. Кому как, а мне никакой нужды в этом нет, я не жалею. А если бы пошел, что изменится? Один я врага не одолею, и без меня обойдутся».

Режиссер ГульназКамысбаева поставила спектакль о жизни человеческого детеныша Маугли среди зверей. «Маугли» английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга в репертуаре Атырауского Академического театра занимает особое место. Балетмейстер ГульназБахарова, лауреат Международного фестиваля мюзиклов оживила сказку слаженными танцами «ползком». Синхронный ритм своеобразных движений ошеломил юных зрителей. Сказочный животный мир джунглей любопытен, занимателен.

Сценография (художник-постановщик Тимур Коесов) богата, в воздухе летают взбалмошные обезьяны, бьют синхронно в барабаны, игривые волчата-друзья Маугли (артисты АйгеримАбугалиев, ГульнурКайырлиева, Архат Мухамажитов, ТурсунгулАмангалиева, Динара Далибаева, МейрамгулШапиева, АкмаралНсанбаева) верят и думают, дружат и защищают. Артисты-махамбетовцы пластичны, их движения отточены, гибки и ритмичны.

Постановка «Маугли» — экзотична, события и персонажи окутаны романтической, стремительной дымкой. Герои сказки властный Ата бори (артист АсхатМусагалиев), мудрая Ана бори – Ракша (артистка МеруертТанашева) защищают законы своей стаи. Зол, жесток, назойлив свирепый Шерхан (артист БекетЗинуллин), преследующий Маугли (артист КуандыкАсан). Завистливы, хитроумны, коварные шакалы-лизоблюды (артистки ГульбаршинАйткалиева, ГульданаКошербаева).

Камысбаевские сценические размышления о Маугли актуальны, современны: что вынуждает матерей бросать детей, почему порой зло в цене, а добро в опале, как жить волчьей стае и остаться Человеком.

Аманжол КУРГАНБАЕВ,

член Союза театральных деятелей Казахстана, корреспондент журнала «Театр KZ”

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна