ИнтервьюОбразование

ШАГИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО КАРТЕ

В рамках реализации Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии «Nur Otan» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» в сфере образования Атырауской области реализуется ряд проектов.

О том, как идет реализация государственной политики по обеспечению защиты прав и интересов детей, улучшению качества образования, созданию благоприятных условий для обучающихся, рассказал «ПК» руководитель управления образования Атырауской области Саткан ЕСЕНГАЛИЕВ.

О ДЕТСКИХ САДАХ И ШКОЛАХ

— Саткан Ибраевич, давайте начнем с самых маленьких жителей нашего региона. Сколько дошкольных организаций на сегодняшний день функционирует в области, и что делается, чтобы сократить число очередей в детский сад?

— В Атырауской области работают 331 организация дошкольного образования: 206 детских садов, 125 мини-центров, из них 264 государственных организаций дошкольного образования (150 детских садов, 114 мини-центров) и 67 частных, из которых 56 — детские сады и 11 мини-центры. Можно сказать, что дети от 3-х до 6-и лет сто процентов охвачены дошкольным образованием. Что же касается детей от 2-х до 6-и лет, то охват составляет 84,2 процента, кроме того, в области свыше 17-и тысяч детей стоят в очереди в детские сады. Несмотря на то, что сеть организаций дошкольного образования увеличивается с каждым годом, потребность в получении мест в детских садах не уменьшается. Нужно отметить, что за последние 3 года сеть дошкольных организаций составила 331 единицу, т.е. возросло на 13 единиц, и сокращение дефицита мест в организациях дошкольного образования осуществляется за счет увеличения сети, в том числе и организаций частной формы. Самая высокая потребность мест наблюдается в городе Атырау. Также в этом году завершено строительство еще 2-х детских садов. Этот вопрос в регионе решается.

— В нашей области уже не первый год поднимается вопрос и об аварийных и трехсменных школах. Что делается по ликвидации этой проблемы?

— Для решения этого вопроса, в области разработан комплексный план на 2020-2025 годы. На сегодняшний день в области зарегистрировано 4 аварийных и 11 трехсменных школ. В целях решения проблемы аварийных школ ведется строительство 3-х новых, и 1 школа взамен аварийной средней школы №1 имени М.Жумабаева строится за счет инвестиций ТОО «Тенгизшевройл» по программе «Игілік». Надеюсь, с завершением строительства запланированных объектов вопрос аварийных школ в регионе будет решен. Что касается трехсменного обучения, то оно наблюдается только в городе Атырау, и основными причинами являются демографический рост населения города, миграция и нехватка педагогов, особенно преподающих в русскоязычных классах. Также рост численности населения в сельских округах тоже приводит к увеличению числа школьников, и как следствие к обучению в три смены. Сейчас в городе Атырау ведется строительство 5 школ общей проектной мощностью 3000 мест: на 300 мест в селе Жанаталап, на 1200 мест в мкр. Береке, на 600 мест — в селе Балауса, на 600 мест — в селе Акжар-2 и на 300 мест в селе Дамба. Кроме того, в рамках мероприятий, приуроченных к 30-летию Независимости Республики Казахстан, в микрорайоне Береке будет введена в эксплуатацию школа на 1200 мест, что частично решит вопрос трехсменных школ №22, №24 города Атырау.

— А какие строительные работы ведутся в рамках государственно-частного партнерства?

— В рамках государственно-частного партнерства реализуются проекты по строительству и вводу в эксплуатацию школ на 2 000 мест в микрорайоне Нурсая и на 2 000 мест в микрорайоне Сарыарка. На сегодняшний день они проходят согласование экспертиз в подразделениях областного акимата, и с начала 2022 года начнутся строительные работы. При вводе в эксплуатацию данных школ планируется решить вопрос дефицита в средних школах №2 и №15 города Атырау. Что касется школ на 600 мест в селе Таскала-2, в микрорайоне Жулдыз-3, в селе Еркинкала-2, то начало их строительства запланировано на 2023 год. С вводом в эксплуатацию этих школ будет решена проблема трехсменного обучения в школах имени Т.Амандосова, СШ №39 и Еркинкалинской средней школе. В целом, в соответствии с мероприятиями, направленными на реализацию предвыборной программы партии «Nur Otan» и согласно инициативе Президента страны в рамках «1000 школ», в период с 2021 по 2025 годы по Атырауской области совместно с финансовым центром МОН запланировано строительство 48 школ: в 2021 году — 4 школ, в 2022 году — 18 школ, в 2023 году — 12 школ, в 2024 году — 9 школ, в 2025 году — 5 школ. По итогам реализации данных проектов будет создано более 20 тысяч ученических мест. Таким образом, в соответствии с планом мероприятий на ближайшие пять лет по области планируется решить вопросы по дефициту мест в школах города и созданию благоприятных условий для обучения учащихся.

— Строительство новых школ – это хорошо. Но есть и старые, которые требуют обновления, особенно в сельских местностях…

— По этому поводу могу сказать, что до 2025 года планируется провести модернизацию 128 школ, расположенных в сельской местности и населенных пунктах Атырауской области. В частности, на сегодняшний день ведется активная работа по модернизации 28 школ: 1 – в городе Атырау, 4 – в Исатайском районе, 2 школы в Жылыойском районе, 4 – в Индерском, 5 – в Курмангазинском, 3 – в Кызылкогинском, 4 – в Макатском и 5 школ – в Махамбетском районе. В последующие годы, вплоть до 2025-го будут модернизироваться по 25 школ в год. Также проведены текущие ремонты, обновлены столовые и библиотеки, оснащены предметные кабинеты, приобретена литература, работы по обеспечению систем безопасности и созданию условий для инклюзивного образования и др. Например, в рамках модернизации в средней школе им. Ю.Гагарина Исатайского района ведется капитальный ремонт, в 22-х сельских школах проведен текущий ремонт. В шести школах области поставляются предметные кабинеты. Основная задача данного аспекта программы – оснащение малых школ кабинетами новой модификации, в т.ч. кабинетами физики, химии, биологии. В 12-и сельских школах обновлена школьная мебель. Пополнен библиотечный фонд и приобретены художественная и методическая учебная литература и укреплена материально-техническая база 28 школ. Также во всех школах для обеспечения безопасности в организациях образования в рамках модернизации выделены средства на приобретение турникетов. Кроме того, в области из 199 школ 197 подключены к широкополосной сети интернет. Только две школы, находящиеся при исправительных учреждениях, остаются без всемирной паутины.

СТИРАНИЕ ГРАНИЦ

— Глава государства Қасым-Жомарт Токаев отметил о сокращении разрыва между сельскими и городскими школами, а также поддержке талантливых, одаренных учащихся, в том числе сельских детей. Что делается в этом направлении?

— Да, в целях повышения качества образования области совместно с Правлением АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» разработана «Программа «Дорожная карта развития образования на 2021-2023 годы в Атырауской области». Основные задачи Дорожной карты — создание благоприятной и безопасной среды обучения; ориентирование на высокие результаты учащихся в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS, повышение квалификации педагогов, подготовка резерва руководящих кадров, сокращение разрыва в качестве образования в городских и сельских школах, совершенствование дополнительного образования. И для того чтобы выявить и поддержать одаренных детей, в том числе в сельской местности с предоставлением возможности для обучения в специализированных школах, в городе Атырау открыта школа-лицей-интернат «Зияткер» для учащихся старших классов, в которой учебно-воспитательный процесс опирается на лучшие международные опыты. Также наши ученики принимают участие в различных олипиадах «Мын бала», конкурсах «Медали Елбасы», и могу сказать, довольно успешно. Кроме того, в рамках Дорожной карты было проведено комплексное обследование 50 школ области, в результате которого выявлены проблемы обучения в сельских и городских школах, уточнены направления мероприятий. И один из основных приоритетов, предусмотренных в Дорожной карте, — это менеджмент в сфере образования, высокий уровень профессиональной подготовки педагогов. В связи с этим, на сегодняшний день 40 педагогов, прошедшие специальный отбор, повышают квалификацию по современному менеджменту. Формируется кадровый резерв руководителей организаций образования. Около 12 тысяч учителей области проходят различные курсы по формированию навыков, необходимых обучающимся. Также в рамках проекта «Благополучие учащихся» 16 школ охвачены программой «Крепкая семья», предусматривающая создание безопасной среды, укрепление взаимоотношений родителей и детей. На данный момент в области повышается потребность и в дополнительном образовании. В этом году охват организациями доп.образования составляет 75 157 детей. Особое внимание уделяется развитию творческих направлений в музыкальных и художественных школах, в станциях техников и туристов при Центрах школьников. И для удобства родителей, услуга по приему документов в организации дополнительного образования автоматизирована: родители, пользуясь личным ЭЦП, на портале e-gyzmetter.kz могут сами получить сведения об организациях дополнительного образования области. В целом можно сказать, что в 2020-2021 учебном году в области в 199-и школах обучается 137 747 учащихся. Сеть общеобразовательных организаций в сельской местности составляет 128 объектов, из них 12 – начальные школы, 109 – средние и 7 – основные.

БОЛЬНОЙ ВОПРОС

— В Атырау приоритетным вопросом остается дефицит учителей.

— На данный момент в 2020-2021 учебном году в организациях образования работают 11 537 педагогических работников. В основном, в области наблюдается проблема нехватки учителей русского языка в казахских классах и учителей основных предметов в русских классах школ со смешаным обучением. Для решения данной проблемы и обеспечения школ квалифицированными кадрами за последние 5 лет из местного бюджета выделено 566 образовательных грантов на подготовку необходимых специалистов. И первые выпускники, обучившиеся по выделенным грантам, в нынешнем году уже пополнили педколлективы в школах. Думаю в течение ближайших 5 лет мы закроем этот этот вопрос.

— Недавно нашу область с рабочим визитом по партийной линии посетила республиканская мониторинговая группа, курирующая инклюзивное образование в регионе. Расскажите немного об этом.

— Да, мы вместе объезжали интернаты, школы. Для справки могу проинформировать, что в области инклюзивное обучение получают 1 064 ребенка с особыми потребностями в 157-и школах. Также в 150-и детских садах воспитываются и обучаются по инклюзивному образованию 177 детей, в 129 мини-центрах и предшкольных классах – 29 детей. В общеобразовательных школах области для создания условий детям с особенными потребностями в образовании по инициативе неправительственных организаций открыты 11 кабинетов, где работают 52 специальных педагога и обучаются 72 ребенка. Также принимаются меры по укреплению материально-технической базы по созданию условий для инклюзии. Что касается специализированных интернатов, то дети-инвалиды живут в хороших условиях. Там работают добрые и отзывчивые педагоги, нянечки, психологи. Это большая помощь и родителям, имеющим особенных детей. Этим вопросам уделяется большое внимание от государства и от местных исполнительных органов.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button