Город

СТАБИЛЬНОСТЬИ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО -ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯВ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

В ХОДЕ ТРУДОВОГО ФОРУМА СОСТОЯЛОСЬ ПОДПИСАНИЕ МЕМОРАНДУМА О ВЗАИМНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВАМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЙ НАПРАВЛЕН НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА, СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОМУ СОГЛАСИЮ В ОТРАСЛЯХ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ИНТЕРЕСОВ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА. А ТАКЖЕ БЫЛО ПРИНЯТО ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ТРУДОВОГО ФОРУМА КО ВСЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ, РАБОТОДАТЕЛЯМ И РАБОТНИКАМ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. В РАБОТЕ ФОРУМА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГУЛЬШАРА АБДЫКАЛИКОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ АКИМА АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ СЕРИК АМАНГАЛИЕВ.
Открывая работу форума, Гульшара Абдыкаликова выразила благодарность акимату области и социальным партнерам за организацию и участие в Форуме, призвав обсудить достаточно большой комплекс вопросов, который необходимо решить в новых условиях индустриального обновления Казахстана. Среди них — совершенствование системы управления рисками, исключение нарушений трудовых прав, безопасность и охрана труда, повышение качества трудовых ресурсов, разработка и внедрение современной национальной системы квалификаций.
В своем докладе министр сделала акцент на том, что одним из основных приоритетов в деятельности правительства было и остается проведение взвешенной стратегии трудовой политики, способствующей объединению усилий социальных партнеров, и согласованность их действий. Система предупреждения социальных конфликтов, проведения консультаций и переговоров недостаточно эффективна. Генеральным соглашением между правительством, республиканскими объединениями работников и работодателей на 2009-2011 годы установлены общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне, действуют республиканская, отраслевые и региональные трехсторонние комиссии.
Особое внимание должно быть уделено взаимодействию сторон на отраслевом уровне. Многие вопросы, касающиеся трудовых отношений, оплаты труда, времени труда и отдыха, должны решаться на отраслевом уровне, как это делается в развитых странах, имеющих многолетние традиции социального партнерства.
Достойный труд – это, в первую очередь, безопасный труд, но мы все еще далеки от достижения этой цели. Ежегодно в Казахстане порядка 400 мужчин и женщин гибнут в результате несчастных случаев, которые приводят к значительным экономическим потерям.
При этом высокий уровень производственного травматизма имеет место и на предприятиях горно-металлургического комплекса и нефтегазового сектора.
Есть сложности применения отдельных норм Трудового кодекса, прежде всего это относится к практике найма и увольнения работников. Поэтому правительством совместно с социальными партнерами принято решение продолжить совершенствование трудового законодательства.
В настоящее время на рынке труда сохраняются несбалансированность спроса и предложения, низкая трудовая мобильность населения, низкая конкурентоспособность на рынке труда.
Все это способствует бедности и социальной неустойчивости, препятствует развитию трудовых ресурсов, росту эффективности и конкурентоспособности экономики, а потому требует неотложного решения, как со стороны правительства, так и социальных партнеров.
Для обеспечения высокого качества кадров нужно организовать опережающее обучение персонала, постоянное обновление знаний и умений на протяжении всей жизни. Развивать трехзвенную систему подготовки и переподготовки кадров в учреждениях образования; на производстве (внутрифирменная подготовка); обучение и переобучение уполномоченными органами занятости.
Установить обязательную взаимосвязь производственных предприятий непосредственно с системой профессионально-технического образования за счет внедрения Национальной квалификационной системы, Профессиональных стандартов (набора квалификационных требований работодателей к работникам). Появилась необходимость внесения дополнений в наименования и содержание профессий и их количество, квалификационные требованиях к ним, что практически сложно осуществить в рамках существующих документов и методологии их формирования.
В таких условиях Казахстан, следуя опыту европейских и других стран, должен разработать профессиональные стандарты, адекватно отражающие потребности рынка и сферы образования.
Формирование национальной системы квалификаций потребует серьезных изменений в законодательстве об образовании и труде.
С приветственным словом к участникам Форума обратился заместитель акима области Серик Амангалиев. От имени акима области Бергея Рыскалиева он пожелал плодотворной работы и успехов на трудовом поприще. Основными причинами трудовых конфликтов заместитель акима области назвал наиболее часто встречающиеся неблагоприятные условия труда, несовершенную систему оплаты труда, неритмичность работы, несоответствие прав и обязанностей, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины. А вот типичными ошибками работодателя, ведущими к конфликтам, являются нарушения трудового законодательства, служебной этики, несправедливая оценка вклада подчиненных в общее дело.
-В ряде иностранных компаний вопросы трудовых отношений регулируются не нормами трудового законодательства, а политикой компании, которая зачастую противоречит нормам трудового права. Пользуясь недостаточным объемом знаний в области регулирования трудовых отношений наемных работников, трудовые договора оформляются так, как считает выгодным для себя работодатель. В текущем году госинспекторами были выявлены факты дискриминации казахстанских работников в части оплаты труда, когда была установлена значительная разница в оплате между иностранными и казахстанскими работниками в компаниях «Экссон Мобил Казахстан», «Делойт ТСФ», «Аджип ККО», «Саренс», «Ескерт Кызмет Ратлендж», «Петролеум Фасилитис» и в компании «Бейкер Хьюз». Как показала проверка, казахстанским работникам, выполняющим одинаковую по уровню квалификации и сложности работу с иностранными специалистами, заработная плата выплачивалась в два-три и более раза ниже, чем иностранным специалистам. В ТОО «Пони экспресс» искусственно разделили ранее установленные должностные оклады работников на две части и назвали свою систему оплаты труда «50 на 50», при которой вторую часть (50%) своего оклада работники могут получить только при условии набора определенного количества баллов за выполнение производственных показателей. Причем ввели эту «систему» оплаты труда с нарушением порядка и процедур для изменения условий труда, предусмотренных Трудовым кодексом. Во многих предприятиях частного сектора экономики, и особенно в компаниях с иностранным участием отсутствуют коллективные договора, а там где они и имеются, носят формальный характер. Именно здесь, на отраслевом, региональном уровне и на уровне предприятия профсоюзы должны играть решающую роль в развитии цивилизованных трудовых отношений.
Определенная работа в этом направлении ведется в Атырауской области. В апреле 2009 года акимом области было проведено расширенное совещание с руководителями крупных компаний, а также подрядных организаций филиала компании «Аджип ККО» по вопросу заключения коллективных договоров и создания профсоюзных организаций. В результате по области создано 38 новых первичных профсоюзных организаций, объединивших 5294 члена профсоюза, заключены 2058 коллективных договоров. В целях защиты прав граждан при увольнениях и сокращениях рабочих мест в области продолжается работа по подписанию меморандумов о взаимном сотрудничестве по вопросам стабилизации производственных процессов и обеспечению трудовых прав и гарантий работников между областным, городским и районными акиматами, профсоюзами и руководителями предприятий. По области 765 компаний и их профсоюзные организации (представители работников) подписали Меморандумы по обеспечению трудовых прав и гарантий работников. Исполнительными органами постоянно проводится мониторинг по их выполнению. В завершение своего выступления Серик Калешевич отметил, что большинства социально-трудовых конфликтов можно было бы избежать, если бы со своей стороны работодатели были поактивнее и проявляли бы большую принципиальность в своей основной защитной функции – целенаправленной правовой деятельности по урегулированию трудовых отношений, понимали и принимали социальную ответственность бизнеса за социально-экономическое развитие и стабильность своих трудовых коллективов.
На социальном партнерстве и социальной ответственности бизнеса остановился председатель профсоюза работников нефтегазового комплекса РК Т.Кабдулов. Он сообщил, что из 58 объединяемых «Казнефтегазпрофсоюзом» организаций коллективные договора действуют в 96,6%, благодаря чему на многих предприятиях отрасли за пять прошедших лет неоднократно повышалась заработная плата. Несмотря на влияние мирового экономического кризиса, ежегодный социальный пакет одного работника составляет от 380 до 800 тысяч тенге. При этом он считает необходимым совершенствовать законодательные нормы, регулирующие коллективно-договорной процесс.
-Решить общие для отрасли проблемы можно, только определив единые подходы к условиям продажи наемными работниками своего труда, предоставления им определенных условий для работы и других социальных благ, что в мировой практике делается через Отраслевые (тарифные) соглашения. Причем пункты коллективных договоров и тем более Отраслевого соглашения не должны повторять Трудовой кодекс, в котором государство определило минимальные социальные гарантии работникам. И призвал подписать меморандум о принятии Отраслевого соглашения.
Эту мысль продолжил председатель Федерации профсоюзов Республики Казахстан С.Мукашев, обративший внимание на то, что механическое перенесение норм Трудового кодекса в отраслевые соглашения никому не нужно. Он внес предложение проработать все детали, которые по каким-либо причинам вызывают разногласия с тем, чтобы до конца нынешнего года заключить отраслевые соглашения в нефтегазовой и металлургической отраслях.
-Откровенная дискриминация казахстанских работников, которые за равный труд получают значительно меньшую заработную плату, чем иностранные специалисты, продолжается. К примеру, на СП «Куат Амлон Мунай» в Кызылординской области зарплата иностранного специалиста составила 2 млн тенге, в то время как местный работник за такую же работу получал 177 тысяч тенге. Такое же положение и на других предприятиях нефтегазового комплекса, где уровень зарплаты иностранных работников и местного персонала разнятся в 5-10 раз. За годы деятельности предприятия можно было подготовить достаточное число казахстанских специалистов даже самой высокой квалификации на этих и других предприятиях.
Как было уже отмечено, идея проведения данного форума возникла от необходимости решения проблем, накопившихся в нефтегазовом комплексе и горно-металлургической отрасли. Поэтому достаточно четко председатель профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности А.Нуралин обозначил болевые точки.
-Труд работников горно-металлургической промышленности отличается тяжестью, вредностью и опасностью. Количество травмированных в данной отрасли составляет до 400 случаев в год, в том числе со смертельным исходом – до 50 случаев. Количество профессиональных больных в отрасли составляет более 70 процентов от всего количества работников, получивших профессиональное заболевание в стране. И мы никак не можем согласиться с тем размером заработной платы, который сложился на сегодня. По данным Агентства РК по статистике – 90 тысяч тенге, а по нашим данным – 75 тысяч тенге в месяц. А ведь наша отрасль после нефтегазовой является базовой в плане насыщения ВВП страны. Объемы производства постепенно возвращаются на прежний уровень: мировые цены на металлопродукцию вот-вот достигнут уровня 2007 года – самого благополучного в этом отношении. Благодаря дальновидной антикризисной политике руководства страны и работодателей сохранен кадровый потенциал. То есть имеются все основания вернуться к главному проблемному вопросу любого наемного работника любой отрасли – заработной плате, причем соответствующей реалиям сегодняшнего дня.
Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Н. Радостовец обозначил Государственную программу Форсированного индустриально-инновационного развития реальным прорывным планом, который при слаженном взаимодействии правительства и бизнеса позволит горно-металлургическому комплексу достигнуть поставленной Главой государства цели – удвоения экспорта продукции к 2015 году.
Сегодня в рамках Государственной программы форсированного индустриального развития в ГМК реализуются 26 инновационных проектов общей стоимостью 1,6 трлн тенге, с потенциалом создания 12 тыс. рабочих мест.
На этом Форуме не был обойден и вопрос о неудовлетворительном положении с охраной труда, что во многом обусловлено незаинтересованностью работодателей внедрять новые безопасные технологии, современные системы контроля, осуществлять модернизацию оборудования и механизмов. Поэтому в сложившихся условиях назрела необходимость совершенствовать в целом законодательство.
А работодатели должны создавать необходимые условия для безопасного труда, т.е. свести к минимуму причины опасностей, свойственных производственной среде. Тогда они будут нести меньшие потери при наступлении страхового случая.
Эффекту социальных инвестиций было посвящено выступление Т.Миллера, генерального директора ТОО «Тенгизшевройл», золотого призера номинации «Лучший коллективный договор» 2009 года конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз». О международных стандартах, оценках рисков и социальном партнерстве был доклад национального координатора МОТ в РК Талгата Омиржанова. Важность взаимодействия работодателей и профсоюзов в обеспечении экономического развития Казахстана была отмечена председателем Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» А.Перуашевым.
Очень полезной, насыщенной интересным опытом социального партнерства стала дискуссия «Развитие социального диалога, коллективные переговоры и соглашения – как фактор стабильности и предупреждения конфликтов» по докладам.
И вот торжественное подписание Меморандума о взаимном сотрудничестве между министерствами, объединениями работников и работодателей. Меморандум подписали министр труда и социальной защиты населения Гульшара Абдыкаликова, председатель Федерации профсоюзов РК Сиязбек Мукашев, председатель правления Национальной экономической палаты «Союз Атамекен» Азат Перуашев, исполнительный директор Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZ ENERGY» Алиакпар Матишев, исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, председатель комитета министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан Амангельды Таспихов, председатель профсоюза трудящихся горно-металлургической промышленности Асылбек Нуралин, от министерства образования и науки — Кадырбек Борибеков, вице-министр нефти и газа РК Асет Магауов, председатель профсоюза работников нефтегазового комплекса Тлеккабыл Кабдулов.
Участниками Форума принято обращение ко всем государственным органам, работодателям и работникам нефтегазового сектора и горно-металлургического комплекса с призывом активно включиться в процесс укрепления социального диалога, развития социально-трудовых и активизации трех- и двухсторонних отношений на уровне отраслей, регионов, участия организаций в общереспубликанской акции «Заключите коллективный договор!» и республиканском конкурсе по социальной ответственности бизнеса «Парыз».

Вчера во второй половине дня министр труда и социальной защиты РК Гульшара Абдыкаликова побывала на заводе «Болашак», где компания «Аджип ККО» завершает сооружение установки по комплексной подготовке кашаганской нефти.
Основной целью этого посещения стало ознакомление с ситуацией вокруг начавшегося процесса высвобождения казахстанских рабочих и специалистов в связи с окончанием работ как на морском участке проекта, так и на наземном.
Как проинформировал заместитель управляющего директора компании «Аджип ККО» Балтабай Куанышев, на сегодняшний день первая фаза опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган готова уже на 86 процентов. В том числе подготовлены и законсервированы 16 морских скважин для добычи нефти.
Но в завершение проекта, как у медали, есть лицевая и оборотная сторона. Естественно, постепенное приближение дня, когда Казахстан получит морскую нефть, а значит и дополнительные доходы в бюджет, не может не радовать. Срок добычи первой коммерческой нефти несколько раз переносился, и оттягивать его дальше уже невозможно. Поэтому наше правительство поставило перед иностранными компаниями жёсткие условия: или начинаете добывать нефть, или Казахстан не будет компенсировать затраты по проекту.
Не совсем приятно то, что в связи с завершением одного из самых масштабных проектов, реализуемых в стране, масса людей будет высвобождена. Иными словами, потеряет хорошо оплачиваемую работу.
Этот неприятный процесс уже начался. С начала текущего года и по 1 октября из проекта было высвобождено 9002 казахстанца. Из них 4675 человек – это жители Атырауской области.
Но, как было отмечено на встрече, процесс этот прошёл достаточно безболезненно. В первую очередь благодаря тому, что местные исполнительные власти заблаговременно начали готовиться к высвобождению рабочих с Карабатана. Часть людей удалось трудоустроить в другие проекты, часть квалифицированных рабочих самостоятельно нашли себе работу.
-Мы работали в тесном контакте с акиматом, вопрос с трудоустройством людей постоянно находился на контроле у акима области Бергея Рыскалиева. Вёлся диалог как между акиматом и «Аджип ККО», так и между акиматом и подрядными компаниями, — проинформировал Б.Куанышев.
Но самое сложное ещё впереди.
-Основные сокращения в подрядных и субподрядных компаниях «Аджип ККО», занятых в проекте, начнутся в 2011 году. В итоге до конца следующего года должно быть высвобождено 19 тысяч человек, из которых 18 тысяч человек – это казахстанские рабочие и специалисты, — говорит Б.Куанышев.
Он проинформировал министра, что в этом году в «Аджип ККО» переквалификацию прошли 1770 человек. На обучение в рамках специальных проектов за несколько лет было выделено 100 миллионов долларов. В итоге 700 человек прошли специальное обучение, ещё 198 продолжают учиться. Это уже идёт подготовка к работе на морских островах, на заводе «Болашак». Все выпускники учебного центра направляются на год–полтора в Италию, Францию на стажировку. Так что они наберутся и нужного опыта.
Но, разумеется, всё это капля в море на фоне 18 тысяч высвобождаемых в 2011 году из проекта казахстанцев.
Министр труда и социальной защиты РК Гульшара Абдыкаликова, отметив удачную работу областного акимата по трудоустройству людей в этом году, попросила руководителей «Аджип ККО» составить точный график сокращений. Проинформировать местные власти о профессиональном составе высвобождаемых.
Зашёл разговор и о соблюдении техники безопасности на объектах «Аджип ККО» в его подрядных и субподрядных организациях. Всего здесь был зарегистрирован 91 случай получения различных травм, из которых 39 случаев – с потерей рабочего времени.
Вопрос министра — а вы можете сказать: кто был виноват — сами работники или работодатели — повис в воздухе. Такой информацией менеджеры «Аджип ККО», к сожалению, не владели.
Но в завершение встречи прозвучала ещё одна не совсем позитивная информация. Оказывается, 2011 годом сокращения людей на Карабатане не заканчиваются. К концу будущего года в проекте будут заняты примерно 4 тысячи человек. А вот к 2013 году из них останутся всего 1,5 тысячи…
После совещания министр посетила жилой микрорайон Самал. Побывала в рабочем общежитии, осмотрела столовую, медицинский пункт, физкультурный зал.
Подводя итоги увиденному и услышанному, Гульшара Абдыкаликова ещё раз подчеркнула необходимость заблаговременно подготовиться к массовым сокращениям людей из северо-каспийского проекта. Для чего нужно подумать о их переобучении, создании новых рабочих мест.
-Наше министерство работает в тесном контакте с исполнительными властями Атырауской области. И поэтому мы знаем, что в этом году проблема с переобучением и трудоустройством более чем 4 тысяч рабочих и специалистов акиматом была разрешена очень неплохо. Теперь же, зная количество людей, которые будут высвобождены в 2011 году, нужно работать на опережение. В связи с этим мы в рамках форсированного индустриально-инновационного развития по западному региону должны проследить – куда можно направить высвобождаемых?
Здесь самый главный вопрос — мобильность. Ведь в проекте заняты люди, имеющие большой опыт. Которые обучены, которые имеют большой опыт, высокую квалификацию. Так что у нас есть готовая рабочая сила. А дальше нужно только понять: куда людей отправить? Как их перевести на другие объекты? Как им создать условия? И правительство над решением всех этих непростых вопросов будет работать в тесном контакте с областным акиматом.
В поездке на Карабатан министра сопровождал заместитель акима области Серик
Амангалиев.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА
Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button