Партнёрство, выгодное всем

Обычно мы, горожане, в своём лексиконе довольно часто употребляем такие словосочетания, как “Наш дом”, “Наш двор” и “Моя квартира”. Читатель, наверное, уловил разницу между “наше” и “моё”. Если моё, то значит и средств не пожалеет человек, чтобы это “моё” имущество блистало и сверкало. А вот “наше” — значит чьё-то, но не моё, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кооперативы собственников квартир, можно сказать, с момента своего образования, ну никак, сколько ни стараются, не могут вложить в сознание людей, что и к “нашему” двору, дому надо относиться как к своей квартире. Вот тогда, может быть, наступит если уж не идеальный порядок, то хотя бы элементарная чистота и во дворах, и в подъездах. А пока всей этой бесконечной ругани между жильцами по поводу качества услуг, предоставляемых КСК, и соответствующим отказом оплачивать их, кажется, нет конца и края. И как подтверждение этого — нескончаемый поток жалоб в редакцию, без единого доброго слова в адрес КСК. И за что их только не ругают – и за переполненные мусорные баки, и за грязные подъезды, и за перебои со светом, водой, и за дырявые крыши, отсутствие игровых площадок и т.д. и т.п. Но при этом забывают, что для того, чтобы всё это иметь в идеальном виде, нужно просто исправно платить. Вот этого-то как раз и не происходит. А если вдуматься, то подобные неплательщики пользуются услугами КСК за счет своих же соседей, исправно вносящих взносы. Так что и они с полным правом могут повлиять на своих соседей по площадке, подъезду, игнорирующих КСК. А ведь сколько проблем приходится решать председателю КСК, иным и невдомёк.
Можно сразу сказать, что с председателем в ТОО КСК “Бытсервис” повезло. Шолпан Токсеитова – инженер, имеет огромный опыт работы в системе теплоснабжения. Как специалист, понимающий важность инженерных коммуникаций дома, на первом же собрании с жильцами поставила их в известность о том, что подвальные разводки гнилые, и они требуют ремонта, а значит, средств. И хотя на собрание от 450 квартир максимум приходят 10-30 человек, Шолпан считает, что взаимопонимание со своими жителями она сумела найти. В КСК ведется журнал приёма граждан, практикуется оповещение жильцов посредством вывешивания объявлений в подъездах. Когда тариф на эксплуатационные услуги здесь вынуждены были повысить с 18 до 25 тенге, то обосновали его, расписав буквально по копейке каждую статью расхода.
В прошлом году все подъезды были отремонтированы. На сегодня в девяти из десяти обслуживаемых уже домов произведена опрессовка. Но и здесь, как и во многих КСК, проблема с кадрами. Приходится полагаться на свою интуицию, принимая слесаря, штукатура или плиточника. Бывало, что божится человек, клянется, что безупречно выложит плитку в подъезде. А потом нарекания от жителей на низкое качество исполнения приходится выслушивать опять же председателю КСК.
В некоторых из десяти домов требуется ремонт крыш, причем капитальный. Но на это средств в КСК нет. В прошлом году своими силами латали крыши домов 5а, 52, 54, 56, 50. В сравнительно недавно сданных домах №№27 и 29 (элитных!) обнаружились огромные щели в местах примыкания уклонов на крышах. И эти недоделки пришлось устранять силами КСК, хотя долг сейчас составляет больше 4 млн. тенге.
-Но и на этом мы успокаиваться не должны. Потому что протекающая крыша – это серьезная опасность для самой бетонной конструкции дома. Ведь вода камень точит. Кровля в старых домах изношена, полностью делать капитальный ремонт крыш средств нет. И как бы сами жильцы, нанимая на свои средства ремонтников, ни старались, до конца основательно не смогут сделать. А вода и в маленькую щель просочится, попадает в кабельные каналы, электрощиты, выводя их из строя. Я считаю, что из бюджета на это должны выделяться целевые средства и нужно сделать двускатные крыши. А прежде надо бы создать комиссию из представителей ЧС, акимата.
Проблемой здесь остается уборка территорий. По словам Шолпан, неохотно идут на работу в дворники местные безработные, а те, что работают, буквально плачут. И есть отчего. Дома эти расположены в красивом месте, в центре города по соседству с площадью им. Дины Нурпеисовой. Как правило, вечерами здесь гуляет допоздна молодежь, пьют пиво. А поскольку и в этом районе, как и вообще в нашем городе, почему-то общественных туалетов нет, то местами для отправления своих естественных нужд гуляющий люд избрал подъезды этих домов. Утром Шолпан буквально приходится уговаривать своих девочек (так она ласково называет дворников) пойти в подъезды и убраться. Ну почему бы в этом густонаселенном районе, да и в других тоже, в каком-нибудь укромном уголке не поставить общественный туалет? Ведь в других городах это само собой разумеющаяся вещь.
При всех проблемах нашли возможность для проявления заботы к отдельным категориям жителей: трем ветеранам войны, перешагнувшим 80-летний рубеж, и одному воину-афганцу сделана 50-процентная скидка в оплате эксплуатационных услуг. Одному ветерану трудового фронта в годы войны за счет КСК произвели ремонт в ванной. В День Победы ветераны войны получили от КСК поздравления и подарки.
Похожая ситуация с наличием определенных проблем и в КСК “Айнаш”, руководит которым Гульсым Ниетова. Этим кооперативом собственников квартир обслуживаются 5 домов в Привокзальном и три дома по улице Баймуханова. До личной встречи мы решили сами ознакомиться с состоянием некоторых домов и территорий. И опять чистотой и красотой подъезды не блещут. Жительница дома №33 по Баймуханова, представившаяся Ириной, рассказала, что не припомнит случая, чтобы что-то кардинально и капитально делалось именно для этого дома. Обратив внимание на кем-то старательно, но совсем непрофессионально сделанные ступеньки на первом этаже, подумала, что это действия КСК.
-Да нет, это сами жильцы, устав спотыкаться об эти остатки ступенек, попытались сами как-то их отреставрировать, — пояснила Ирина. – От КСК ждать нечего. Мои родители платят исправно, а когда нас затопил сосед, то не могли у КСК допроситься помощи с электриком.
— А мы и не будем в этом доме ничего делать, — заявила председатель КСК Гульсым Нигметова. – Каждый раз только и слышим “Вы ничего не делаете, а только деньги собираете”. А в этом двухподъездном доме долг составляет 320 тысяч тенге. Да если бы мы сумели выбить хотя бы половину, то, поверьте, и в подъездах порядок навели бы.
Надо отдать должное желанию председателя облагородить двор, соседствующий с детским садиком №54. На площадке стоят горки, качели, песочницы. На моё замечание по поводу того, что не мешало бы чистого песочку сюда завезти, Гульсым пояснила:
-И мы этого хотели бы. Обратилась к жителям, давайте соберем, кто сколько может, привезем сюда несколько машин песка. В итоге ваши же дети будут играть на чистом песке. Но никто её просьбу не услышал.
Судя по переполненным мусорным контейнерам, их явно не хватает. Да и дворникам туго приходится. Утром подметут, уберут – к вечеру смотришь, как будто и не убирались. А уж найти хорошего сварщика в случае необходимости и вовсе сложно. Гульсым рассказала, как целый год вынуждена была кормить, поить одного каракалпака-сварщика, лишь бы он не уходил и всегда мог прийти в случае какой-то неполадки.
Жительница дома №32 Бактылы Хайрошева поделилась своим мнением о работе КСК:
-Отопление вовремя подается, мусор убирается. А вот жители считают в порядке вещей оставлять пакеты с мусором в подъездах, хотя ведь нетрудно выбросить в контейнер. Зачем добавляют работы дворникам, которым надо спасибо сказать, что за такие копейки работают.
-Да я сам как утром выхожу из дома, так по пути собираю эти пакеты и выбрасываю, — говорит Марат Ербулатов. – А председатель старается, как может.
Похожие проблемы, но разные пути их решения. Но в основе должно лежать всё-таки взаимопонимание и партнерство двух сторон. Чем сильнее они будут, тем крепче будут КСК, а результаты их работы будут более зримыми. Добросовестного дворника сегодня никакими посулами в КСК не заманишь. А ведь сорят-то, расписывают стены, ломают скамейки не взрослые, а дети и молодежь, среди которых есть и студенты. Которых, кстати, не мешало бы почаще привлекать к уборке территорий собственных дворов, тогда, быть может, научились бы уважать труд и дворников, и работников КСК.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА