Город

ОБСЕ: победа казахстанской дипломатии, реальный шаг к укреплению международной безопасности

Уходящий год для нашей страны ознаменован неординарным событием – председательством казахстана в столь престижной международной организации, как организация по безопасности и сотрудничеству в европе (обсе), которое завершилось саммитом в астане.

Безусловно, итоги Саммита и председательства в ОБСЕ имеют для нашей страны стратегическое значение. Наглядно продемонстрирован возросший авторитет суверенного Казахстана и его Президента, Лидера нации Н.А.Назарбаева. Фигура Назарбаева ярко высветилась как политика планетарного масштаба, к мнению которого прислушивается мировое сообщество. В своих выступлениях на саммите мировые лидеры отмечали, что председательство Казахстана в ОБСЕ превзошло ожидания, и успех был предопределён и достигнут благодаря личному авторитету Назарбаева как политика и Главы независимого государства, за короткое время достигшего зримых результатов.

Успех председательства в ОБСЕ и Астанинского саммита в общем можно определить как победу казахстанской дипломатии, сумевшей собрать мировых лидеров в новой столице независимого Казахстана и, что особенно непросто было сделать, добиться принятия Астанинской декларации “Навстречу сообществу безопасности”. Безусловно, эта декларация имеет историческое значение как для нашей страны, так и для ОБСЕ, открывая новый этап в жизни этой международной организации. В этой Декларации все страны — члены ОБСЕ подтвердили решимость выполнять все нормы, принципы и обязательства во всех измерениях ОБСЕ, продемонстрировав единство разделяемых ценностей и общее видение решения актуальных проблем современности. Астанинская декларация создаёт прочный фундамент дальнейшего развития ОБСЕ, поскольку отражает позицию государств – её участников.

Чтобы осознать и оценить по достоинству значимость успехов председательства нашей страны в ОБСЕ и Астанинского саммита, нужно проследить историю последнего десятилетия деятельности этой международной организации.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики. История этой организации началась с Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – СБСЕ (и так называлось ОБСЕ до 1994 года) и в своём начале включало три этапа. В июле 1973 года прошло совещание министров иностранных дел, а в сентябре этого же года в Женеве были согласованы текст и поправки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Его и подписали главы 35 государств в 1975 году, собравшись в столице Финляндии Хельсинки, и этот политический документ стал известен как Хельсинские соглашения.

Политическая значимость этого события и (СБСЕ) ОБСЕ заключается, прежде всего, в уникальности этой организации по сравнению с другими международными организациями Европы. Это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся ранним предупреждением, урегулированием конфликтов и послекризисным восстановлением в кризисных регионах, а также превентивной дипломатией, наблюдением за выборами, экологической безопасностью в Европе. Хельсинский заключительный акт стал основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ, он содержит базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участниц этой организации. Хельсинские соглашения стали основой для принятия всех последующих документов этой организации. Документ состоит из трёх разделов, или трёх “корзин”, как сейчас принято говорить. “Корзины” соответствуют числу основных задач ОБСЕ. Первая касается общих вопросов этой организации, связанных с проблемами европейской безопасности; вторая — это вопросы экономического, научно-технического сотрудничества и кооперация в области экологии и сохранения окружающей среды, и третья включает гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека. Как известно, на Астанинском саммите Казахстан, с учётом реалий дня, предложил увеличить число “корзин”, выделив в качестве отдельных измерений финансово-экономическую безопасность и межконфессиональную толерантность.

На первом этапе деятельности СБСЕ (ОБСЕ), в условиях идеологического противостояния двух сверхдержав, приоритет, как известно, отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Идеологическая “разрядка” 90-х годов сделала возможным многосторонние переговоры, касающиеся военных аспектов безопасности в Европе. На саммите в Будапеште в 1994 году СБСЕ было переименовано в ОБСЕ, ставшую общеевропейской организацией, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой соглашений по контролю за вооружениями, равно, как и мерами по укреплению доверия в военной области. Это был спонтанный ответ на новые вызовы безопасности, попытка “приспособить” СБСЕ/ОБСЕ к новым реалиям. И, к слову, такую же попытку уже в современных условиях предпринял Казахстан во время своего председательства в ОБСЕ, которая увенчалась успехом, нашедшим выражение в том, что ОБСЕ как бы получила новое дыхание и перспективу в своей деятельности.

После 90-х годов странами ОБСЕ были подписаны ключевые документы по укреплению безопасности, такие как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе, Договор по открытому небу, документ о “третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности” и другие соглашения. ОБСЕ в это время сыграла определённую миротворческую роль, но затем вновь вернулась к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что стало основной сферой деятельности этой организации на долгие годы. Реалии жизни, вызовы и угрозы современности говорили о необходимости новой реорганизации ОБСЕ.

И начать этот процесс, громко заявить о его необходимости на мировой арене удалось суверенному Казахстану. И это был трудный и долгий процесс. Началом послужил тот факт, когда в 1992 году уже суверенный Казахстан, как и все бывшие республики распавшегося СССР, стал членом ОБСЕ. Уже в 1995 году было открыто Постоянное Представительство ОБСЕ в Республике Казахстан, а в 1999 году открыт Центр ОБСЕ в Казахстане, (Алматы). 3 апреля 2004 года глава центра ОБСЕ в Алматы И.Викки (Норвегия) приступил к работе в Казахстане. В результате продуманной казахстанской дипломатии в этом вопросе нашей стране удалось достичь высокого уровня взаимоотношений с ОБСЕ, наладить конструктивное сотрудничество с институтами этой организации, а после открытия Центра ОБСЕ в Алматы начался этап конкретизации деятельности этой Организации в нашей стране, запущены различные проекты по всем трём измерениям деятельности ОБСЕ. В 2003 году, опираясь на успехи в экономике и социальной сфере, политической модернизации, обеспечении внутренней, региональной и международной стабильности, высокий авторитет главы своего государства в международном сообществе, Республика Казахстан подала заявку на председательство в ОБСЕ, а в 2010 году стала (была избрана) председателем ОБСЕ.

Побывав год в составе “тройки” (с предшествующим и будущими представительствами) в ОБСЕ, Казахстан возглавил эту авторитетную международную организацию, сумев наполнить реальным содержанием понятие европейской безопасности, как это требует наше время. Это обстоятельство вывело нашу страну на новый уровень восприятия в системе координат современного мира. В средне- и долгосрочной перспективе, тем более, что ещё год наша страна останется в составе “тройки” представительства в ОБСЕ, это обстоятельство будет положительно позиционировать Казахстан в рамках других международных структур, а также в двусторонних взаимоотношениях нашей страны с ведущими государствами мира.

Председательствующий в ОБСЕ, как известно, осуществляет общее политическое руководство Организацией, координацию её институтов, взаимодействие с руководством государств-участников и других международных структур в постоянном контакте с предшествующим и будущим представительствами в ОБСЕ в составе “тройки” в ОБСЕ. И Республика Казахстан в этом процессе в полном объёме использовала всю свою дипломатию, наработанный за годы суверенитета авторитет страны и своего лидера Н.Назарбаева. Пользуясь своими правами и возможностями, Казахстан определил приоритеты деятельности этой Организации на время своего председательства и на перспективу.

Саммит в Астане показал, что приоритеты нашей страной были расставлены верно и были поддержаны мировыми лидерами, стали основой Астанинской Декларации. Приоритеты эти теперь широко известны, это военно-политическое измерение и невоенные аспекты безопасности, противодействие новым вызовам и угрозам (борьба с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, всеми видами трафика). И экономико-экологическое измерение, которое можно обозначить как развитие евразийских континентальных транспортных коридоров. Гуманитарное измерение (“корзина”) предполагает продвижение толерантности и межкультурного диалога. По сути, Казахстаном была предложена программа реформирования ОБСЕ, что позволит быстрее и эффективнее реагировать на современные вызовы и угрозы, создаёт надёжную защиту от транснациональных угроз.

Практически все инициативы Казахстана были поддержаны на консенсусной основе всеми участниками Астананинского саммита. После Хельсинских соглашений и Маастрихтской стратегии это значительный шаг вперёд в укреплении международной безопасности и повышении роли ОБСЕ в этом процессе. Саммит в Астане стал вершиной председательства Казахстана в ОБСЕ и началом нового этапа укрепления доверия, сотрудничества и интеграции, создания сообщества единой и неделимой Евро-Атлантической и Евро-Азиатской безопасности. И эти новые возможности и реалии закреплены в исторической для ОБСЕ Астанинской декларации “Навстречу сообществу безопасности”.

Казахстан и его Лидер смогли проявить необходимую политическую волю, для того, чтобы побудить основные силы внутри ОБСЕ собраться после 11-летнего перерыва за общим столом переговоров и договориться об общих “правилах игры”, принципах поведения в сфере безопасности, сделав определённый крен от гуманитарной деятельности в сторону именно международной безопасности и экономического сотрудничества, с использованием новых инструментов и механизмов противодействия глобальным рискам. И это есть весомая победа всей казахстанской дипломатии, философия и реальный результат председательства нашей страны в ОБСЕ.

Тамара МАКСИМИХИНА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button