Не стать жертвой экстремистских течений
В Атырауской области на этой неделе работала агитационно-пропагандистская группа по разъяснению основных положений Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 2009-2012 годы. Акцент в своей работе ее члены делали на разъяснении вопросов о религиозных течениях, которые периодически возникают в нашем государстве. В составе группы – эксперт управления по работе с религиозными объединениями комитета по религии министерства культуры Республики Казахстан Асылхан Нурмагамбетов, главный имам г.Экибастуз Мади Ахметов, доктор теологических наук, преподаватель университета «Нур Мубарак» Мухаммад Махфуз и другие.
В плотном графике пребывания в области — встречи со студентами вузов и колледжей, жителями сельской местности, служителями атырауских мечетей.
Наиболее интересной получилась встреча со студентами Атырауского института нефти и газа. И это неслучайно – именно молодые люди более подвержены разным течениям, в первую очередь религиозным. А найти ответ на возникшие вопросы не всегда удается.
Казахстан, продолжая путь толерантности и транспарентности, отделил религию от государства. Конфессии в нашей стране – это культура, при условии, что они не будут противоречить национальной безопасности.
— В последние годы мир будоражат религиозный экстремизм и терроризм. Эти явления, к счастью, наша страна наблюдает лишь со стороны. Но не упускает из вида, так как на сегодня национальная безопасность является основой будущего, — сказал, открывая встречу со студентами, руководитель группы Асылхан Нурмагамбетов. — Религиозный экстремизм — это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. С экстремизмом на религиозной основе должны бороться общество и государство. Государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма, и пресекать противозаконную деятельность, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, средств массовой информации должно ему противодействовать, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия. Сегодня главное завоевание нашего государства – это мирное общество, уверенное будущее. Только в таких условиях страна может развивать свою экономику, социальную жизнь и культуру.
На сегодня мы выбрали наиболее приемлемый вариант – это посещение регионов страны, встречи и беседы с жителями всех регионов Казахстана, разных по возрасту и полу, по социальному происхождению, но с единой целью – жить в спокойной, благополучной стране с развитой экономикой и высокой культурой.
В религии, как, наверное, и во всех сферах, считает Мади Ахметов, главный упор надо делать на образованность. Что может быть лучше и выше знаний?
— Образованный человек отличается глубокими знаниями, хорошими манерами, воспитанностью. К религии необходимо прийти именно через знание, осмысление. Только тогда вы ее сполна прочувствуете. Великие люди Гете, Толстой, Кусто пришли к вере глубоко образованными людьми и с богатым жизненным опытом. И ваше знание должно быть направлено только на добро. Только тогда можно отличить хорошее от плохого. Чтобы получить знания по религии, надо посещать соответствующие места. Для пополнения знаний по исламу необходимо посещать мечети, учиться в медресе, интересоваться у имама. Имам – это связующее звено между людьми и Всевышним. И у него двойная ответственность.
К сожалению, в последние годы молодые люди все чаще пополняют свой багаж знаний по религии на улице, попадая под влияние сомнительных личностей и экстремистских течений. Все это — результат безграмотности и отсутствия воспитания со стороны родителей и взрослых. В таком случае очень трудно бывает отличить черное от белого.
Участники агитгруппы ответили на многочисленные вопросы студентов. Педагогов института интересовало качество преподавания урока «религиоведение».
— К сожалению, оно оставляет желать лучшего, — признался Мади Ахметов. – Предмет преподают историки, которые имеют только поверхностные знания по религии. В педагогических вузах курсов по религии не было. На сегодня в Казахстане только два вуза могут дать такие глубокие знания.
— Можно ли черпать знания по религии из Интернета? Все ли, что там пишется, правда? — прозвучал вопрос из зала.
— Лучше пользоваться официальными сайтами, — порекомендовал Мади Ахметов. – Практически, каждая крупная мечеть имеет собственный сайт, посетив который, вы найдете проверенные ответы и достоверные факты.
— Можно ли носить казашкам платки? – это, наверное, на сегодня, самый популярный вопрос.
— Почему бы нет? Платки наверняка носят ваши мамы и уж обязательно бабушки. Причем выглядит это очень красиво. При этом не полностью укутывая голову, а просто прикрывая волосы. На поминальные обряды у казахов запрещается приходить без платка. Это очень удобно – волосы собраны, не попадают в глаза. Другое дело, что наши девушки, покрывая голову платком, почему-то ходят с опущенными головами. Не бойтесь высоко держать голову. Хиджабы и другие одеяния являются национальной одеждой многих восточных стран. Арабы из-за знойной погоды вынуждены укрываться с головы до пят. Узбеки никогда не игнорировали свою национальную одежду. Другое дело, что каждому народу присуща своя национальная одежда. Поэтому казашка в хиджабе вызывает противоречивые чувства. Каждой национальности свойственны своя культура, свои традиции. Прозвучали и другие вопросы, касающиеся ваххабизма – религиозного течения, близкого к экстремизму.
— Почему некоторые наши парни носят бороду и брюки с короткими штанинами? Правильно ли это?
— Нет, неверно. Вы видите среди нас бородатых и в коротких штанах? Люди, которые внешне так выглядят, пропагандируют течение, близкое к крайним религиозным. Как вы, наверное, заметили, среди таких людей, как правило, много молодых и, наверняка, малограмотных. Вывод напрашивается сам.
Участники агитгруппы встретились и со студентами Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова, побывали в агротехническом и политехническом колледжах. Интересной получилась встреча со школьниками в Малой академии искусств.
Участники агитгруппы посетили с.Есбол Индерского района. Мухаммад Махфуз рассказал о связи Казахстана и Египта, об известных личностях нашей земли — султане Бейбарысе и Аль-Фараби, которые известны всему миру.
Гости побывали в сельской мечети, пообщались с есбольцами. Индерцев интересовало многое. На все их вопросы подробно ответил выпускник государственного университета имени Алиаскара в Египте наиб-имам центральной мечети г.Актобе Сансызбай Шоканов.
— Любую информацию религиозного характера необходимо получать в мечети. Только там можно найти правильные ответы на вопросы. Многие заблуждаются в этом, следуя словам и поступкам чужих людей с улицы, черпая информацию из Интернета. Мусульманин – человек, в первую очередь, с чистой душой. Его можно отличить не по внешнему виду, а по словам, поступкам и помыслам.
Далее встречи с населением прошли в селе Жалгансай Махамбетского района, селе Бейбарыс.
Тема религии на сегодня очень актуальна именно в нашей области. Еще свежи в памяти недавние погромы на мусульманских кладбищах, которые произошли и в районах области. Как пояснили члены агитгруппы, это настоящее преступление перед людьми, перед Всевышним. Не рекомендуется ставить большие памятники усопшим, гравируя на мраморных плитах их фотографии. Но это — совершенно не повод громить могилы.
Члены агитационно-пропагандистской группы побывали на пятничном жума-намазе, который прошел вчера во всех мечетях, встретились с прихожанами мечети.
a shto skazat togda o Poslannike Allaha solollahu aleyhi ua sallyam, kotory nosil borodu i prikazyval eto, kotory nosil korotkie shtany i prikazyval eto, a kasatelno ego gramotnosti, tak on voobshe chitat-pista ne umel?