МАЛЬВИНА СТАЛА КАРАБАСОМ?
Согласитесь, кукольный театр для Атырау продолжает оставаться экзотическим искусством. Хотя, вспоминают старожилы, в Гурьеве они были, даже профессиональные… Это в Китае или Японии, их, причём самых диковинных, пруд пруди.
Казалось бы, привычное с малолетства действо – куклы на сцене. Надеюсь, не забыли тряпичных героев умнющие бизнесвумен, вальяжные, важные от сознания собственной государственной значимости бастыки пресерьёзнейшего вида? Остались в закоулках памяти затейник Петруша, безлукий «Робин Гуд» баев, Алдар косе, скособоченная, с обязательно «кавказским» носом баба Яга?
Уже принято относиться к ним по-взрослому пренебрежительно, как к новогоднему Деду Морозу. Но тогда какая магия притягивает к ним добрых (именно так) людей? Оказывается, «ребёнков» в глубине души! Мрачные бирюки раздражённо отшвыривают их в сторону, в лучшем
случае – не обращают внимания.
Самые интересные, загадочные и шикарные женщины держат при себе кукол-любимчиков. И поверяют лишь им самое сокровенное. Инна Мягкова настолько «заигралась в куклы», что её воспринимаешь как Алису, так и оставшуюся в Стране Чудес… И лишь для нас, простых и приземлённых, отрывающуюся от вечного детства и сказки. БУЙСТВО ФАНТАЗИИ
Блаженны лишённые воображения. А наделённым им, от безобиднейших игрушек – ад… и рай. Нашему современнику, с его расшатанными нервами, воспалённым всякими химическими токсинами воображением, уже «уколотому» ужастиками-фобиями, точащимися из всех несущих информацию «пор», куклы могут даже внушить мистическую жуть.
Недаром девчонки, как более тонко чувствующие создания, заигрываются с ними. Не то, что эти незамысловатые, без экивоков, сорви-головы… Порой до замужества, и лишь новые, взрослые влечения отрывают их от тряпичных друзей.
Ещё издревле людей влекло к ним. И в то же время побаивались самими же сотворённых кукол. Может это пошло от языческого преклонения перед обожествляемыми идолами на древних капищах? Воображение живописует, что они, безобидные куклы, оживают в отсутствии людей… Кое-кому не рекомендуется: задерживаться одному в зале с восковыми фигурами; не отрываясь, долго и пристально вглядываться в зеркало, портреты, личико куклы… Казалось бы умилительно лилипутских, меньше младенца, росточка, пребывающих в вечном и в тоже время представляющемся многозначительным молчании… Так и кажется, что замолкли выжидающе при твоём входе. В самой их неподвижности есть что-то пугающее. От внешности их, копирующей человеческую, делается не по себе.
ИННА-РУКОДЕЛЬНИЦА
Именно, рукодельница! Как это старинное русское слово отражает её, выражает жизненную сущность Инны. Как руки многое значат в её жизни!
Потому как, ещё сызмальства (даже сама не помнит – была дитё!) маленькая Инночка (без понукающих подзатыльников старших) увлеклась чисто девчачьим занятием — рукоделием: шила, кроила. Потом всю свою сознательную жизнь Инна Викторовна (как её почтительно называли секьюрити Дворца им.Курмангазы) руками водила куклы. Косный обыватель с зашоренным воображением фыркнет: «Фи, такая привлекательная дама, а всю жизнь провозюкалась с какими-то куклами! Даже не солидно. Ладно бы ещё на Тенгизе, перед американцами, за баксы, а то в каких-то садиках, перед соплятами…»
Впечатляет и то, что Инна называется не директрисой, не заведующей, а именно руководителем кукольного театра. Причём, подчёркивает: «Мы никогда не были кружком…» О, какое благо для коллектива, когда наипервейший бастык не просто «рукой водит», известково-беленькой и холёной, а наилучший профессионал в общем Деле. Если как Инна, руководитель и рукодельница, собственноручно изготовляет куклы. Что немало, а архиважно – на свои же, кровные. Коих «куры не клюют» — им, курам, видите ли, смешно клевать те «кукольные» деньги, что получают Инна и её сотоварищи!
Обращает на себя внимание, что у слишком люмпенизированных трудящихся «руки… не дружат с головой». И, наоборот, у слишком «засахаренных» и заумных, интеллигентов «голова… свысока смотрит на руки». А у Инны голова и руки живут в ладу. Наша головушка кружится от того, как представишь, сколько ей надо продумать в деталях для, казалось бы, детского спектакля. Вот уж не ожидал увидеть в этой подростково стройной женщине коллегу по бывшей специальности. И где… в кукольном театре! Оказывается, мы с Инной Викторовной не только курдасы, но и начинали яркую, содержательную жизнь, как… химики-биологи. Вон как планида обернулась! «Чудны дела твои, великий… кукловод».
…Вот уже 15 лет, как Инна Викторовна занимается куклами. А получилось это с лёгкой руки бывшего и незабвенного директора ДК, тогда ГНПЗ – Петра Патиховича Нагоева. Жилгородские подвижники (не путать с деятелями) культуры должны его помнить… Так, небось, и сказал: «А идите-ка вы, Инна.., в кукольный!» Надо думать, кукольный театр считался в ДК чем-то вроде «иди туда – не знаю куда!..» Или опять воображение подводит автора? Может, как в библейских притчах, Пётр Патихович отечески напутствовал и осенил широкоперстно на подвижнический крест?..
Как бы тогда ни было, теперь мы знаем, что его устами говорило само провидение. Думается, благодаря ему именно здесь Инна, как писали при коммунизме, нашла своё призвание, если угодно – назначение в земной юдоли. И опять замшелые обыватели будут подсчитывать пайда-навар, какой Инна имеет от кукол? И скривятся их носы-шнобели! Так как Инна, как эфемерное создание не от мира сего, довольствуется тем, что ей перепадает. Но как же сладок честно отработанный, заработанный ржаной хлебушек! Даже жалко делается бедненьких и пресыщенных «богатеньких буратино», коих уже с души воротит даже смотреть на жирные крема пышных тортов…
Кабы Инна Викторовна, как примерная паинька, слово в слово повторяла в своих спектаклях писаные ещё во времена царя Гороха сказки, мы бы сдержанно, вежливо и… равнодушно поблагодарили её за «заслуги перед культурой». Но ведь Инна — ума палата, сама пишет стихи, сценарии, перекраивает старые постановки на сегодняшний манер. Ведь нынешний карапуз даже не улыбнётся тому, над чем «укатывался» в детсаду его отец.
А ведь иной, солнечный клоун, весёлый кукольник сделает многажды больше для спасения души, чем сонм проповедников. Как часто приходилось видеть на садака-поминках, как взрослые, даже карасакалы кривятся и с тоской озирают окрестности, когда мулла, с только проклёвывающимися усиками читает им наставления. Ох, и не любят наши люди, когда им читают нотации! Тут, надеюсь, кстати, вспомню наши прелестные, советские мультфильмы! Нынешним мультяшкам, тем паче голливудским уродцам-«спанчбобам», до них расти и расти – впрочем они безнадёжны… Кои умели тонко, ненавязчиво, самое главное – играючи «вложить в подкорку» малышей вечные, прописные истины. Кабы наше отечественное, бывшее народное образование научилось также…
И затем, за ширмой сцены, как древняя, языческая жрица оживляет куклы, как материализацию духов производит. Не для чёрных дел — детишкам на забаву и доброе, мудрое, самое главное — ненавязчивое наставление.
Поэтому наша Инна Викторовна никак не может быть Карабасом-Барабасом, коварным, алчным и уж тем паче с бородой до пят. Скорее, для своих кукол она «мама Карла» — мастеровитая и участливая.
СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ КУКЛОВОДОВ
…Автора этих строк родимое начальство «всю дорогу» поедом ело за безалаберную безответственность – Бог им, конечно, судья… Но отчего же тогда, каждый раз, как приступаю к описанию ранее неведомой стези деятельности человеков-творцов, испытываю малодушные, дезертирские позывы отложить, перенести, сбежать?.. Раздираем желанием воспеть скромный, даже рутинно-будничный подвиг. На сей раз кукольников. И откровенной боязнью попасть впросак, написав несуразицу…
Попасть в труппу Инны Викторовны очень даже запросто. Так и приходят: посмотреть, попробовать себя: «прикольно же…». Сколько так и ушло, «не возбудившись» — значит это не их…
Зато у Инны есть надёжный костяк театра из шести постоянных «корифеев»! Кои в текучке будней не забывают об интересах их(!) кукольного театра. Обитающего на задворках Дворца культуры. С коими уже пуд соли съели!
ПОСКОННО-СУКОННАЯ ПРОЗА БЫТИЯ
Наши земляки, когда мы заводим речь о кукольном театре Атырау, удивляются: «А что есть таковой? В глаза не видели! Правда, дети рассказывали, что к ним в школу приезжали какие-то кукольники…» За непопулярность в городе нашего театра надо «благодарить»… местных бастычков и бастычих. Коим кукольники других областей, республик почему-то предпочтительней, по обывательской «мудрости»: «чужое всегда кажется толще»… Представления Инны Мягковой, о коих с таким трудом договариваются её «агенты», отменяют «лёгким движением руки», заслышав о наезде очередных гастролёров, из Каракалпакстана, например.
Мы можем упрекнуть театр Инны Мягковой, что он, говоря современным языком, «нераскрученный». Хваткие люди давно бы наводнили телеканалы нефтяной «столицы» рекламно-завлекательными объявлениями. Ночевали бы в коттеджах у местных «магнатов», но выколачивали бы у них спонсорскую подпитку! Увы, Инне этого не дано… Мы не ставим Инне Викторовне это в заслугу, и она – ой, как далеко не Абрамович, что может содержать свой «Челси»…
Да, «кукольный» дышит на ладан, прозябает. Но жизнь в нём теплится благодаря старому, доброму, советскому энтузиазму Инны и её единомышленников. Ведь за последние 15 лет, что Инна руководит театром, ни один раз приобретался инвентарь для кукольников… Ведь золотой ключик всегда был у дуремаров…
Бауыржан ЕСКАБЫЛ