Город

Кто в доме хозяин?

С момента образования кооперативов собственников квартир прошло уже 15 лет. Но до сих пор не удается достичь полного взаимопонимания между жителями и КСК. В итоге число злостных неплательщиков не уменьшается. На резонный вопрос «Почему не платите?» всегда есть ответ: «А они ничего не делают, только деньги собирают». В отдельных случаях дело даже до суда доходит. Другая часть жильцов исправно платит, при этом считая себя страдающей стороной из-за неплатежей соседей. Иные полагают более надежными и эффективными прежние отделы ЖКХ, в которых был квалифицированный штат специалистов и которые в любое время готовы были устранять неполадки.

А вот мировая практика говорит о том, что орган управления в лице КСК вообще не должен заниматься никакими работами. Он исполняет роль заказчика по поручению жителей. Договор заключается с той компанией, которую выбирают сами собственники квартир. Пилотный проект по такому методу работы КСК сейчас запущен в Шымкенте. Если результат будет положительным, такую систему планируется ввести по всей стране.

О том, как работают КСК в настоящее время, насколько выросло доверие населения к этой форме обслуживания жилья, мы беседуем с председателем Ассоциации КСК города Атырау Асылбеком Мулюковым.

— Асылбек Каттайденович, сколько же всего в нашем городе действует КСК и какие из них можно было бы поставить в пример?
— Всего в городе действуют 63 КСК различных форм управления. Из них 42 являются членами Ассоциации КСК. Хорошим примером того, как следует работать с населением, как удалось достичь взаимопонимания и в итоге наладить работу, могут служить такие КСК, как «Айдын», «Тан», «Ануар-Авангард», «Байтерек Аланы», «Восток», «Бекен», «Жанаша».

— Что Вы можете сказать о взаимоотношениях жильцов и КСК, повысилась ли ответственность обеих сторон?
— Безусловно, нельзя сравнить отношение жильцов к КСК, которое было в самом начале реформы 1996-1997 годов, когда только появились КСК. Постепенно к людям пришло осознание того, что то, что находится за порогом квартиры, тоже их собственность. В жилых домах, принадлежащих двум и более собственникам помещений, образуется кондоминиум. Следовательно, каждый собственник имеет право не только на квартиру, но и право долевой собственности на общее имущество. А это лестничные клетки, лифты, коридоры, вестибюли, тамбуры, несущие ограждения, конструкции, механическое, электрическое, сантехническое оборудование, подвалы, крыши. Поэтому вне зависимости от того, хочет этого или нет владелец помещения, знал ли он об этом или нет, но, приобретая квартиру, он одновременно отвечает и за общую собственность. Однако пассивность, нежелание принимать участие на собрании собственников квартир зачастую не позволяют решать, как правило, всегда очень важные вопросы пересмотра тарифа «целевых» для обеспечения ремонта и содержания жилища с учетом произошедшего роста на строительные материалы и другие услуги.

— Из чего складывается тариф на услуги КСК?
— Тариф на услуги КСК состоит из таких затратных статей, как текущий ремонт жилых домов, уборка подъездов и придомовой территории, содержание внутридомовых электрических сетей и оборудования, техническое обслуживание отопления и элеваторных систем, техническое обслуживание горячего и холодного водоснабжения, канализации и прочие расходы. Дополнительные услуги производятся с согласия собственников квартир, решаются и утверждаются на общих собраниях с утверждением размера оплаты. Тарифы в основном едины, если в КСК все дома постройки до 2000 года. Если же в состав КСК входят дома постройки до 2000 года и после, то могут быть утверждены разные тарифы, согласно фактическим затратам на содержание этого дома.

— Что следует понимать под высшим органом кооператива собственников квартир?
— Согласно статье 47 Закона РК «О жилищных отношениях» высшим органом КСК является общее собрание членов кооператива. Члены кооператива вправе участвовать в собрании через доверенных лиц. Однако установленное по закону для каждого владельца квартиры автоматическое приобретение права голоса на общем собрании снизило авторитет собрания и, как факт, повлияло на ранее активную часть общества, позволило ей уклоняться от коллективного принятия решения и, в конечном итоге, от содержания общественной собственности. Не зная проблем КСК и не принимая участия в их решении, житель в то же время считает, что имеет право жаловаться во все инстанции государственных органов о неправомерности их принятия. И зачастую, если все предпринимаемые меры воздействия на неплательщиков не увенчались успехом, руководители КСК вынуждены обращаться в суд, где в основном их судебные иски удовлетворяются в пользу КСК.

— Назовите, пожалуйста, главные, на Ваш взгляд, условия взаимоотношений между КСК и жителями, которые повысят ответственность обеих сторон.

— Буду краток и назову те моменты, на которые следует обратить внимание. Это, во-первых, прозрачность бухгалтерии. Каждый житель вправе знать, куда и на что расходуются их взносы. За каждый финансовый год правление кооператива представляет общему собранию членов кооператива финансовые отчеты, а также проекты годовых смет, достаточные для покрытия ожидаемых расходов по содержанию и функционированию объекта кондоминиума. Обучение кадров КСК, управляющих жилфондом, активность жителей на собрании, повышение заинтересованности людей в улучшении содержания домов, разъяснения через СМИ жителям их прав и обязанностей – вот ключевые моменты в отношениях кооперативов собственников квартир и жителей.

В городе имеется около 130 бесхозных домов, то есть в которых нет кооперативов собственников квартир. В текущем году Ассоциация совместно с ЖКХ планирует мероприятия по организации на базе бесхозных домов кондоминиумов или включение их в близко расположенные КСК. Намечаем проведение «круглого стола» с участием монополистов. А в настоящее время, согласно закону «О жилищных отношениях» от 9 июня 2009 года, по итогам 2010 года пройдут отчетно-выборные собрания КСК, где должны принять активное участие жильцы. Отсутствующие на собраниях по тем или иным причинам могут участвовать в голосовании путем письменного опроса.

Наталия УРАЗГАЛИЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. Спасибо за хороший комментарий! Видно очень грамотный подход к этой проблеме- становление и функционирование системы КСК. Согласен , в основном причины в плохой осведомлённости жильцов в стоящих проблемах и положении жилищного фонда КСК + неграмотность ( юридическая и в принципе) руководящих товарищей на местах.+ нежелание + отстуствие у руководящих лиц или не желание поиска нетрадиционных подходов и идей к решению проблем. Прошу и далее освещать такие темы.

Back to top button