КАК СДЕЛАТЬ ДОМ КРАСИВЫМ И ТЕПЛЫМ?
К наступлению зимы, как правило, жильцы готовятся загодя. Если внутриквартирные сети в порядке, то предусмотрительные жильцы еще постараются утеплить входные двери, окна. Но при разбитых в подъезде окнах, отсутствии элементарных дверей в подъездах, потерь тепла, подаваемого в дом, не избежать. Эксперты утверждают, что непроизводительные потери тепловой энергии в жилых домах достигают 30%! Исследования специалистов по части тепла показали, что в республике расход тепла составляет в среднем около 270 кВт на квадратный метр в год, что существенно выше европейских показателей – 100-120 кВт. Причем сделали вывод, что по расточительности мы лидируем и среди стран СНГ.
Так что же делать, чтобы подаваемая в наши дома тепловая энергия расходовалась по назначению, а не обогревала уличный воздух? Как реализация программы модернизации ЖКХ изменит эту ситуацию, и что реально она даст обычному жителю многоквартирного жилого дома? Об этом наша беседа с директором Атырауского филиала АО «Казахстанский Центр модернизации и развития ЖКХ» Сериком Дюсеновичем ХАЙРУШЕВЫМ.
-Насколько нам известно, для того, чтобы определить какое именно количество тепловой энергии необходимо для отопления дома, нужен элементарный счетчик. Но их установлено катастрофически мало.
-Да, в этом Вы совершенно правы. И такая ситуация по всему Казахстану. По сведениям Статагентства, общая протяженность тепловых сетей в Казахстане составляет 11,7 тыс. километров, 63% из них нуждается в замене и ремонте. Из-за высокого уровня износа закономерно увеличиваются и потери, которые в 2009 году превысили 11,5 млн. Гкал — 17,5% от общего количества отпущенной тепловой энергии.
К тому же, система теплоснабжения характеризуется крайне низким уровнем обеспеченности счётчиками тепловой энергии. По данным местных исполнительных органов требуется не менее 40,1 тыс. единиц, а установлено лишь 7,5 тыс. То есть, без должного учета определить уровень фактического расхода и потребления тепла проблематично.
К тому же около 30% тепловой энергии вырабатывается малыми котельными мощностью менее 100 Гкал в час. Эти источники характеризуются невысоким коэффициентом полезного действия (порядка 60%), но зато «чувствительным» удельным расходом топлива, что приводит к перерасходу в 645 тыс. тонн условного топлива в год – 1,75 млрд тенге, а также к дополнительным выбросам в окружающую среду.
В текущем году эксперты АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» проводят оценку технического состояния сетей теплоснабжения в восьми городах республики — Костанае, Уральске, Талдыкоргане, Таразе, Караганде, Кызылорде, Актобе и Шымкенте. Там теплосети находятся в коммунальной собственности, и степень их износа превышает 50%. Подобные характеристики и стали ключевыми при отборе городов, в которых уже завершена техническая инвентаризация сетей и начаты работы по инструментальному обследованию.
-Что из себя представляет это обследование?
-Всего в 2011-ом году будет обследовано около 1,2 тыс. километров тепловых инженерных коммуникаций. Надо отметить, что столь комплексная техническая оценка в республиканском масштабе проводится в Казахстане впервые. Всего же, дабы проанализировать состояние основного фонда теплосетей в стране в ближайшие три года, необходимо затратить порядка 1 870 млн тенге. В текущем году на эти цели выделено 250 млн.
Специалисты проведут лабораторные исследования металла трубопроводов, гидравлические расчеты и измерительно-контрольные работы. После чего для каждого участка будут подготовлены технико-экономические расчеты, которые позволят коммунальным предприятиям составить сметы необходимых затрат на ремонт сетей. На основании полученных данных будет сформирована единая информационная база по объектам коммунального сектора. В конце концов, все это нацелено на постоянное совершенствование системы статистической и оперативной отчетности с целью мониторинга их состояния.
-А как быть с потерями тепла непосредственно на объектах ЖКХ?
-Действительно, тепло теряется не только в сетях на подходе к зданиям, но и непосредственно на объектах ЖКХ. Текущее их состояние свидетельствует о технологической отсталости отрасли, в том числе о слабой практике применения инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий. Их систематической проработки и внедрения потребует модернизация сектора с учетом взятого курса на индустриально-инновационное развитие страны.
Сейчас нормативно-техническая база ЖКХ насчитывает порядка 169 документов, и далеко не каждый в полной мере соответствует требованиям современного технологического развития. Они также не стимулируют повышение эффективности, снижение удельных эксплуатационных затрат…
Анализ государственного регулирования в этой сфере свидетельствует о том, что действующие нормы эксплуатационных характеристик жилых и общественных зданий, разработанные в период бывшего Советского Союза, не соответствуют современным стандартам энергосбережения. Таким образом, проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы надо на системной основе. Ежегодно станут разрабатываться и перерабатываться около 20 нормативно-технических документов в год (акцент — на применение новых ресурсосберегающих технологий).
Что же касается тех домов, которые уже эксплуатируются, то, безусловно, основная причина их теплозатратности – низкое качество жилья. Физическое старение фонда, ускоряемое ненадлежащим содержанием, привело к тому, что большое количество многоэтажек недостаточно теплоизолированы, вследствие чего около 20-30% потребляемого ими тепла, буквально «уходит сквозь щели», теряется через стены, окна, кровлю, полы первого этажа…
-Значит, сохранить тепло поможет термомодернизация зданий?
-Это одна из самых эффективных мер по снижению теплопотребления, куда входит проведение энергоаудита и определение комплекса мероприятий по утеплению дома; теплоизоляция ограждающих и прочих конструкций; установка автоматизированного пункта теплоснабжения, регулирующего подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха.
«Наши люди привыкли в 30-ти градусный мороз сидеть дома в трико и майке при открытой форточке. Ни одна развитая страна не может себе этого позволить», — заявил этой зимой Премьер-министр РК Карим Масимов, комментируя на одной из коллегий «корень всех коммунальных зол», коим, по его мнению, является «повальное» неумение экономить энергоресурсы.
Это просто непозволительная роскошь — регулировать температуру в квартирах с помощью форточки.
В 2011 году пилотные проекты по термомодернизации жилых домов, при которых одновременно проводится ремонт кровли и обновление фасада здания, будут реализованы во всех областных центрах Казахстана. Будут они проводиться и в Атырау. Так на сегодняшний день отобраны 10 многоэтажных домов, в которых уже произведен технический аудит, их жильцы выразили свое согласие на термомодернизацию.
-А теперь подробнее, пожалуйста, о механизмах реализации программы.
-Итак, ремонт обветшалых многоэтажек предлагается производить по двум механизмам. Согласно первому, из республиканского бюджета выделяются трансферты акиматам для капитализации социально-предпринимательских корпораций — СПК (впоследствии эту роль возьмут на себя банки, международные финансовые институты и Фонд развития ЖКХ, концепцию которого сегодня разрабатывает Всемирный Банк).
Между КСК (или другими органами управления объектами кондоминиумов), подрядчиком и СПК заключаются договоры. Собственники квартир вносят в кооперативы первоначальный взнос – 15% от общей стоимости проекта. Эти средства идут на оплату подрядчику, оставшиеся же 85% поступают к нему от СПК. В течение срока, установленного договором, владельцы жилья производят ежемесячные взносы на сберегательный счет. Возвращенные суммы корпорации используют на капитальный ремонт других домов.
По второму механизму (его «задача» — ремонт текущий) из республиканской казны местному исполнительному органу области выделяются займы под 0,1% годовых сроком на семь лет. Акимат предоставляет заем местному исполнительному органу (МИО) города, который создает специализированное ТОО или АО со 100-процентным участием государства или привлекает аналогичные действующие организации (в перспективе это может быть какая-либо предпринимательская структура). В 2011-2012 году местный исполнительный орган капитализирует эту уполномоченную организацию. В последующие годы — предоставляет ей займы. Между КСК (заказчиком) и ТОО заключается договор. По согласованию с общим собранием владельцев квартир, ТОО выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ и с их привлечением (либо своими силами) производит различные виды ремонта общего имущества. В остальном данная схема не отличается от предыдущей.
Что немаловажно, предусматривается адресная поддержка малообеспеченных граждан: им будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на ремонт и взносов на накопление средств. Учитывая их отсутствие, в текущем году оба механизма реализуются вообще без требования первоначальных взносов собственников квартир. Однако, начиная с 2012 года, они станут обязательными.
-И как же обстоят дела с термомодернизацией жилья в нашем городе. Что сделано?
-Составлены дефектные ведомости, путем осмотра домов, также составлены предварительные проектно-сметные документации на десять домов. Ремонт будет финансироваться через СПК. Сумма ремонта составляет 265 млн тенге, из них 145 млн тенге на жилищную помощь.
Это все по первому механизму.
По второму механизму ремонт предусматривается производить на сумму 500 млн тенге. Ремонтные работы по второму механизму будут финансироваться через КГП «Коммунальное обслуживание жилых домов города». Органом Управления КГП является городской отдел ЖКХ.
Акиматом г. Атырау для реализации второго механизма предварительно выбрано 70 жилых домов, где будут производиться выборочно ремонт кровли, подвала, фасада и другие виды работ. В данное время по графику проводятся собрания жильцов.
В целом техническое состояние наших сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры характеризуются тем, что большая их часть требует ремонта или замены. Так в теплоснабжении, по данным городского отдела ЖКХ, доля сетей и сооружений, требующих ремонта, составляет 53% (протяженность 218,1км), в электроснабжении – 37% (протяженность 1951 км) и в газоснабжении – 34% (протяженность 1242 км).
После соответствующих мероприятий, теплопотребление здания снижается в полтора, два раза, в зависимости от состояния жилого здания. Эти меры позволяют снизить не только последующую оплату коммунальных услуг, но и расход теплоресурсов при текущем ремонте – до 10%, при капитальном – на треть. Таким образом, при реформировании жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего, необходимо повышать энергоэффективность. Произвести капитальный ремонт в каждой многоэтажке советской постройки, «перевоспитать» кооперативы собственников квартир, обеспечив конкуренцию на рынке предоставления коммунальных услуг и обновить изношенные сети тепло-, электро- и газоснабжения – такие технически весьма непростые задачи поставлены «к решению» в ближайшие годы в рамках Программы модернизации и развития ЖКХ. Надо признать, этот документ ждали не один год, поскольку проблемы в отрасли копились десятилетиями. И, пожалуй, основная из них – «перекладывание» ответственности. Долгое время жильцы, КСК, монополисты и власти не могли определить, кто же на самом деле должен платить за ремонт общедомового имущества и подводящей к домам инфраструктуры. Поэтому совсем нетрудно догадаться, что будет с жильем, если уже сейчас не решить этот архиважный вопрос с участием всех заинтересованных сторон. Реформа подразумевает передачу части технических функций по содержанию и эксплуатации домов от КСК к профессиональным сервисным компаниям, постепенно будет внедряться принцип управления многоквартирными домами: «один дом – один орган управления кондоминиумом – наемная профессиональная компания по управлению объектом». И очень большая роль в успешном претворении в жизнь программы принадлежит жильцам, владельцам квартир. Конечный потребитель в итоге ощутит улучшение качества услуг и снижение их стоимости за счет создания конкурентной среды. Напомню, что почти 50-процентное обновление сетей тепло, -электро и газоснабжения, более 11,5 тыс. отремонтированных многоквартирных домов, прозрачная и качественная работа сервисных компаний по их содержанию — все это и будет достигнуто в последующем благодаря Программе модернизации ЖКХ.
Программа модернизации ЖКХ в Казахстане, разработанная с учетом наилучшей мировой практики, призвана реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. При успешной ее реализации, а она зависит от активности участия в ней всех заинтересованных сторон, в выигрыше окажутся все. И в первую очередь жители многоквартирных домов, которые станут жить в обновленных домах. Только последовательно, из года в год, реализуя программу ремонта домов, можно привести жилье в отличное состояние. С целью информирования наших читателей на страницах газеты и впредь будут публиковаться материалы о ходе реализации этой важной государственной программы.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА