И всё вокруг автобусов

avtobus 870x400 1 Город

В весьма бурных обсуждениях, на эмоциональных тонах прошла первая часть заседания Атырауского областного общественного совета, посвященная вопросам обслуживания городских общественных перевозок.

 С интервалом напряжёнка

С докладом о состоянии пассажирских перевозок выступил руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Самат Айткалиев. Но потом его завалили вопросами касательно работы общественного транспорта, на большинство из которых отвечал согласно компетенции руководитель городского отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алибек Муханбеталиев. В частности, от общественников прозвучали вопросы и претензии касательно несоблюдения чистоты в городских автобусах, нехватки их на пассажирских линиях, несоблюдениями ими интервала движения, грубости водителей, гонок на дорогах и т.д. Вполне традиционный знакомый букет вопросов и жалоб, которые приходится слышать на собраниях, когда речь заходит о работе общественного транспорта. «Как можно говорить, что мы живем в нефтяной столице? Салоны автобусов пыльные и грязные, водители грубые, люди по полчаса стоят на остановках, кроме 14-го маршрута. Автобусы не ездят положенное время, а уезжают в автопарки пораньше. Когда же вы, как горЖКХ, наведете порядок?», — посетовала член общественного совета Мадина Кулушева.

Так, вполне обоснованная жалоба была прочитана со скрин-шота в социальных сетях председателем Атырауского областного общественного совета Максимом Избасовым по поводу интервала движения автобусов маршрутов №№12 и 30.

 – Вот прочитаю вам выдержку из жалобы, опубликованной в соцсетях. «На остановке «Дом быта» прождали автобусы по маршрутам №№12 и 30 около 40 минут. Неужели нельзя наладить интервал движения, чтобы люди не стояли подолгу на остановках в ожидании автобусов?». Что скажете на это? – отметил Избасов, обращаясь к руководителям госорганов, курирующих общественные перевозки и компании-перевозчиков.

Не кнутом, а конкуренцией…

Отвечая на посыпавшиеся вопросы, руководитель городского отдела ЖКХ А. Муханбеталиев сказал, что за вопросы чистоты, уборки автобусов, дисциплины водителей ответственны прежде всего руководители и учредители компаний-перевозчиков.

– Вы знаете, чистота автобусов это же прежде всего работа перевозчиков. Раз они взялись перево­зить горожан, то должны соблюдать условия договора и выполнять взятые на себя обязательства. Да, я согласен, некоторые водители относятся с безразличием и равнодушием к чистоте в салонах автобусов. Занимаются опасным вождением, наперегонки. Но в отношении таких водителей перевозчики принимают меры, с такими водителями расстаются. Надо признать, у нас много недостатков. Мы можем расторгнуть с ними договоры, если постоянно будем находить у них нарушения. А вы спросите: «А кто их заменит? Кто придет им на смену?».

Горожане, люди сразу же начнут возмущаться по поводу отсутствия у них в городе автобусов. В этой сфере нам нужно развивать конкурентную среду. И уйти от сложившейся, по сути, монополии на общественные перевозки. Поэтому я везде — и перед представителями СМИ, и перед общественностью разъясняю, что если у нас будет хорошая конкурентная среда, то работа наладится. На сегодня решены вопросы субсидирования общественных перевозок.

Так, общая сумма выделяемых субсидий на перевозку горожан разных категорий выросла с 5,1 млрд в 2022 году до 6,4 млрд тенге. Увеличение объема денежных средств из бюджета связано с подорожанием ГСМ, запасных частей и деталей к автобусам, в основном импортного производства. Да, государство создало автобусные парки, чтобы выправить критическую ситуацию с общественными перевозками в городе. Но у автобусных парков наблюдается текучка кадров, особенно не хватает водителей соответствующей категории. Автобусы есть, а водителей нет. Мы со своей стороны сейчас вышли с предложением и ведем предварительные переговоры с двумя-тремя перевозчиками, один из которых из России. Если они готовы зайти к нам с 100 или 200 автобусами, то мы готовы к диалогу. Только они должны просчитать, насколько выгодно им работать в нашем регионе и дать ответ, – сообщил Муханбеталиев.

Что касается интервала, то, по его словам, в целом на пассажирских линиях соблюдается интервал движения в 10-15, а на некоторых линиях максимум 20 минут. Это зависит от наличия автобусов на маршруте. Ему вторил директор автобусного парка ТОО «Akzhayik Avtopark» Куантай Калман, который сказал, что никаких задержек по интервалу ни по 12-му, ни по 30-му маршруту нет. Намекнув, что это излишний навет или поклеп в адрес этого автобусного парка. Но все равно вопрос интервала движения автобусов остается актуальным для горожан и на сегодня не снят с повестки дня.

С зарплатой решили

Алибек Муханбеталиев в свою очередь касаемо решения вопроса с мотивацией водителей, повышения денежного довольствования проинформировал, что повышение зарплаты было в апреле текущего года. Отныне оклад водителей автобусов составил 320 тысяч тенге и вроде после удержаний водительская зарплата выходит среднем в 250 тысяч тенге, а со сверхурочными на руки они получат 290 тысяч тенге. Сверх­урочная работа это значит проколесить дополнительно пару часов по городу. Сложившиееся положение дел, конечно же, вызвало негодование у ряда членов общественного совета.

«Как так может быть, что в Атырау не могут найти водителей? Для чего вы тогда вообще сидите тут? Почему не решаете этот вопрос?» – послышалось в зале. Но пока кардинально решить вопрос с нехваткой водителей у автобусных парков не получается. В этом открыто призналось руководство автобусного парка «Атырау Автопарк». И на сегодня автобусные парки испытывают дефицит водителей категории «Д», данная компания занимается активным поиском таких водителей, включая даже другие регионы на просторах нашей необъятной республики, но, увы, желающих приехать на работу в Атырау пока не наблюдается. Чтобы обслуживать один автобус, нужны два водителя, то есть нужен элементарно сменщик. Впахивать каждый день с 6 утра до 11 часов вечера не каждый согласится, это физически трудновато даже для самых выносливых людей. Пока приходится обходиться одним водителем.

 Ловите автобусы после семи

Касательно автобусного движения, то график движения автобусов начинается с 6 часов 30 минут и заканчивается до 20.00 часов. Именно за этот промежуток времени по договору получают субсидии городские перевозчики за оказание услуг по пассажирским перевозкам. Сейчас руководство городского отдела ЖКХ вышло с предложением в адрес акима города с тем, чтобы продлить движение автобусов на маршрутах еще на два часа дольше обычного. Но это все опять-таки упирается в финансы. Этот вопрос ожидает решения в течение месяца, как прозвучало в зале. Да, что греха таить, вечерком, между 7 и 8 часами, автобусы иной раз «застревают» на конечных и встают на простой, дожидаясь окончания рабочего времени. Водители тоже люди, понимаем, устают и выматываются за целый день и спешат поскорее закончить смену, потому что завтра в 5 утра вновь надо подниматься и идти водить этот автобус. Ну а горожане, не дождавшись долгожданного автобуса, побурчав, поругав автопарки, разъезжаются по домам на радость таксистам.

 Павильоны открыты, милости просим, заходите!

Нарекания и критику общественников вызвало состояние основной доли автобусных остановок, то, что они сделаны из легких конструкций, не защищают людей зимой от холодов и ветров, а летом не спасают от жары и зноя. Потому как они чересчур маленькие и прозрачные. И опять возникла тема крытых остановочных павильонов. Что они частенько стоят закрытыми, а если бывают открытыми, то, как правило, в них не работают сплит-системы. Иной раз там лежат и отдыхают лица без определенного места жительства, которые там же справляют свою нужду.

Руководитель горЖКХ парировал, сообщив, что все городские остановочные павильоны на сегодня стоят открытыми для пользования горожан.

«В настоящее время крытые остановки функционируют и переданы в управление городской спецавтобазе. Ее работники следят за чистотой на остановках. Им за эту работу оплачивают. Вы же видите, что остановки хулиганы пинают и ломают, а уследить за всеми объектами невозможно. На это средства из бюджета не выделяются. По мере возможности городские остановки содержатся», – сказал Муханбеталиев.

Есть вопросы по обустройству автобусных остановок там, где они отсутствуют. Прозвучало предложение, если жители той или иной улицы, или населенного пункта попросят об обустройстве остановки, то им нужно обратиться в горакимат и горЖКХ. Там изучат этот вопрос и по мере финансирования мероприятия из бюджета займутся установкой автобусной остановке. К тому же член областного общественного совета Нурайнаш Камалова указала на отсутствие дорожных «кармашков» и остановок по ул. Жастар и дороги, ведущей в села Ракуша и Еркинкала. Зимой во время гололеда и осадков из-за отсутствия «кармашков» или заездов возникает угроза падения автобусов при остановке у обочины дороги. На что руководство горЖКХ сообщило, что на данной дороге в текущем году стартуют работы по ее реконструкции. Срок проекта – 24 месяца. Согласно проекту предусмотрено обустройство «кармашков» и установка новых автобусных остановок.

Далее член общественного совета Балжан Досмухамбетова предложила навести порядок на конечной остановке Авангарда, упорядочить места парковки тех или иных маршрутов с указанием их нумерации, чтобы пассажиры точно знали, откуда двигается определенный маршрут и чтобы люди не бегали за автобусами. А также упомянула о необходимости установки электронных табло на городских остановках для удобства, чтобы в онлайн-режиме пассажиры могли видеть, когда и какой маршрут на подходе. Это удобно, конечно, но сомневаемся, что это будет реализовано на деле, учитывая предыдущий негативный опыт установки подобных табло. Так, на двух остановках «Роддом» в пилотном режиме четыре года назад установили такое табло для незрячих людей с кнопкой голосового сопровождения. Но дальше проект не пошел. А в 2015-2016 гг. в Атырау повсеместно установили стационарные табло, которые обошлись городской казне чуть ли не в 60 млн тенге. Но они толком так и не заработали.

Потом их демонтировали, но одно табло осталось как памятник бесхозяйственности, расточительства и коррупционных схем, он стоит на конечной остановке «Ж/д вокзал». Все озвученные, поступившие предложения и вопросы, поднятые общественниками на очередном заседании Атырауского областного общественного совета, были записаны и будут запротоколированы и, надеемся, что госорганы примут их к сведению. Хотелось бы верить, что к следующему заседанию по данной тематике хотя бы часть из них будет исполнена и реализована, а не останется на бумаге.

Тимур КАЗИЕВ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна