Город

Атырау нужен большой центр искусства

Нашему региону нужен большой центр художественного и декоративно-прикладного искусства. Об этом неоднократно на разных встречах и выставках говорили художники и мастера-рукодельцы.

Культурная жизнь Атырауской области развивается динамично. Практически каждую неделю проходят концерты, выставки, спектакли, встречи. При этом зрителей стало заметно больше, что очень радует. Однако другие, не попадающие на глаза человека сферы, заметно буксуют. Нашему городу очень нужен творческий центр, куда бы приходили народные умельцы, чьи по-настоящему золотые руки могут сотворить уникальную домбру, ювелирные украшения тонкой работы, супермодные сейчас изделия из войлока, гончарную посуду… Ведь художественное и декоративно-прикладное искусство казахского народа настолько уникально и столь же широко, что трудно обозначить границы. Мы это поняли при подготовке серии материалов о мастерах прикладного жанра к Наурызу. Рассказывая секреты мастерства, народные умельцы сетовали на то, что нет обмена опытом с другими творцами, нет общения между собой, связи, практически никто не интересуется их деятельностью. О них вспоминают лишь во время областных и международных выставок или Дней Атырауской области, а также во время встречи государственных делегаций, когда нужно масштабно показать развитие народной культуры в нашем регионе. 

Три года назад мастеров-умельцев обнадежил аким Атырауской области Нурлан Ногаев, пообещавший переделать в творческий центр большую недостроенную баню по дороге в аэропорт. Он даже сообщил, что разрабатывается ПСД объекта. К бане должно быть пристроено еще два этажа, и нате вам творческий центр.

kak sohranit proshloe v nastoyashhem 1

– Один из предпринимателей уже дал свое согласие на строительство объекта. Планируется, что в новом творческом центре будут работать художники, архитекторы, живописцы, акыны, скульпторы, ремесленники и другие. Здесь же будут обучаться искусству взрослые и дети, – говорил Нурлан Ногаев в феврале 2019 года.

Но руководителя области сменили, а состояние общественной бани на апрель 2022 года стало еще хуже, и ее теперь легче снести, чем восстановить и дополнить. И никто не знает сейчас, был ли на самом деле тот таинственный предприниматель и где эта проектно-сметная документация, потому что ни в областном управлении строительства, ни в управлении культуры, развития языков и документации о таком решении не слышали.

Как пояснила исполняющий обязанности руководителя управления культуры Мира Даулетбаева, к ним никто с предложением не обращался.

– Центр действительно нужен. У нас очень много талантливых мастеров, которые должны и хотят передать свои наработки, умения и знания молодым людям. Мы встречаемся с ними лишь на выставках и мастер-классах, а вот системной работы нет.

Мазен Шакиев (герой нашей публикации о домбре, авт.) изготавливает из дерева все, что попросит человек – от казахских национальных инструментов до мебели с казахскими орнаментами. Живет он в городской квартире, а мастерская находится в доме сына за городом. Если бы был творческий центр, и там бы располагалась его мастерская, он бы охотно взялся обучать увлеченных молодых ребят. Его знаний нет ни в какой литературе, в Instagram и Youtube-канале, так как многое он постигал сам, по наитию, интуиции, методом проб и ошибок. Наш молодой ювелир Кайрат Шапабаев, выпускник Малой академии искусств и Академии искусств имени Т. Жургенова в г. Алматы, самостоятельно решает вопрос с мастерской. По его словам, многим нравятся особенные ювелирные изделия казахского народа, есть заинтересованные, но вот обучать их нет возможности. В таком же положении находятся наши народные умельцы – мастер по работе с деревом и коже Нурсултан Калиев, валяльщица шерсти Майра Кайрошева, Кенес Аипкалиев, который знает секреты изготовления камчи. Но каждый из них самостоятельно решает вопросы местонахождения, а это большой минус – нет общения, обмена опытом, мастер-классов. А прикладное искусство – это наше богатое наследие, которое мы должны беречь и обязательно передать следующему поколению.

kak sohranit proshloe v nastoyashhem 2

Мы обратились в Атырауский областной музей художественного и декоративно-прикладного искусства с целью узнать, есть ли у них возможность открыть подобный центр. Директор музея Толеген Орынбасарулы обрадовался вопросу, отметив, что наконец-то мы затронули то, о чем много лет подряд говорят только сами художники и прикладники.

– Центр очень нужен. Это надо рассматривать как шанс сохранить и приумножить народную культуру. Но, к сожалению, даже у самого музея возможности ограничены. У нас очень много работ, прекрасных картин, а выставить негде. Мы сами катастрофически нуждаемся в новом типовом музее, но, к сожалению, сфере культуры деньги выделяют по остаточному принципу. Поэтому такого центра пока нет, хотя возможности есть. А государство, если думает о будущем, должно в первую очередь заботиться об архивах, музеях и библиотеках. У нас немало пустующих зданий, которые находятся на городском балансе. Например, в Ретропарке есть выставочный павильон, его можно переделать под творческий центр и мастерскую. Иначе мы в будущем не сможем собрать даже юрту.

Казахское народное прикладное искусство – это живая история, настоящее богатство и сокровище степи. Каждый предмет ручной работы – это не просто энергия рук человеческих, это еще и самобытное творчество народа. Каждая такая вещь уникальна и делается в единственном экземпляре, даже если изготовить ее по аналогии. А чтобы создать их, нужны условия. Но их у нас нет. А пока мастера-умельцы ограничиваются лишь часовым онлайн-мастер-классом или просто показательными работами на выставках, которые проводят два наших областных музея.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button