Малик Кариев: «Я — счастливый человек»

malik kariev1 Главная

Как это так можно – знать и чтить каждую букву Кодекса этики, Конституции, Трудового кодекса, Закона о госслужбе? Как это –­ каждый день ходить с портфелем, в костюме, не публиковать в соцсетях фото с семейных торжеств и отдыха и отказываться от подарков? И может ли госслужащий быть абсолютно счастливым человеком? Ответы на эти и другие вопросы знает чиновник с 20-летним стажем, заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Малик КАРИЕВ.

Перспектив много (блогер не прав!)

Малик Сагидуллаевич, начну с… блогера. Недавно некий «WriterKz» опубликовал на своей странице в соц­сети пост о том, что работа госслужащего совсем не такая привлекательная: небольшие зарплаты, пренебрежительное отношение начальства, отсутствие льгот и перспектив. Вы ведь давно на госслужбе? Согласны с этим блогером?

– Для начала хочу сказать, что правовую основу государственной службы составляют Конституция, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Закон о госслужбе, иные нормативные правовые акты.

Госслужба – это деятельность государственных служащих в госорганах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти – так говорится в законодательстве о госслужбе. На государственную службу принимаются граждане Республики Казахстан, соответствующие квалификационным требованиям, способные по своим личным и профессиональным качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности и не достигшие установленного законом Республики Казахстан пенсионного возраста.

Но хочу заметить, что впервые поступающие на государственную службу начнут свою профессиональную деятельность только с низовых должностей. Для этого они должны пройти тестирование на знание законодательства и наличие компетенций плюс собеседование в государственном органе.

Причём, требования к служащим написаны на бумаге и закреплены законодательно. Они установлены в «типовых квалификационных требованиях к должностям корпуса «Б». К ним относятся: наличие опыта работы, уровень специальных знаний, самостоятельность в работе, ответственность за принимаемые решения и их последствия, сложность выполняемых задач. Для руководителей дополнительно — умение управлять коллективом и мотивировать его на достижение целей. Для этого введена автоматизированная система оценки личных качеств кандидатов на госслужбу. Это новый механизм, определяющий наличие у кандидата компетенций, необходимых для его эффективной работы на государственной службе.

Гражданам, впервые поступающим или вновь поступающим на госслужбу после ее прекращения, необходимо получение положительных результатов специальной проверки, проводимой органами национальной безопасности, на предмет соответствия условиям поступления на госслужбу. 

Для граждан, впервые поступающих на административную государственную службу, устанавливается трехмесячный испытательный срок – проверить соответствие занимаемым государственным должностям.  При положительном прохождении испытательного срока гражданин назначается на определенную административную государственную должность и принимает присягу.

Отмечу, что знаковым моментом является переход на факторно-балльную шкалу оплаты труда и внедрение регулярной оценки результативности госслужащих и выплаты бонусов. Метод, внедренный в большинстве передовых стран, предусматривает распределение всех должностей по уровням единой шкалы на основе определенных факторов.

И теперь должности, находящиеся в одной категории, могут оплачиваться по-разному. Кстати, акимат Атырауской области внедрил в пилотном режиме систему факторно-балльной шкалы оплаты труда с 1 января прош­лого года. Благодаря внедрению факторно-балльной шкалы оплаты труда, больше (в сравнении со вспомогательными работниками) станут зарабатывать работники отраслевых структур, формирующие политику, аналитики. Сокращение диспропорции в окладах госслужащих – это еще значимый положительный аспект внедрения новой системы.

Дело в том, что при старой тарифной сетке в министерствах получали значительно больше служащих акиматов, а оклад любого руководителя, вне зависимости от содержания работы, был выше, чем у исполнителя.

По новой же системе все должности оцениваются с учетом трёх факторов: какой уровень знаний, компетенций и опыта работы необходим для эффективного осуществления должностных обязанностей; степень сложности поставленных перед должностью задач; степень ответственности за недостижение результата.

На госслужбе богатым не будешь. В то же время госслужба – стабильность, уверенность в том, что заработанное получишь в срок. К тому же госслужащий – профессия публичная.

Считаю, что главной задачей руководителя любого уровня является порождение доверия на вверенном ему участке и устранять все то, что мешает ему в карьерном росте, что позволит снизить издержки рабочих процессов и многократно повысит эффективность работы на государственной службе.

Еще один плюс: благодаря проведенным реформам и преобразованиям в сфере госслужбы законодательно закреплено обеспечение ротируемых госслужащих жильём без права приватизации. При ротации в другую местность административному госслужащему на период исполнения им должностных обязанностей предоставляется служебное жилище без права приватизации. При этом в случае отсутствия возможности предоставления служебного жилья чиновнику не может быть предложена ротация в другую местность.

Кроме того, законодательством о госслужбе закреплено повышение квалификации не реже одного раза в три года. Также существует продвижение по госслужбе: эта процедура осуществляется с учетом квалификации госслужащего, компетенций, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих служебных обязанностей. Если объяснить просто термин «меритократия», то руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. И этот институт широко используется.

К тому же госслужащие обеспечиваются жильем в порядке, определяемом законодательством о жилищных отношениях. Для индивидуального жилищного строительства госслужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются земельные участки. Есть и прочие льготы – например, чиновники и члены их семей, проживающие совместно с ними, пользуются в установленном порядке медобслуживанием в госучреждениях здравоохранения.

Так что, отвечая на ваш вопрос, скажу: перспектив на госслужбе предостаточно.

Скромность украшает

Вы так всё объяснили, что мне даже захотелось на госслужбу! Жаль, что подарки с некоторых пор запрещены: в прошлом году все обсуждали Этический кодекс и то, что нельзя дарить презенты госслужащим. А что, много дарили?

— Новый Этический кодекс госслужащих Республики Казахстан был принят во исполнение 12 шага Плана нации «100 конкретных шагов» и направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на госслужбе и предупреждение случаев неэтичного поведения госслужащих.

Согласно этому Кодексу, госслужащий должен быть скромным, соблюдать общепринятые морально-этичес­кие нормы, а своими действиями и поведением не давать даже повода для критики общества.

В октябре прошлого года Главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции». Так вот, по закону запрещаются подарки, материальное вознаграждение и предоставление услуг госслужащим и членам их семей за действия в пользу дарителя.

Госслужащий, которому подарили подарки, вправе с уведомлением вышестоящего должностного лица выкупить их по стоимости, определенной в соответствии с Законом РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», на основании договора купли-продажи, заключаемого с уполномоченным органом по управлению госимуществом. Вырученные от продажи подарков деньги перечисляются в республиканский бюджет.

А вот много подарили или мало, как вы спрашиваете, таких данных у меня нет.

Так всё строго? Даже на Новый год нельзя друга-госслужащего поздравить?

– По моему мнению, раньше госслужащим подарки дарили именно в честь профессиональных праздников (ну, есть ведь День учителя, День работника медицины – так и День госслужащего), и в знак уважения и за внесенный весомый вклад коллегам в эти дни преподносили цветы, торты, коробку сладостей. Сейчас же чиновникам дарить нельзя абсолютно ничего. 

Но, думаю, указанное выше законодательное ограничение на получение подарков не должно распространяться на личные праздники, и уж в свой день рождения его могут поздравить близкие и родственники.

В одном из городов нашей страны дети нарисовали своих родителей-госслужащих. Почти все изобразили мам и пап с кипой документов, с телефонами, в пиджаках и жакетах. А какой вы для своих детей?

– Я думаю, наши дети не видят нас такими, как вы описали, по крайней мере, мы с супругой стараемся. Я свое свободное время провожу с семьей  и понимаю, что дети не должны видеть родителей, загруженных работой, потому что мы – главный пример для них.

Имидж – всё

Кстати, о примере: недавно замес­титель главы администрации Президента Казахстана Тимур Сулейменов отметил, что «Государственные служащие регулярно привлекаются к той или иной ответственности за различные нарушения. Похвально, конечно, что дисциплинарные комиссии на местах работают хорошо. Но вместе с порицанием служащих нужно также «подсвечивать» те вещи, которые делаются хорошо и правильно. Нам нужно повышать имидж государственных служащих». Что вы скажете на этот счет?

– Не буду скрывать, иногда у наших граждан формируется не совсем позитивное восприятие госслужбы, связанное с проявлениями волокиты, бюрократизма на государственной службе, фактами коррупционных правонарушений и невысоким качеством оказания государственных услуг. Данные обстоятельства зачастую оказывают свое негативное влияние на имидж госслужбы.

Поэтому необходимо активизировать работу по формированию положительного имиджа госслужбы. Здесь речь прежде всего идет о налаживании взаимоотношений госорганов с институтами гражданского общества и СМИ, об открытости деятельности госорганов, разработке и внедрении эффективных процедур «обратной связи» с населением, мерах по повышению привлекательности госслужбы. В целом имидж государственной службы во многом зависит от качества услуг, предоставляемых государственными органами населению.

Некоторые качества личности, такие как внешность, голос и умение вести беседу, могут сыграть определяющую роль в его карьере. Для достижения целей нужно уметь расположить к себе людей, которые окружают, с которыми работаешь и общаешься. Важно уметь правильно пользоваться языком жестов, общаться с представителями прессы, обладать искусством публичных выступлений, переговоров по телефону. В общем, надо создать свой неповторимый имидж, который будет отличать тебя от других.

А вы давно на госслужбе? И в каком управлении, департаменте сложнее работать?

– Свою трудовую деятельность начал в 2001 году в органах внутренних дел области после окончания Казахского государственного национального университета имени аль-Фараби, по специальности (специальность – правоведение – мне очень нравится). В органах внутренних дел проработал пять лет. Затем работал в акимате, в департаменте по делам государственной службы. Сейчас я – заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области.

Горжусь тем, что 20 лет своей жизни посвятил государственной службе.

Знаете, в каждой отрасли и должности есть свои специфические особенности. К примеру, в органах внутренних дел главными задачами являются борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

В департаменте по делам госслужбы мы осуществляли в пределах установленной компетенции регулятивные, реализационные и контрольные функции в сферах государственной службы, оценки и государственного контроля за качеством оказания госуслуг.

А управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог проводит эффективную государственную политику в сферах автомобильного транспорта, автомобильных дорог и дорожной деятельности – чтобы были доступные качественные транспортные услуги и соответственно полное удовлетворение экономики и общества. То есть дороги хорошие, и народ с удовольствием пользуется, а государству не приходится тратиться на новый ремонт (если ранее попался недобросовестный подрядчик). В данном случае моя работа связана с производством.

Вообще, госслужба регулирует практически все сферы жизнедеятельности государства: это и социально-культурная сфера, и управление экономикой, промышленностью, сельским хозяйством и административно-политической сферой.

Каждая отрасль уникальна, имеет присущие только ей структуру, экономические показатели, соотношение конкурентных сил, что предопределяет особенности реализуемых стратегий и ведения конкурентной борьбы, требуемый объем ресурсов и потенциал.

А вообще, на мой взгляд, каждый человек должен относиться к своей работе с душой и любовью, только тогда она будет плодотворной. Я бы назвал счастливым человека, который утром спешит на работу, а вечером с радостью возвращается домой (кстати, я не один в семье чиновник – у меня и супруга госслужащая! Подрастают две дочери и сын, пока не выбрали, кем они станут).

Готов посвятить всю свою жизнь государственной службе. Для меня государственная служба – служение народу и Родине.

Пользуясь случаем, поздравляю коллег с профессиональным праздником — Днем государственного служащего! Желаю им крепкого здоровья, семейного счастья и успехов в работе!

Значит, вы счастливый человек?

– Абсолютно точно!

Государственный служащий должен руководствоваться следующими этическими нормами:

1) уметь распоряжаться властью и полномочиями и при этом быть честным;

2) на государственной службе работать на благо государства, а не ради собственного благополучия, не путать государственные средства с собственным карманом;

3) должен жить, не боясь вопроса «На что живешь?», так как не должно быть оснований для появления снимков его вилл, высоких заборов вокруг них и дорогих иномарок;

4) важно жить в полном согласии с требованиями законов;

5) нужно на любом посту, на любой должности работать так, чтобы ни при каких обстоятельсвах не утратить доверия народа, граждан своей страны;

6) должен быть примером справедливости, скромности, уметь вести себя среди людей;

7) прежде чем руководить коллективом, должен сам научиться подчиняться, уметь выполнять то, что требует от своих сотрудников;

8) но надо немедленно вмешиваться, принимать меры, если видишь, что наносится ущерб интересам государства или готовится коррупционное деяние.

Замечу, что каждый уважающий себя гражданин должен препятствовать проявлению коррупции со стороны чиновников – для развития правовой грамотности населения. А сами госслужащие должны самосовершенствоваться: жизнь преподносит нововведения во все сферы жизнедеятельности.

(Цитата М. Кариева из интервью)

Поделиться с друзьями

Главный редактор

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна