Экология

ХРАНИТЕЛЬ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Недавно в областном историко-краеведческом музее прошел литературно-познавательный урок под названием «Ақ сұңқар құстың асылы», организованный с целью ознакомления с творческим наследием выдающегося атырауского поэта-импровизатора Мурата Мункеулы и воспитания национальной гордости и чувства патриотизма у подрастающего поколения.
Атыраускую землю можно с полным правом назвать месторождением музыкальных талантов. Редкий природный дар в сочетании с активной гражданской позицией выделяют фигуру Мурата Мункеулы среди многочисленных талантов нашей земли. Акын был кладезем традиционного песенно-поэтического искусства казахского народа, виртуозным поэтом-импровизатором, оратором, интеллигентом, прекрасно знавшим историю родной земли.
Мурат Мункеулы родился в 1843 году в окрестностях аулов Тайсойган и Карабау Кызылкогинского района в семье бедного крестьянина. Стать акыном Мурату было суждено, как говорится, Бог велел. Его мать Каражылкы была виртуозной певицей и акыном, брат Матай тоже был акыном. Грамоту Мурат познавал у аульного муллы. Но и этого скудного образования хватило мальчику, от природы наделенному даром слова, чтобы в нем проснулся его гений. Особенно сильно повлияла на оттачивание его таланта народная поэзия — семена народного творчества пали на благодатную почву.
По казахской традиции, чтобы завоевать право называться акыном, от молодого поэта требовалось выиграть словесное состязание с маститыми мастерами айтыса — исконно казахского жанра в музыкально-поэтическом искусстве. И вновь небеса благоволят ему: он знакомится с бием Есетом, который рассказывал ему историю казахской земли и про генеалогию казахов. Эти знания были обязательны для каждого уважающего себя казаха, а уж тем более для поэта с домброй — отлично знать историю народа означало располагать ценной информацией, владеть ситуацией, это были козыри сильного акына. А би Есет (1778-1868) был незаурядным человеком — справедливым судьей, оратором и талантливым воеводой. Боевое крещение Мурат получил в айтысе с акыном Жылкышы из рода Ысык, а тот был первым акыном этого рода.
Мурат начал свой путь поэта-импровизатора довольно рано, будучи 16-летним подростком. Он вступал в словесный поединок со знаменитыми мастерами красного слова Бала Оразом, Жаскеленом, Жантоле, Тыныштыком, Изимом. Отличное знание истории, произведений жырау и батыров в сочетании с твердым характером и находчивостью обеспечивали ему победу. Именно Мурат Мункеулы донес до нас богатое наследие таких великих жырау, как Сыпыра, Асан, Казтуган, Шалкииз, Жиенбет, Доспанбет, Махамбет, Шернияз.
Теперь остановимся на творческом наследии самого Мурата. Оно представлено сказаниями в стихах, песнями и поэмами. Его произведения «Үшқиян», «Сарыарқа», «Қазтуған», «Өттің бір қапы дүние» однородны по своей мелодии и содержанию текста. Как известно, Мурат Мункеулы жил в эпоху, когда в связи с новой реформой царского правительства началось массовое переселение русских крестьян в казахские степи, изменилась система управления степным государством, менялся привычный уклад жизни. И в этих его произведениях передано настроение народа.
Но наиболее значительным по объему произведением акына является героический эпос «Карасай — Кази», в котором он воспевает отвагу батыров Карасая и Кази, сыновей батыра Орака. Это сказание свидетельствует о том, что Мурат был еще и талантливым сказителем — жырау.
Творчество акына развивалось в разных жанрах. Среди его творений есть и лирика, письма, беседы, критика, афоризмы. Тема его произведений — это неприкрытая правда той эпохи, в которую он жил, люди его времени, их помыслы и деяния, а также философские размышления о мироздании, общечеловеческих проблемах, переменах в мире. Например, в стихах «Айжарыққа», «Есенғали болысқа», «Есентемір Тұрабай болысқа», «Қарақожа болысқа» поэт выражает свой протест против волостной власти и царской выборной системы.
Впервые произведения Мурата Мункеулы были изданы в 1908 году в Казани в типографии братьев Каримовых. Сборник из 24 страниц назывался «Мұрат ақынның Ғұмар қажыға айтқаны». Неизвестно, кто издал книгу. А в 1924 году Халел Досмухамедов выпустил в Ташкенте сборник «Мұрат ақынның сөздері». Произведения М.Мункеулы были включены в школьную программу до 1947 года. Эпос «Карасай — Кази» был издан отдельной книгой. А стихи и сказания вошли в сборники «Үш ғасыр жырлайды», «Бес ғасыр жырлайды», «Ай, заман-ай, заман-ай».
Первым изучил произведения Мурата Мункеулы Халел Досмухамедов — ученый собрал и упорядочил его творческое наследие, отметил противоречия в произведениях акына и дал им свою оценку. В разные годы изучением его творчества занимались литературоведы, поэты и писатели, в частности, большую ценность представляют исследования М.Ауэзова, А.Коныратбаева, М.Жолдыбаева, К.Жумалиева, А.Токмаганбетова, С.Муканова, Ы.Дуйсенбаева, Х.Суиншалиева, М.Магауина, К.Сыдикова, раскрывающие глубинную природу творений акына. Наследие Мурата Мункеулы было собрано в результате работы экспедиции, организованной в 1940-ые годы Институтом языка и литературы Академии наук РК. Значительно обогатили библиотеку Академии и фонд рукописей Б.Коркытов, А.Абдрахманов, Г.Абильмаженов и другие литераторы. Многие стихи и сказания были воспроизведены при участии сына поэта Даулеткали.
В 1991 году по инициативе ученых К.Сыдикова и Ш.Керимова был издан сборник произведений четырех акынов — Кашагана Куржиманулы, Шынияза Шанайулы, Мурата Мункеулы, Насихата Сугурулы, живших в Мангистауской и Атырауской областях, под названием «Алқаласа әлеумет». В том же году увидела свет книга Х.Досмухамедова «Аламан» (составители Г.Анесов, А.Мектепов, Ш.Керимов), в которую были включены произведения из сборника, выпущенного в Ташкенте в 1924 году.
Достаточно собрано и автобиографических данных, некоторые из них хранятся в фонде рукописи Института языка и литературы и центральной библиотеке Академии наук РК.
Вот что пишет о родословной Мурата Мункеулы Берик Коркытов: «Мурат происходит из племени Байулы. От Байулы пошел Бериш, от Бериша Байсеит, от Байсеита Китас и Тлес. От Тлеса родились Бокен, Каратокай. От Каратокая родились Айтболат, Аккулы, Андыкожа, Шындыке, Бердике. От Аккулы родились шесть сыновей — Карабас, Жиенбай, Утегул, Маман, Кулсары, Жарылкасын. От Жиенбая родился Рапхан, от него Аман, от него Мунке. Мурат второй сын Мунке».
Сын Мурата Даулеткали пересказал Берику Коркытову поэмы «Үшқиян» и «Сарыарқа», таким образом и дошли до нашего времени эти произведения. Тогда Даулеткали было уже под 70, со дня смерти его отца прошло сорок лет. Сын поэта жил в ауле Акжайык и скончался там же в 1958 году. Его единственная дочь Бакиза умерла от болезни. Так оборвалась фамилия великого мастера айтыса…
Через несколько лет после той удачной экспедиции Берика Коркытова была организована фольклорная и диалектологическая экспедиция под руководством Сарсена Аманжолова и Кажыма Жумалиева. Айтым Абдрахманов записал и стихи сына знаменитого импровизатора. Еще одним исследователем литературного наследия Мурата Мункеулы является Бауыржан Омаров. Он написал множество статей об акыне, издал книгу «Мұрат Мөңкеұлы». В 2001 году Берик Коркытов выпустил книги «Мурат» и «Қынапты қара қылышпын», в том же году вышла в свет книга «Алқаласа әлеумет» под авторством К.Сыдикова и Ш.Керимова.
Мурат Мункеулы скончался в 1906 году в возрасте 63 лет в селе Орлик Индерского района, похоронили его в ауле Жарсуат.

Дархан ЖУМАГУЛОВ, заведующий отделом научного исследования истории края Атырауского областного историко-краеведческого музея

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button