УГОСТИ БЛИЖНЕГО КОЖЕ И ПОЖЕЛАЙ ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ
Новый год — Наурыз — имел большое значение для восточных народов, поскольку, несмотря на языческие корни праздника и исламизацию, он до сих пор сохраняет свои твердые позиции в большинстве стран. Если на постсоветском пространстве, в Казахстане, Азербайджане или Узбекистане, он был под запретом из-за своей якобы религиозной направленности, то в Турции и других странах — по внутриполитическим причинам. Но тенденции склонны меняться: чем больше влияние глобализации и ближе перспектива потерять свою оригинальность, тем сильнее нация стремится обратиться к свои истокам, вернуться в прошлое. Наурыз за последние годы переживает вторую жизнь, практически оправдывая свое название «новый день».
В Атырау изучением вопросов возникновения обычаев и традиций заняты энтузиасты, люди, которым небезразлична история своего народа. Одной из таких персон является член Союза журналистов Республики Казахстан, деятель культуры Абат Кенжегалиулы, с которым мы поговорили об особенностях празднования Наурыза в Казахстане.
— Абат Кенжегалиевич, что подтолкнуло вас начать изучение народных традиций?
— В 1993-1996 годах я возглавлял областное управление по языкам. В то время уровень изучения казахского языка был достаточно низким. Было действительно больно наблюдать за происходящим, появилось желание исправить ситуацию, вложить все свои силы для этого.
Нужно было поднимать не только статус казахского языка, но и привлечь внимание общества к проблемам изучения традиций и обычаев, которые за годы советского периода позабылись, поистерлись из людской памяти.
Независимость и суверенитет Казахстана, безусловно, способствовали духовному и культурному возрождению казахского народа. Веяние независимости принесло с собой поистине живой источник энергии и энтузиазма, а также повышенный интерес казахского народа к своему прошлому, настоящему и будущему.
К примеру, в 1997 году, который был назван годом национального согласия и памяти жертв политических репрессий, впервые по-настоящему узнали и поняли, у какой опасной черты мы стояли. Оказывается, не только великие сыны казахского народа стали жертвами политических репрессий и безжалостно уничтожены кровавым режимом. На грани исчезновения оказались многовековая история, родной язык, быт, национальные традиции и религия.
А 1998 год запомнился нам как год народного единства и национальной истории. Как высказался поэт-философ, народный писатель Республики Казахстан Кадыр Мырза Али: «Наша история — история громадная, однако учебник по ней очень тонок». Оказалось, что мы очень мало знаем о прошлом духовном, культурном, героическом своего народа.
Огромное значение имел для нас также тот факт, что 1999 год был объявлен годом единства и преемственности поколений. Дело в том, что однобокая советская идеология и политика СССР оказали сильное негативное влияние на национальные традиции, а также взаимопонимание между представителями разных поколений. К примеру, подверглись сильному изменению традиционные взаимоотношения между свекровью и снохой, дедом и внуком. Нарушилась цепь естественных взаимоотношений, передачи опыта и назиданий, которые прошли сквозь сито времени и являются главным достоянием в деле воспитания подрастающего поколения. Бесценный кладезь народной мудрости чуть не порос бурьяном.
Таким образом, на протяжении многих десятилетий, в результате претворения в жизнь так называемой политики «расцвета и сближения наций», а точнее, превращения всех народов СССР в одну нацию — была разорвана преемственность поколений, забыты национальные традиции, обычаи. И только с приобретением суверенитета и независимости казахский народ постепенно, но уверенно возвращается к истокам своим.
— Вы проводили какие-то исследования, опросы? Где вы черпали информацию?
— Нет, как уже говорил в начале, я специально не занимался изучением, не писал диссертации на заданные темы, это получилось само собой. В те годы я, по долгу службы, часто бывал в районах, встречался с людьми. Меня сильно интересовали рассказы стариков.
Не могу сказать, что в одном районе лучше знают или сохранились традиции, в каждом отдаленном селе имелись аксакалы, которые являли собой ценный кладезь информации. Таким образом, я собирал по крупицам эти данные, позже выпустил небольшую книгу «Асыл мұра».
— Вернемся к нашей теме — Наурызу. Насколько велика роль этого праздника в жизни казахского народа?
— В первую очередь необходимо отметить, что казахи издревле занимались скотоводством. Говоря современным языком, это было их основной экономической деятельностью, жизнь их буквально зависела от природных условий. Поэтому пережить зиму, сохранить поголовье скота — это были основные задачи наших предков. И радость была по-настоящему большой, искренней. Ведь казахи не просто так устраивали тои, для этого имелся какой-то особенный повод. И Наурыз был самым ожидаемым праздником в году.
Как всем известно, равноденствие приходится на такие месяцы, как март и сентябрь. В последнем случае нелогично было бы праздновать начало Нового года, поскольку впереди людей ожидает суровое испытание в виде зимы. Поэтому отмечали его весной, когда земля только начинает пробуждаться от зимней спячки. А совпадение великого праздника с законами природы просто поражает воображение: продолжительность ночи и дня сравниваются, в ночь с 21 на 22 марта начинается точка отсчета в пользу дневного времени.
Праздник Наурыз в старину начинался 22 марта и длился целый месяц, в течение которого начинает расти трава, котятся домашние животные. Люди в праздничный день, одевшись в красивые наряды, с веселым настроением ходят друг к другу в гости. Гостей угощают специальным национальным блюдом — «наурыз-коже». С утра до ночи не смолкают смех и песни.
Аксакалы в аулах рассказывали, что начинали праздновать Наурыз с первых чисел марта по старому календарю, которые приходятся сейчас на 14 марта. Главным предвестником прихода весны считался полевой суслик, за которым внимательно следил и стар, и млад. Старики вспоминали, что по поведению грызуна они определяли, как скоро им ждать наступления теплых дней. Если суслик выходил из норки и носился по степи, то жди весны, если же только высовывал нос и прятался обратно под землю, то холода пока не отступят.
У казахов был свой принцип ведения календаря, люди жили в гармонии с природой и ориентировались по ее внешним признакам, тем самым определяли свои дальнейшие планы на жизнь.
— В народе говорят, что захватывает больше процесс подготовки к празднику, чем сам той…
— Этого у нас отнять нельзя. Наши предки занимались этим вопросом основательно, был свой распорядок, правила. Данный процесс можно сравнить разве что с нынешними приготовлениями к празднованию Нового года или Рождества в западных странах. Вы и сами видите, что к этим датам наряжаются елки, каждый считает нужным повесить гирлянды, прилепить на стекла окон мишуру. А к Наурызу пока еще отношение прохладное. Мы станем его отмечать через несколько дней, а в городе до сих пор нет ни одного баннера или плаката с надписью «Наурыз мейрамы құтты болсын!».
Казахи же считали, что если дом внутри и снаружи не сверкает чистотой и белизной, то в такой дом Новый год не придет и в нем в течение года не произойдет никаких положительных изменений. Здесь необходимо отметить, что наши предки представляли себе Новый год в виде какого-то эфемерного существа, которое в чьем-либо облике могло зайти в дом. Поэтому накануне праздника проводилась генеральная уборка внутри дома, а также во дворе и хозяйственных постройках.
Во-вторых, вся домашняя утварь не должна была валяться на полу или оставаться в сундуках. Также вывешивалась на виду, проветривалась и обогревалась лучами весеннего солнца Нового года одежда из сундуков. Не показывались весеннему солнцу только личные вещи умершего человека.
Сейчас это сделать, конечно, проблематично, так как наверняка в шкафу современной казашки найдется сотня вещей, которые необходимо будет продемонстрировать мифическому Новому году, а это займет достаточно много времени.
Существует также поверье о том, что если Новый год встретить в доме пустой посудой, то и весь год они остаются пустыми, то есть в семье будет недостаток в еде. Поэтому принято наполнять всю посуду в доме в канун праздника различными яствами, хотя бы водой, и угощать ими гостей.
— А были ли какие-то особые традиции, которые со временем позабылись и перестали упоминаться?
— Вот представьте себе. Долгую зиму аул практически отрезан от внешнего мира, и вот наконец-то наступает весна, начинаются перемещения, кочевка. Люди, в основном молодежь, начинают активизироваться. Так вот в Наурыз обычно девушки и юноши дарили друг другу подарки. В то время трудно было соригинальничать, поскольку не было, как сейчас рынков с широким ассортиментом товаров, приходилось делать все своими руками. Красавицы получали в знак особого внимания зеркальца, ювелирные украшения, вышитые платки-кесте.
Также сохранились традиции в праздник готовить особый вид наурыз-коже. Девица, угощавшая молодца таким напитком, тем самым давала понять о своих чувствах. Состав коже был разным, в зависимости от географического расположения, поэтому говорить, что так готовить правильно, а так неправильно, не стоит.
— В последнее время появляется множество предположений относительно обычая көрісу, который по каким-то причинам сохранился лишь в некторых регионах Казахстана, а точнее, на западе. Одни склоняются к мысли, что таких традиций у казахов не было, их придумали в наших краях, другие к тому, что обычай существовал, но остался жить только здесь.
— Знаете, могу вас заверить, что этот обычай всегда существовал. Я изучал труды Шокана Уалиханова, Сабита Муканова — выходцев не из западных регионов Казахстана, которые упоминали об этой традиции. Ведь она возникла у казахов не случайно: во-первых, наши предки вели кочевой образ жизни. Занимаясь скотоводством, часто меняли места для пастбищ. Поэтому несколько месяцев они находились на зимовке скота и не имели возможности видеться друг с другом. А с наступлением весны, когда таял снег и прокладывались дороги в степи, становилось чуть-чуть меньше забот в домашнем хозяйстве, люди начинали ходить друг к другу, чтобы повидаться со своими родными и близкими. К счастью, эта традиция никогда не прерывалась в нашей области, хоть мы и не живем в аулах и зимой так же часто видимся, созваниваемся, но этот теплый обычай — выказывать уважение к старшим, протягивать руки и крепко их сжимать, желая здоровья и долгих лет жизни, дает надежду на то, что мы никогда не забудем о своих истоках.
Еще одна особенность праздника: в эти дни проводились собрания совета старейшин, на которых обсуждались глобальные вопросы, так сказать, перспективный план на год и итоги прошедшего года. Это вам ни о чем не напоминает?
Собрания проходили обычно к обеду, как первый день нового года. В начале беседы аксакалы поминали умерших и вспоминали тех, кто не смог пережить прошедшую зиму. Далее переходили к обсуждению проблем осиротевших детей, чтобы помочь им встать на ноги, их поручали добрым и отзывчивым людям, которые брали опеку над несчастными.
Затем разговор плавно переходил на тему будущего молодых неженатых людей и засидевшихся дома девиц. Планировались пути содействия семьям, имеющим таких детей: изыскивались возможности для оказания моральной и материальной поддержки, чтобы родители могли провести обряд знакомства и сватовства.
Также на совете старейшин аксакалы обсуждали вопросы о выборе новых мест для пастбищ, сенокоса в новом году. Уделялось внимание и чрезвычайным ситуациям, и стихийным бедствиям, засухе, а также обороне родины от внешних врагов и так далее. Словом, это были и насущные, и общие проблемы.
— И снова о наурыз-коже — самом главном ястве праздника. Наверняка казахи видели в нем не только угощение, в нем заключался какой-то особенный смысл?
— Конечно! Главное блюдо не зря вошло в традицию казахов. В его основе лежит стремление людей к единству и дружбе.
По этому поводу существует легенда. В древние времена в народе произошел раскол. Злые люди посеяли раздор. Мужчины не могли договориться между собой, младшие не слушались старших, хозяйство начало рушиться. Такие понятия, как «единство народа», «дружба» потеряли свою значимость и весомость.
И в это время со всех концов страны собрались аксакалы на совет старейшин. Они решили поставить самый большой казан, и в день Нового года — Наурыз — в нем было приготовлено огромное количество блюд, которые отведал весь собравшийся люд. После трапезы самые авторитетные аксакалы объявили народу следующее: «Даже псы, будучи щенятами и вскормленные одной матерью, никогда не грызутся между собой. Ибо они осознают, что приходятся друг другу братьями. Так и мы с вами сегодня собрались на праздник и, словно дети, вскормленные молоком одной матери, попробовали пищу из одного общего казана. Отныне и во веки веков мы с вами, как родные братья и сестры, должны любить и уважать друг друга!»
Таким образом люди вновь обрели единство и согласие, забыв все прошлые обиды. С тех пор это неизменная традиция у казахов — готовить наурыз-коже, а также угощать им всех, кто пожалует в эти дни в их дом.
Такая замечательная традиция свидетельствует не только о широте души и гостеприимстве казахского народа, но и о стремлении к единству и согласию между людьми.
Если говорить о самом напитке, то он состоит из не менее семи компонентов. Думаю, не стоит напоминать, что для казахов 7 — святое число. Не важно, сколько, главное, не менее семи. Обязательными считаются вода, любой молочный продукт (будь то молоко или шубат), мясо. Кстати, почему именно вяленое, спрашивают часто. Здесь все просто: после затяжной зимы казахи редко резали скот, поскольку мясо было нежирное, поэтому доставали из закромов вяленое. Далее добавляли просо и другие крупы, соль. В наших краях клали в коже кумаршык — дикое злаковое растение, растущее на барханах, зерна которого напоминают просо. Есть одна легенда, что Макаш-правитель привез его семена специально, поскольку оно обладает особыми свойствами. Но это всего лишь рассказы, которые придумывают представители одних родов, чтобы возвеличить своих предков.
Поэтому щедро угощайте своих гостей коже, тем самым, желая им долгих лет жизни, достатка и здоровья.
Беседовала
Шынар ТЕКЕЕВА,
фото Амангельды
МУТИГУЛЛИНА