ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВСЕХ УСЛУГ
Современные онлайн технологии постепенно становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Необходимую справку сегодня можно получить, не выходя из дома, сидя за компьютером. Для этого достаточно иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки. ЭЦП позволяет быстро и оперативно получать государственные услуги в режиме онлайн. Благодаря ей можно приобрести справку о недвижимости, о пенсионных отчислениях, принять участие в госзакупках. Уже в марте этого года начнется запись ЭЦП на удостоверения личности. Среди жителей нашей области увеличивается число желающих приобрести ЭЦП, в прошлом году было выдано 13295 электронных подписей.
Недавно я, сделав небольшой опрос с целью узнать, пользовались ли когда-нибудь опрашиваемые электронной цифровой подписью, пришла к выводу, что многие пока еще не знают о ее существовании. И вообще о том, для чего она нужна и как ею пользоваться. Хотя надо признать, что в отличие от старшего поколения, в этом вопросе молодежь более информирована.
А реалии таковы, что населению нужно как можно быстрее обрести электронную цифровую подпись, чтобы уже потом, используя ее, получать госуслуги, даже не выходя из дома. Темп жизни настолько высокий, что сегодня многим из нас просто катастрофически не хватает времени. Сложно выкроить время на встречи с друзьями, спорт, любимые дела. Конечно, мы находим время, чтобы получить необходимые справки, но для этого даже в ЦОН приходится ходить не менее двух раз, чтобы получить необходимый нам документ.
Но на портале электронного правительства e.gov.kz мы можем получать различные услуги, не отходя от рабочего места, а некоторые из них (например, справку о зарегистрированных правах на недвижимое имущество) за считанные секунды. В целом портал е-правительства ставит целью сэкономить наше время и упорядочить деятельность государственных служащих. Единственное, что нам нужно, — это иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП), которую мы получаем при подаче онлайн-заявки и удостоверяя в Центрах регистрации национального удостоверяющего центра, которые находятся в ЦОНах (ул. Сатпаева, 23 и ул. Баймуханова, 16а). Электронная цифровая подпись — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки. Документы, подписанные электронной цифровой подписью, согласно пункту 1 статьи 7 Закона РК от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» равнозначны документу на бумажном носителе.
В соответствии с международным опытом и существующими техническими требованиями принято решение об установлении срока действия ЭЦП на 1 год. При этом предусмотрена возможность упрощенного продления срока действия уже выпущенного ЭЦП через «личный кабинет» на сайте: www.pki.gov.kz, иными словами, уже не нужно ходить в ЦОН. Вы сможете каждый год продлевать срок действия ЭЦП еще на год. Причем сделать это нужно вовремя, до окончания срока действия текущей подписи.
Легитимность электронных справок закреплена Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «Электронного Правительства». Именно в нем было раскрыто понятие «электронная справка» и определено, что «электронные документы, удостоверенные электронными цифровыми подписями, равнозначны письменным документам в подлиннике».
Уже в марте 2012 года ЭЦП начнут записывать на удостоверения личности, о чем было сообщено на заседании коллегии руководством АО «Национальные информационные технологии». В прошлом году при плане 350 тысяч было выдано 480 тысяч электронных цифровых подписей, в этом году планируется выдать 450 тысяч. С МВД подписан план мероприятий по записи ЭЦП на электронное удостоверение личности, и работа ведется в форсированном режиме.
Мы попросили директора Атырауского областного Центра информационных технологий АО НИТ Гульсару Ескалиеву подробнее рассказать, что значит запись электронной цифровой подписи на удостоверение личности, насколько активно в области идет процесс использования ЭЦП, что необходимо для ее получения и как научиться пользоваться подписью.
По словам Гульсары Ескалиевой, за 2011 год в Атырауской области выдано 13295 электронно-цифровых подписей, на 13 февраля 2012 года выдано уже 3118, что говорит о том, что увеличивается число использующих цифровые сертификаты открытых ключей (регистрационные свидетельства — ЭЦП). На самом деле применять ЭЦП можно не только на портале «Электронного Правительства» и при обращении граждан в государственные органы Республики Казахстан, но и при защите почтовых сообщений от несанкционированного прочтения или модификации, а также при определении авторства полученных документов. На сегодняшний день ЭЦП используют при сдаче статистических и налоговых отчетов, при получении лицензий, для участия в государственных закупках, при сдаче депозитарных финансовых отчетов, в информационной системе «казначейство-клиент».
Действительно, уже в марте начинается запись ЭЦП на удостоверения личности. При этом нет необходимости срочно идти и менять документ. В случае окончания срока действия или утери, при обычной замене или получении нового удостоверения, мы будем уже иметь на нашем документе электронно-цифровую подпись, а пока можно получать ЭЦП отдельно. Для ее получения следует обратиться в один из ЦОНов — по улице Баймуханова или Сатпаева, представить удостоверение личности и у вас в руках будет электронная цифровая подпись.
На портале «Электронного Правительства» посредством ЭЦП можно получить много разных услуг: государственные, коммерческие, платежи в бюджет, а также 101 вид лицензий. В будущем список городов и банков, доступных для оплаты в режиме онлайн, будет увеличиваться.
Новые сервисы радуют и автовладельцев. К имеющимся «авто-сервисам» добавилась услуга просмотра нарушений, зафиксированных системами фото- и видеофиксации и оплата штрафов за данные нарушения.
В числе новинок и услуга «бронирование электронной очереди в ЦОН» по Интернету, запущенная 17 августа 2011 года. В Атырауской области бронировать очередь таким образом возможно в ЦОНе по улице Баймуханова, 16а (что рядом со зданием ЗАГСа).
С 9 декабря2011 г. на портале «Электронного Правительства» появился новый сервис «онлайн-приемная», позволяющий жителям областных центров и г. Алматы записаться на онлайн-прием к первому руководителю государственного ведомства. Прием граждан осуществляется посредством видеоконференцсвязи.
Для того, чтобы записаться на прием, пользователь указывает свои контактные данные, выбирает Центр обслуживания населения из предоставленного списка, предпочитаемую дату и характер вопроса. После этого, в течение 30 минут заявителю на указанный электронный адрес придет ответ, в котором ему будет сообщено о статусе рассмотрения заявки. В обозначенное время пользователю необходимо прийти в указанный в заявке ЦОН, где он сможет пообщаться с руководителем выбранного госоргана в режиме видеоконференцсвязи.
Данным сервисом и услугой «бронирование электронной очереди в ЦОН» могут воспользоваться все зарегистрированные пользователи портала, при этом наличие электронной цифровой подписи не требуется. Найти услугу «онлайн-приемная» можно в «личном кабинете» авторизованного пользователя портала. По результатам пилотного проекта к сервису онлайн-приема граждан планируется подключить все государственные органы, а записаться на прием в дальнейшем смогут и жители районных центров.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА