Актуально

Таможенный союз: автодилеры успокоились

Созданный Таможенный союз между Казахстаном, Россией и Беларусью действует полтора месяца. Срок достаточно не большой, чтобы просчитать все его плюсы и минусы. Поэтому по-прежнему не утихают споры, смысл которых сводится к поиску ответа на один вопрос: -Выгодно или не выгодно?

И если проанализировать все разговоры вокруг Таможенного союза, то, на мой взгляд, больше всего их велось вокруг автомобилей. Особенно в конце прошлого года.

Когда было объявлено, что с 1 января 2010 года вводится единый таможенный тариф для юридических лиц в странах Таможенного союза. Иными словами, пошлины для юридических лиц на легковые автомобили в странах Таможенного союза приравнивались к российским, которые были на порядок выше казахстанских и белорусских. В это время в сложной ситуации оказались и официальные автодилеры.

Их волновало не столько повышение таможенных тарифов с 1 января, сколько тот факт, что таможенные тарифы для физических лиц будут пересмотрены только к 1 июля 2010 года. Таким образом, полгода автодилеры должны были предлагать покупателям автомобили, растаможенные по новым ставкам, тогда как физические лица могли ввозить машины по старым тарифам. Итогом стало то, что перепугались и те, и другие. Автодилеры стали ввозить машины огромными партиями, поскольку спрос на них был огромный.

Белорусские предприниматели, занимающиеся доставкой автомобилей из Западной Европы, утверждали, что за последние недели года количество продаж возросло не менее чем в два раза. Естественно, в ожидании увеличения ставки таможенной пошлины.

Физические лица, не сильно веря обещаниям правительств, тоже массово отправились за новыми и подержанными автомобилями.

Ситуация прояснилась лишь через несколько месяцев. Когда Казахстан добился того, что на ввоз подержанных автомобилей для физических лиц сохраняется льготный период. Но главная новость была для автодилеров – они узнали, что новые машины, ввозимые физическими лицами, будут облагаться сборами по тем же ставкам, что и для юридических лиц. И значит, как они опасались, народ оптом в иные страны за новыми машинами не отправится.

Насколько Таможенный союз повлиял на работу автодилеров? Какая ситуация с продажами машин сегодня? На эти и другие вопросы мы попросили ответить директора одной из дилерских компаний Эдуарда КУЗНЕЦОВА.

— Эдуард Геннадьевич, больше всего разговоров о невыгодности Таможенного союза для Казахстана было со стороны автодилеров и автовладельцев. Насколько обоснованны были эти разговоры?
— Во-первых, мы не обсуждали коллективное решение руководителей трёх государств, воспринимая его как данность. Просто действительно поначалу было многое не понятно и были опасения, что автодилерская сеть в Казахстане может сильно пострадать. А это, согласитесь, не только трудности автодилеров. Ведь мы выплачиваем в бюджет немалые отчисления, и значит, могло пострадать и государство. Но вскоре всё встало на свои места. Подержанными машинами мы не торгуем, и нам особо не было интересно, что происходит вокруг них. А что касается новых автомобилей, то здесь тоже опасения оказались преувеличенными. Ожидалось, что цены на них поднимутся почти на 30 процентов. В итоге оказалось меньше – в среднем где-то на 14-18 процентов.

— И как ваши клиенты отреагировали на все эти таможенно-автомобильные страсти?
— В конце прошлого года достаточно бурно. Мы распродали столько машин, сколько раньше продавали в течение полугода. Затем наступил спад. С одной стороны, все, кто хотел купить машину или планировал это сделать чуть позже, покупки сделали. Те, кто не успел по каким-то причинам, в первые месяцы этого года заняли выжидательную позицию. Так продолжалось до апреля. К маю люди успокоились. Поняли, что возврата к старому нет, и потихоньку пошли в автосалон.

— Потихоньку – это как?

— Могу пояснить в цифрах. Если в марте нашим автосалоном было продано 3 машины, то в июле уже 20. Для сравнения могу сказать, что в 2009 году в среднем мы продавали в месяц 18 машин. Это без учёта ажиотажного спроса в декабре, конечно. Так что ситуация с Таможенным союзом оказалась не такой страшной, как поначалу кто-то считал. К середине 2011 года мы планируем выйти в Атырау на максимальные объёмы продаж, зафиксированные в 2007 году.

— А как отразился Таможенный союз на сервисе? Сильно ли подорожали запчасти, услуги?

— О том, что подорожают услуги и речи не было. Это просто была такая страшилка, мол, автодилеры, компенсируя потери в объёмах продаж машин, поднимут стоимость автосервиса. Практически не заметно подорожание и по запасным частям, более того, ежедневные расходные запасные части у нас стали дешевле, благодаря работе официального дистрибьютора. Но здесь другая проблема, к Таможенному союзу отношения не имеющая. Хотите, расскажу?

— Конечно.
— В отличие от Европы и Америки, мы очень интересный народ. Я бы сказал, никого не обижая, глупо-бережливый. Поясню. Человек приходит и покупает дорогую машину. Джип, например. Да ещё самый навороченный. Выкладывает 100 тысяч долларов. Этих денег ему не жалко. И, слава Богу, что они у человека есть и он приобретает современную комфортабельную машину. А вот дальше начинаются парадоксы. Вместо того чтобы новую машину обслуживать у официального дилера, человек едет на какую-то СТО на окраине города, расположенное в старом гараже. Там мастера, как правило, непонятного происхождения, меняют на крутом дорогущем джипе масло, фильтры. Меняют на несколько тысяч, а иногда и на несколько сотен тенге дешевле, чем это обошлось бы в фирменной СТО. Что они там заливают — ещё можно проследить, хотя не у каждого на это есть время, да и опыт. Но вот то, что они забывают закрутить или не докрутить какую-то гайку – за этим не уследишь. Результат, думаю, понятен. Через какое-то время наш покупатель появляется у нас. Кто-то честно просит: помогите. А кто-то порой грозно вопрошает: что вы мне продали? Машина барахлит или вообще не заводится. Вот сегодня у нас стоит в ремонте Лексус стоимостью около 100 тысяч долларов. На нём где-то при замене масла что-то открутили, а назад поставить «запамятовали». Итог – ремонт обойдётся в 11 тысяч долларов. Вот это проблема, а не то, что японские, южнокорейские или европейские машины немного подорожали.

— Может людей всё-таки отпугивает дороговизна обслуживания в фирменных салонах?
— Да бросьте. Замена масла на обычной СТО стоит 2 тысячи тенге, если его, конечно, не заливают прямо на улице. У нас 2800. Стоит ли риск потенциально возможного ремонта в несколько тысяч долларов сэкономленных 800 тенге? Кроме того, уверен, люди должны понимать, что официальные дилеры платят налоги так же, как и другие производственные предприятия, то есть формируют бюджет нашего государства – из которого и платятся пенсии и зарплаты.

— Бытует мнение, что и машины, и сервис в Атырау дороже, чем в соседних регионах. Насколько?
— Да нет такого! Мне просто не понятно, откуда такие разговоры идут. И у нас, и у других дилеров бизнес открытый. Ладно, за других говорить не уполномочен, но мы из своего бизнеса секрета не делаем. Он у нас прозрачный. Дистрибьютор устанавливает цены на машины во всех областях совершенно одинаковые – это же элементарно проверить, глобальная сеть у всех под рукой – зайдите и проверьте! Что касается сервиса, то если и есть разница, то не более чем в 7 процентов. Это в первую очередь связано с отдалённостью региона от центра, а значит разным уровнем его себестоимости.
И ещё хотелось бы поделиться наблюдениями за нашим менталитетом. Знаете, о чём думает человек на Западе, когда собирается покупать новую машину? О том, сколько будет стоить её содержание. У нас люди при покупке об этом подумать забывают почему-то. И когда покупают новые авто, и когда берут подержанные. Да, сегодня можно за 3-4 тысячи долларов купить внешне прилично выглядящий Мерседес. А потом долго удивляться, что рулевая колонка, которая через неделю вышла из строя, стоит к нему 10 тысяч. Посмотрите, сколько машин заброшено во дворах? А всё это выкинутые на ветер деньги. Так что прежде чем купить машину, нужно подумать: а по карману ли мне её содержание? И уж, если купили, не экономить на обслуживании, используя оригинальные запасные части. Ведь поговорку о скупом, который платит дважды, думаю, все знают и помнят.

— Спасибо за интервью!

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button