РЕЙТИНГ ВЫЯВИЛ ПРИЧИНЫ
Атырауские предприниматели назвали «худшие» госорганы. Палата предпринимателей Атырауской области совместно с областными филиалами партий «Нұр Отан» и «Ак жол», а также Союзом предпринимателей и работодателей Атырауской области на брифинге огласила итоги рейтинга взаимодействия госорганов с предпринимателями региона по итогам 2015 года. Впервые подобный рейтинг был составлен и оглашен в прошлом году, тогда Региональная палата заявила, что будет проводить его на постоянной основе.
Как рассказал директор Палаты предпринимателей Атырауской области Асылбек Джакиев, рейтинг был сформирован на основе анализа всех обращений, поступивших от предпринимателей в течение года. Рейтинг включает в себя три показателя. Первый — это госорганы, создающие наибольшие препоны развитию бизнеса. Второй — бездействующие госорганы, то есть госорганы, от которых Палатой не были получены ответы на соответствующие запросы с целью защиты прав и интересов предпринимателей. И третий показатель — это госорганы, плодотворно сотрудничающие в плане защиты прав и интересов субъектов бизнеса.
— С начала текущего года в Палату предпринимателей Атырауской области поступило 1143 обращения, в том числе 253 — письменные обращения, из них на сегодня 133 решены в пользу предпринимателей. По 890 обращениям даны консультации, на стадии рассмотрения — 45 обращений, даны разъяснения по законности действий по 75 обращениям, удалось предотвратить финансовые затраты предпринимателей более чем на 41 млн. тенге и увеличить доход более чем на 700 млн. тенге, — сообщил Асылбек Джакиев.
По результатам анализа обращений выделены три сферы, где предприниматели наиболее часто встречаются с проблемами. Первое — это сфера земельных отношений и архитектура, второе — финансовый сектор и третье — сфера взаимодействия с субъектами естественных монополий.
— В список госорганов, создающих наибольшие препоны развитию бизнеса, попали городской отдел архитектуры и градостроительства и городской отдел земельных отношений. Согласно статистике, в 2015 году по сравнению с прошлым годом число обращений от предпринимателей на проблемы в сфере земельных отношений и архитектуры возросло на более чем 70 процентов. А одной из причин роста числа жалоб можно назвать и то, что предприниматели стали активнее отстаивать свои права, — отметил Асылбек Джакиев.
Системными проблемами в сфере земельных отношений стали долгое рассмотрение заявлений о предоставлении либо об изменении целевого назначения земельного участка (от двух месяцев до двух лет), высокая стоимость услуг за подготовку землеустроительного проекта. А в сфере строительства — долгий срок утверждения эскизных проектов (от двух месяцев до четырех лет).
По части земельных вопросов Асылбек Джакиев подчеркнул, что за долгие годы клубок земельных проблем закрутился настолько, что распутать его в короткие сроки невозможно. РПП ведется активная работа с местными исполнительными органами, в частности, с акиматом Атырауской области. Чтобы голос бизнеса был услышан, на сегодняшний день эксперты региональной Палаты вошли в состав ключевых комиссий по решению земельных вопросов. Это, например, градостроительный совет и другие.
Кроме того, совместно с управлениями земельных отношений, архитектуры и градостроительства акимата Атырауской области Палатой ведется работа над созданием онлайн-базы данных земельных участков.
В списке бездействующих госорганов — департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Атырауской области.
— В этом году предпринимателей особенно волновали вопросы, связанные с монополистами. Об этом свидетельствует статистика — в нынешнем году число жалоб от предпринимателей на проблемы, связанные с субъектами естественных монополий, по сравнению с 2014 годом выросло на более 90%, то есть почти в два раза. Проблемы бизнеса в сфере взаимодействия с монополистами — это тарифы, технические условия и открытость данных по свободным мощностям. Касательно последнего Палатой предпринимателей Атырауской области было инициировано перед уполномоченным органом, а также монополистами создание онлайн-базы данных свободных мощностей, — рассказал Асылбек Джакиев.
На вопрос: «Почему антимонопольный департамент в списке «худших?» — руководитель региональной Палаты пояснил, что зачастую обращения в вышеназванный госорган с просьбой оказать содействие решению проблем предпринимателей с монополистами оставались без ответа, поэтому Палата предпринимателей самостоятельно решала возникающие вопросы непосредственно с руководством предприятий-монополистов.
Также Асылбек Джакиев сообщил, что среди монополистов наибольшие претензии у атырауских предпринимателей к предприятию «КазТрансГаз-Аймак». Субъекты бизнеса жалуются на сложность получения техусловий, на необходимость внесения 100% предоплаты для подключения к газу и недовольны условиями профтехобслуживания.
— Стоит отметить, что в сентябре текущего года в местном филиале «КазТрансГазАймак» сменилось руководство. Мы встретились с первым руководителем, в результате была достигнута договоренность, что все вопросы, связанные с предпринимателями, в будущем будут решаться оперативно. В частности, в скором времени планируется открытие специализированного Центра обслуживания с отдельным окном для предпринимателей по вопросам газоснабжения, — поставил в известность директор региональной Палаты.
В качестве положительного примера взаимодействия с монополистами была названа отмена 100% предоплаты за электроэнергию для субъектов малого бизнеса. Благодаря эффективному взаимодействию между Палатой предпринимателей Атырауской области и руководством АО «Атырау Жарык» удалось заключить соответствующий меморандум, субъекты малого предпринимательства освобождены от данной выплаты. В отличие от ряда других регионов, в Атырау достичь данного соглашения удалось без вмешательства судебных органов.
В списке госорганов, плодотворно сотрудничающих с Палатой предпринимателей Атырауской области в плане защиты прав и интересов субъектов бизнеса, — департамент государственных доходов по Атырауской области. Все обращения от предпринимателей, связанные с деятельностью данного госоргана, решались своевременно и в пользу предпринимателей.
— В текущем году была проведена реконструкция Центра по приему и обработке информации управления государственных доходов по городу Атырау. Для удобства налогоплательщиков установлена электронная система управления очередью, расширена площадь терминала налогоплательщика, благодаря чему реализована возможность отправки форм налоговой отчетности и налоговых заявлений электронным способом. В Центре приема и обработки информации увеличено число окошек, в которых производится прием, выдача готовых документов по всем видам госуслуг для субъектов бизнеса и населения и обслуживание физических лиц по начисленным суммам и получению извещений по налогам на имущество, землю и транспорт. Консультации по вопросам налогообложения оказываются в отдельном кабинете, расположенном по правой стороне от центрального входа. Все это создало необходимые условия для деятельности субъектов бизнеса, — добавил Асылбек Джакиев.
Резюмируя обсуждение, руководитель региональной Палаты подчеркнул, что основная цель заключается в выявлении государственных органов, при работе с которыми у предпринимателей возникают наибольшее количество проблем, узнать причины их возникновения и содействовать устранению данных административных барьеров.
Светлана НОВАК