Работать на конечный результат
Показатели социально-экономического развития области стабильно высокие. И эта тенденция дает возможность решать самые злободневные вопросы, что в целом положительно отражается на общем росте уровня жизни населения. Сами атыраусцы являются свидетелями того, как из года в год преображается наш регион, выполняя поставленные задачи и достигая все новых высот в деле повышения благосостояния населения, а значит, осуществляются главные приоритеты, обозначенные в Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Безусловно, у нового времени новые требования, новые запросы. И важно не отстать, идти в ногу с ним, а то и опережать его. Кстати, данная установка подтверждается работой областного акимата. Результаты деятельности акима области и его команды очевидны. Между тем в деле укрепления экономики и достигнутых успехах есть значительная доля и деятельности депутатского корпуса областного маслихата. Впечатляющий размах и четкое определение основных шагов в работе, а главное — их выполнение в масштабе региона – это итоги эффективного и взаимовыгодного сотрудничества местной власти и маслихата. В сегодняшней нашей беседе с секретарем Атырауского областного маслихата, председателем областного филиала НДП «Нур Отан» Жалгасом ДЮСЕНГАЛИЕВЫМ мы коснемся именно темы взаимодействия и совместной работы депутатов с аппаратом акима области.
-Мы хорошо знаем, что в рейтинге областей Атырау занимает первые позиции. Безусловно, это результат огромной и системной работы руководства области. И здесь нужно отметить личную заслугу акима области Бергея Рыскалиева, руководимого им аппарата и трудовых коллективов предприятий и учреждений. Достойную лепту внес в успехи области и депутатский корпус областного маслихата. Однако хотелось бы, чтобы Вы, Жалгас Матешевич, рассказали о роли областного маслихата в нынешних условиях.
-Маслихат – это единое сформированное учреждение, состоящее из депутатского корпуса. А еще, как принято, депутатов называют «слугами народа». И именно в этом заключаются высшее призвание и роль избранников – служить народу. Конечно, люди так называют, потому что они сами оказали доверие нам, отдав свои голоса во время выборов. Однако, по моему глубокому убеждению, и депутата, и того же государственного служащего одинаково связывает именно предназначение работать на благо людей. Они – тождественны. Поэтому я не хотел бы и не собираюсь отделять одно от другого. Конечно, депутаты самое близкое к людям звено. Люди избрали депутатов, значит, знали их, в свою очередь у последних больше возможностей чаще бывать и тесно общаться с жителями. Безусловно, это почет и уважение. Но с другой стороны, такие отношения налагают на депутатов и огромную ответственность – ведь избиратели вполне закономерно спрашивают: а что мы сделали для них?
Как известно, с избрания областного маслихата четвертого созыва прошел почти год. За этот период все избранные 27 депутатов по утвержденному графику неоднократно выезжали с отчетами в свои избирательные округа. В ходе таких встреч они знакомились с условиями жизни людей, темпами реализации государственных программ на местах, ситуацией в сфере образования и здравоохранения. Кроме того, благодаря рабочим поездкам у депутатов была возможность поговорить с предпринимателями о вопросах и проблемах развития среднего и малого бизнеса, анализировать проводимую работу по борьбе с коррупцией. И, нужно сказать, что всё это не прошло даром, потому что озвученные и поднимаемые актуальные темы помогали нам «отсеять» не нужное и определить конкретные направления, которым нужно было уделять особое внимание при принятии годового бюджета. К примеру, в деле принятия таких важных проектов, которые при применении передовых технологий обеспечат высокую эффективность переработки нефти и намного снизят экологическую нагрузку, помогут повысить нефтеотдачу и выгодно эксплуатировать месторождения, вести строительство нефтепроводов, развивать строительную индустрию и расширить телекоммуникационные сети, успешно внедрять проекты по производству и социальной инфраструктуре и другие.
В дополнение к этому, думаю, достаточно сказать, что в прошлом году объем инвестиций, привлеченных для реализации всех 27 областных программ, составил 743 млрд. тенге, а объем промышленной продукции достиг 1360 млрд. тенге. За текущий период в области было добыто свыше 18 млн. тонн нефти и более 7 млрд. куб. м. попутного газа. Все убедительные цифры, конечно же, предопределяют дальнейшие перспективы нашего региона.
Благодаря слаженной работе команды акима созданы новые производства и рабочие места, в результате этого появилась возможность производить конкурентоспособную продукцию. Решаются проблемы, которые годами беспокоили жителей. В городе Атырау и поселке Индер идет строительство сразу нескольких мостов, находят решение вопросы газификации Кзылкогинского района, водоснабжения — Макатского и Жылыойского районов. Эти инициативы руководства горячо поддержаны депутатами областного маслихата и находят искреннее одобрение наших избирателей. Сейчас особое внимание уделяется подготовке квалифицированных специалистов завтрашнего дня. Причем данная работа требует высокой ответственности как со стороны государственных служащих, так и депутатов местных маслихатов.
-О том, какие требования ставятся перед государственными служащими, нам известно. А нам хотелось бы узнать об обязанностях и задачах депутатов в свете реализации важных мероприятий…
-Здесь, думаю, тоже все ясно. На сегодняшний день вести страну к развитому обществу, цивилизации. Это, безусловно, первейшая обязанность народных избранников. Потому что люди во всех уголках нашей страны уже сделали свой выбор, отдав в ходе прошедшей избирательной кампании свои голоса, тем самым доверив свою судьбу достойным, по их мнению и убеждению, кандидатам, то есть нынешним депутатам. Поэтому нашей главной задачей и обязанностью является быть в тесном контакте с избирателями, жить чаяниями народа, служить их интересам, заботиться и решать бытовые, социальные и другие волнующие людей вопросы. Именно в этом направлении мы и взаимодействуем с областным акиматом. Мы не только наблюдаем за социально-экономическим развитием области, но контролируем выполнение программ первостепенной значимости: строительства и ремонта автодорог, газификации, обеспечения питьевой водой населенных пунктов, социальной защиты населения, укрепления общественного порядка. Доказательством тому, что они реализуются успешно, могут служить сдача в эксплуатацию асфальтированной дороги Уральск-Атырау-Мангыстау, продолжающиеся работы по газификации, темпы строительства жилья и реализуемые в социальной сфере благие дела в рамках программы «100 школ, 100 больниц» во исполнение поручения Президента страны.
-Ну поскольку Вы сами коснулись одной из важных миссий депутатов — контроля за выполнением государственных программ, то, пожалуйста, тогда расскажите подробнее и конкретнее о работе депутатов, с чего и как она начинается, из чего состоит?
-Начнем с того, что, как мы всегда подчеркиваем, зеркалом деятельности областного маслихата является сессия. В течение периода работы депутатов четвертого созыва было проведено 7 сессий. На них было принято 116 решений, касающихся принятия специальных программ и определения источников их финансирования. В числе них можно назвать следующие: «Программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2008-2010 годы», «Развитие автомобильных дорог областного и районного значения на 2008-2010 годы», «Реформирование и развитие сферы здравоохранения на 2008-2010 годы» и другие региональные программы, которые играют значительную роль.
Решением сессии областного маслихата в настоящее время действуют 29 программ, в том числе 4 программы утверждены депутатами нынешнего созыва. Кроме того внесены 4 дополнения и изменения к преженим решениям областного маслихата. Сейчас на контроле постоянных комиссий областного маслихата находится более 30 программ, касающихся дальнейшего социально-экономического роста нашего региона.
Между тем хотелось бы отметить, что по сравнению с предыдущими годами бюджет области вырос более чем в два раза. И особенно значительно в местном бюджете увеличены расходы на развитие образования — на 45 процентов, а финансирование сферы здравоохранения — на 50 процентов. Можно сказать, что выделяются большие средства и на другие отрасли. Все это, конечно, очень хорошо, но с другой стороны параллельно с контролем на местном уровне, требует и ведения системной и эффективной работы. И в этой связи мы хорошо знаем, что не должны упускать и всегда следовать требованию Главы государства, который подчеркнул следующее: «Остается актуальным вопрос повышения эффективности использования бюджетных средств и государственных активов. Каждый год мы говорим об этом, но в данной проблеме продвижение не на должном уровне. Депутаты нового созыва должны ужесточить спрос и ответственность администраторов бюджетных программ за допущение фактов неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств». Безусловно, в этом деле огромную роль играют постоянные и ревизионная комиссии областного маслихата.
И здесь хотелось бы заметить, что депутаты областного маслихата в обязательном порядке входят в состав 13 ведомственных комиссий при акиме области, в том числе в комиссии по контролю за выполнением правительственных программ на местах, регулированию цен при антимонопольном управлении, реализации программы по водоснабжению, борьбе с коррупцией и в экспертные комиссии.
-Свою основную и активную работу постоянные и ревизионная комиссии областного маслихата ведут между сессиями…
-Да, конечно. Этот промежуток времени и определяет, как мы говорим, роль всего депутатского корпуса. Потому что, если на сессиях мы обсуждаем и принимаем решения по предложенным вопросам, то весь подготовительный процесс проходит именно до заседаний комиссии. Члены ревизионной комиссии непосредственно контролируют освоение выделенных бюджетных денег. Результаты их проверок помогают видеть, как выполняются социально-экономические программы, эффективность работы местных органов, подготовить и получить более полную информацию по предлагаемым к рассмотрению сессии маслихата вопросам, анализировать их. Благодаря работе комиссии выявляются недостатки (если они есть) или недопущения в договорах между работодателем и исполнителем, правильно определяются объемы бюджета финансирования этапа программ и фактическое их выполнение. К слову такой пример. По инициативе акима области Бергея Рыскалиева из бюджета были выделены средства на оказание медицинской помощи детям до пяти лет и особонуждающимся людям, а также беременным женщинам и на другие конкретные цели. И вся работа по целевому использованию этих средств находится на контроле депутатов. В этом направлении мы также тесно контактируем с управлениями и отделами областного акимата.
Кроме того, постоянные комиссии следят за правильным использованием целевых трансфертов, предусмотренных на развитие жилищного строительства, в том числе коммунального жилья, развитие системы водообеспечения, инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства. Вообще нужно сказать, что бюджет большой и многоотраслевой. Поэтому мы понимаем, что от депутатского корпуса областного маслихата в этом деле требуется огромная активность и деловое, принципиальное отношение.
-Жалгас Матешевич, помимо исполнения обязанностей секретаря областного маслихата, Вы еще возглавляете не менее ответственный и не менее сложный участок – областной филиал НДП «Нур Отан». Было бы желательно, чтобы Вы рассказали о работе филиала…
-Как председатель областного филиала народно-демократической партии «Нур Отан» ответственно могу заявить, что филиал достойно справляется с поставленными задачами, и вполне оправдывает оказанное большинством избирателей-атыраусцев доверие.
96,3 процента депутатов областного маслихата — члены «Нур Отан» и по праву являются тем связующим звеном между жителями и исполнительной властью. А показатель по маслихатам всех уровней составляет 94 процента. И такая мощная сила работает по семи основным направлениям: обозначенным лидером «Нур Отан» Главой государства. И ведем всю партийную и идеологическую работу, создав единую партийную фракцию, что в свою очередь позволяет предпринимать четкие и конкретные действия и достигать положительных результатов в решении насущных проблем дня.
Отдельной строкой хотелось бы отметить деятельность общественной приемной, которая помимо того, что совершенствует работу с каждым годом, но и стала чуть ли не единственным органом, реагирующим на обращения и просьбы населения и решающим их проблемы четко, на законных основаниях. Причем депутаты стараются помогать и содействовать каждому пришедшему. Только за 2007 год в общественную приемную поступило почти 1500 заявлений. И на все эти просьбы получены ответы компетентных органов. Если быть точнее, то в компетентные органы было направлено 321 заявление, в 96 случаях им оказано содействие в разрешении озвученного вопроса, еще на 823 – даны разъяснения.
Депутатский корпус областного маслихата принимает самое активное участие в общественно-политической жизни области и страны. И работая рука об руку, плечом к плечу с исполнительной властью, старается не только выполнять свои функциональные обязанности, но и соответствовать оказанному высокому доверию избирателей. А также и впредь наращивать тесное сотрудничество с акиматом области, структурными его подразделениями, чтобы работать на блага атыраусцев. В чем, собственно, и заключается основной смысл всей депутатской работы.
Насип ШАЛАБАЕВА,
Хабит АУБЕКЕРОВ